Сериал Морской волк онлайн

Морской волк
IMDB
7.90
КиноПоиск
8.06

Новая интерпретация классического романа Джека Лондона «Морской волк» вновь переносит на экран знакомую, но всегда вызывающую интерес историю о выживании, силе духа и столкновении мировоззрений. В центре внимания – харизматичный и неоднозначный капитан Волк Ларсен, роль которого исполнил талантливый Лауцявичус. Считается, что создавая этот образ, Джек Лондон опирался на реальные события и личность капитана Маклейна, чье имя в те времена было неразрывно связано с прозвищем «Морской волк», мелькавшим в криминальных сводках и рассказываемым в байках. Сюжетный каркас сериала строится вокруг драматического противостояния двух совершенно разных жизненных принципов. На борт промысловой шхуны, словно заброшенный судьбой, попадает Хемп – человек, чья натура склоняется к осторожности и уклонению от рисков, воплощение слабоволи и неуверенности. Его мировоззрение резко контрастирует с философией Волка Ларсена, человека власти и подчинения, беспощадного капитана, чья шхуна, словно левиафан, скользит по волнам. Ларсен не признает компромиссов, руководствуется собственным кодексом чести и обладает четкими, порой жестокими представлениями о природе свободы и рабства. Зрителя ждет напряженное наблюдение за тем, как Хемп, попавший в атмосферу жестокости и гнета, царящую на борту «Призрака», пытается выжить в этом мире. Сумеет ли он обрести в себе силы, чтобы противостоять подавляющему влиянию авторитета капитана и не сломаться под натиском унижений? Будет ли у него достаточно мужества, чтобы встретить вызов, брошенный безжалостной стихией и властной личностью? Вопросы, которые давно занимают поклонников творчества Джека Лондона, поднимаются с новой остротой: почему автор, изображая Ларсена, вызывал сочувствие и даже восхищение? Не является ли это своеобразная пропаганда философии Ницше, с ее культом силы и утверждением воли к власти? Ответить на эти сложные вопросы, возможно, только после того, как вы погрузитесь в мир «Морского волка» и самостоятельно сделаете свои выводы. Сериал предлагает не просто развлечение, но и возможность переосмыслить вечные вопросы морали, ответственности и природы человеческой сущности....

Оригинал
Морской волк
Страна
СССР
Жанр
драмы, мелодрамы, отечественные
Год
1990
Режиссер
Игорь Апасян
В ролях
Андрей Руденский, Любомирас Лауцявичюс, Елена Финогеева, Николай Чиндяйкин, Алексей Серебряков, Мартиньш Вилсонс, Ж. Камали, Виктор Гайнов, Рудольф Мухин, Анатолий Сливников
Рецензии
## Тень «Морского Волка»: Отражения реальности в творчестве Джека Лондона Вокруг творчества Джека Лондона всегда разгорались бурные дискуссии, и зачастую его поздние, более легкие произведения воспринимаются как своего рода компромисс, как плата за преждевременный и во многом вынужденный отход от глубоких, зачастую жестокореалистичных романов. Но за этой трансформацией скрывается куда более сложная и трагичная история, переплетение амбиций, стремления к богатству и столкновение с безжалостной реальностью. В конце XIX века, когда миллионы европейцев, ведомые заманчивыми обещаниями «американской мечты», хлынули в Новый Свет в поисках лучшей доли, молодой Джек Лондон также поддался соблазну этого мифа. Что же скрывалось за этой заветной мечтой? Если говорить простым языком, то это было бы желание сытой жизни, крепкого сна и возможности время от времени потащиться. Однако, путь к этой мечте был далеко не прост, и в поисках вдохновения и жизненных ориентиров Лондон нашел своего «маяка» – загадочного и неоднозначного Волка Ларсена. Реальным прототипом Ларсена стал Александр Маклейн, выдающийся и в то же время весьма сомнительный персонаж, в течение последних двадцати пяти лет XIX века прославившийся как грозный браконьер. Он сумел вырваться из пучины бедности, превратившись в влиятельного и состоятельного человека, и в Соединенных Штатах и Канаде его знали как «Sea Wolf» – прозвище, которое в криминальных хрониках звучало еще более зловеще. И, если быть точным, «Sea Wolf» переводилось не просто как «морской волк», а как нечто близкое к понятию «пират». В конце XIX века, в шестнадцать лет, Джек Лондон впервые ощутил морской бриз на палубе корабля «Софии Сазерленд». К тому времени Александр Маклейн уже успел проделать себе дорогу в жизни, став тридцатичетырехлетним капитаном, одним из самых успешных и удачливых моряков Западной флотилии. Однако, к моменту начала работы над романом «Морской волк», Маклейн уже превратился в легенду. Сорокапятилетний капитан, разыскиваемый пятью государствами, включая Россию, подозревался в убийстве более семидесяти человек. Именно этот человек, эта тень криминальной славы, стал отправной точкой для создания одного из самых запоминающихся и противоречивых героев мировой литературы. Лондон был поражен образом жизни Маклейна, его криминальной удачей и всеобщей известностью. Однако, помимо жестокости и беспринципности, Ларсен обладал множеством достоинств: острый ум, умение вести разговор, способность располагать к себе людей, «волчья хватка» в делах, безупречные знания навигации. К этому Лондона добавил любовь к литературе и красоте, создав многогранный и противоречивый портрет. Автор просто не мог пойти на компромисс, не создав столь яркого, сложно устроенного персонажа. Преднамеренно Лондон решил изложить историю через призму взгляда человека, пусть и обладающего интеллектом, но совершенно не разбирающегося в причинах, по которым отважные, благородные и смелые люди опускаются до уровня "Sea Wolf", оказываясь в сложнейших жизненных обстоятельствах. Эта позиция была выстрадана, поскольку Лондон сам не был чужд жизни, полной вызовов и разочарований. Хэмп, казалось бы, обычный трус, отчаянно пытающийся скрыть свою истинную сущность. Даже его видимая отвага, проявленная при противостоянии стихии на острове или в попытках произвести впечатление на женщин, – это всего лишь маска, необходимая для поддержания видимости силы. Истинный смельчак не бежит от трудностей, но Хэмп не выдержал противостояния с Ларсеном и покинул корабль, осознав тщетность попыток изменить взгляды капитана на жизнь и убедить его отказаться от своего образа жизни. В этом и заключается его малодушие. Так называемое противостояние двух философий сводится к одиночному выступлению Волка, а впоследствии – к неизбежному закату его карьеры. И, несмотря на всю свою силу, Ларсен вынужден был покинуть этот мир, уступив место Хэмпу, который обретает жизнь и благополучие. Таковы суровые законы бытия. Взгляд на роман, а затем и на его экранизации, рождает широкий простор для интерпретации. После просмотра фильма, возникает непреодолимое желание вернуться к первоисточнику, чтобы сопоставить две версии истории и ощутить всю глубину замысла автора. Я убедилась, что наиболее близкой к оригиналу является экранизация Апасяна, сумевшая передать идею и дух романа. Фильм захватывает с первых минут, особенно если знаком с книгой, а динамичное нарастание напряжения, умелая передача гнетущей атмосферы на судне почти дословно повторяют оригинальное произведение. Великолепное музыкальное сопровождение и актерская игра не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Особого внимания заслуживает эпизод, в котором капитан рассуждает о доле рабов и свободных, о переплетении их судеб. Аплодисменты Лауцявичусу заслужены. Однако, не хватает книжной грубости, готовности персонажа к неповиновениям, бунту, который он готов жестоко подавить. Его жизненная позиция порабощает, но он не видит доказательств обратного, он уверен в своей правоте и готов выслушать опровержения. Нельзя не упомянуть о трагической судьбе прототипа Волка – Александра Маклейна. Д. Лондон не ошибся, выбрав именно море в качестве места финала истории. Тело Маклейна было обнаружено в море, причины смерти остались неясными. Плата за мечту уплачена, прототип забыт, его жизнь и дела канули в Лету, а персонаж, созданный на его основе, продолжает жить в литературе и кино. 7.5 из 10
## Бессмертный «Морской Волк»: переосмысление классической экранизации Экранизация романа Джека Лондона «Морской Волк» – это не просто кинофильм, а настоящее кинематографическое событие, превосходящее по своим достоинствам даже самую впечатляющую литературную первоисточник. В отличие от нынешних, зачастую поверхностных и шаблонных, развлекательных проектов, эта картина органично переносит зрителя в эпоху сильных характеров и непрощаемой природы. Время словно полировало эту работу, позволяя сегодня оценить ее глубинную ценность и эмоциональную насыщенность, которую трудно переоценить. Зритель, утомившийся от примитивных и лишенных истинного драматизма телевизионных постановок, жаждет увидеть на экране настоящих мастеров своего дела, и «Морской Волк» полностью отвечает этому запросу. Незначительные отклонения от первоисточника, при всей их мимолетности, не способны омрачить общее впечатление от картины. Любомирас Лауцявичюс воплотил образ Волка Ларсена с поразительной точностью, передав его звериную силу и внутреннюю дикость, наводящую легкий трепет. Его персонаж – это не просто герой, это воплощение первобытной, неукротимой энергии. Андрей Руденский, в свою очередь, сумел придать образу Хемфри Ван-Вайдена глубину и многогранность, избавившись от прежних, упрощенных ассоциаций с образом Самгина. Его игра заслуживает самой высокой оценки. Невозможно не отметить великолепную игру Елены Финогеевой, исполнившей роль Мод. Ее талант, к сожалению, часто остается в тени, однако в этой роли она предстает во всей красе, демонстрируя широту актерской палитры. Экранизации романа Джека Лондона, знакомые мне по зарубежным версиям, не могут сравниться с советским вариантом по уровню постановки и художественной ценности. Вероятно, это связано с особой любовью читателей к творчеству писателя в Советском Союзе, где книги Д. Лондона пользовались огромной популярностью, несмотря на навешиваемый на него ярлык «писателя для юношества». Игорю Апасяну удалось филигранно передать остроту противостояния двух героев, продемонстрировав столкновение двух принципиально разных жизненных философий и нравственных систем. Картина создает атмосферу тотальной власти капитана на судне, ощущение, что он господин над всем и вся. В этой атмосфере беззакония и первобытной силы, слаб и уязвим Хемфри Ван-Вейден, однако он обретает не менее могущественное оружие – силу духа. Простота и лаконичность сюжета резко контрастируют с перегруженными и клишированными "мыльными операми". Ван-Вейден, спасаясь с погибающего корабля, видит свое спасение в совершенно ином контексте, проникнутом трагическим осознанием своего положения. Появление спасительной шхуны, направляющейся в открытое море, лишенной возможности захода в порты, обрекает героев на жизнь в замкнутом пространстве, под неусыпным контролем капитана – истинного воплощения звериной силы и железной воли. Попытки противиться ему обречены на провал, ведь это не туристический лайнер, а место, где необходимо заслужить свое существование. Смысл фильма многогранен и раскрывается постепенно: это борьба с морем, борьба капитана с командой и с каждым членом экипажа в отдельности. При появлении на судне женщины эта борьба приобретает новое, ранее не предвиденное измерение. Некоторые эпизоды, такие как избиение юнгой кока или столкновение повара и акулы, поражают своей жестокостью, демонстрируя непримиримость и суровость морской стихии. На протяжении всего фильма режиссер с мастерством нагнетает атмосферу тревожного напряжения, усиливаемого проникновенным музыкальным сопровождением от Николая Корндорфа. Погрузившись в оригинальную историю и сравнив ее с экранизацией, признаю, что литературное произведение оставило более глубокое впечатление. Однако жаль, что некоторые ключевые моменты романа остались за кадром, в частности, попытки Ван-Вейдена и его спутницы отремонтировать "Призрака", где особенно ярко проявляется борьба слабого, интеллигентного человека за свою жизнь и преодоление страха. Мнения современников Джека Лондона, утверждавших, что он пропагандирует философию Ницше, представляются мне не совсем корректными. Скорее, он отражает состояние общества на переломном этапе истории, духовный поиск и тревожное ожидание грядущих потрясений. Писатель предостерегает нас, представляя противостояние могущественной личности – Волка – и моральных устоев, символизируемых Хемфри Ван-Вейденом, тормозящих поступательное развитие прогресса. Кто же одержал верх в этой схватке – Волк, павший в неравном бою, или Хемфри, покинувший корабль, отступивший? Решать вам. 10 из 10.
## Безжалостный океан человеческой души: о Джеке Лондоне и "Морском волке" Джек Лондон – фигура, занимающая особое место в литературе, писатель, чей талант не подлежит сомнению, а его перо, словно выкованное из стали и закаленное цинизмом, рисует картины, которые одновременно отталкивают и притягивают. За океаном, где в бушующем море душ искали утешение и ответы, Лондон, как молниеносный удар, стал голосом эпохи, аналогом для западного мира того, кем для нас был Фёдор Достоевский – безжалостный, честный, терзаемый противоречиями, но неизменно правдивый. "Любовь к жизни", "Зов предков", "Белый клык" – эти произведения, давно превратившиеся в мировые бестселлеры, знакомы читателям всех континентов, но в основе каждого из них лежит одна, пронзительная тема: отчаянная борьба за выживание, противостояние слабости и силы, выживание на грани немыслимых испытаний. Не зря, возможно, человек начинает ощущать истинный вкус жизни, когда оказывается на самом краю, перед лицом бездны, когда слышит шепот могилы. Именно в этот момент, когда все силы сжаты в кулак, а желание жить становится единственной мотивацией, и прорывается осознание истинной ценности бытия. "Лучше лысому псу, чем мертвому льву" – эта мудрость, почерпнутая из древних источников, словно лейтмотив пронизывает все творчество Джека Лондона, и напоминает о хрупкости существования, о необходимости бороться до последнего вздоха. Его философия, напоминающая мудрость царя Соломона, подталкивает к тому, чтобы бросить вызов смерти, и смело смотреть ей в лицо. Именно это сочетание отчаяния и несгибаемой воли находит отклик в сердцах миллионов, поскольку каждый из нас, хоть раз в жизни, чувствовал некую неудовлетворенность, но и в то же время, не желал расставаться с жизнью. Жизнь, в своей сущности, логична, проста и понятна, но смерть пугает своей неизвестностью. Однако, если взглянуть на это с другой стороны, то смерть – это лишь трансформация, смена мерности существования. В славянской культуре существует древнее представление о мироустройстве, как о сложной структуре, включающей в себя Навь – обитель предков, озаренная мягким светом, и обитель темных сил, Явь – мир, в котором мы живем, Правь – высшее измерение, доступное достойным и благородным душам (отсюда и православие – прославление Правды), и Славь – обитель богов. "Нести свой крест" – это следовать своему предназначению, несмотря на все испытания, выпавшие на жизненном пути. Рассказ "Морской волк" – яркое тому подтверждение, где сквозит мысль о том, что жизнь ценна сама по себе, вне зависимости от обстоятельств. Благородство и идеализм, казалось бы, должны быть главными ориентирами, но в безжалостном море, где правят свои законы, в действии проявляются лишь те, кто способен выжить. Акула плывет, пока есть что поесть, и если пища отсутствует, она обречена на гибель. Как и песня Кипелова "Штиль", рассказ о "Морском волке" подчеркивает жестокую истину: в океане жизни все либо хищник, либо добыча. И вот перед нами старый капитан, закаленный жизнью, матерый волк, у которого душа покрылась шрамами от бесчисленных бурь. Он выживает, уничтожая слабость, истребляя все нежизнеспособное – санитар леса, если угодно. Он презирает слабость, поскольку она не способна противостоять силе. Волк хитер и изворотлив, поскольку, будучи сытым, он позволяет себе охоту лишь для оттачивания своих навыков. Это же прослеживается и в характере капитана, который, пережив в детстве боль и лишения, стремится к полному контролю над своей судьбой. Он набирает на борт тех, кто не отличается силой духа, и пытается из них сделать себе подобных, воспитывая и формируя их по своему образу и подобию. Не каждый способен выдержать такие нагрузки, принять жесткие стандарты и правила, установленные капитаном, поэтому отношения в команде оставляют желать лучшего. Трусость, подлость, шкурные интересы и одиночные выпады не способны сломить капитана. Команда находится в подчинении благодаря страху или безволию, а не благодаря уважению. Везение капитана считают дьявольским, поскольку он действует как одиночка, не слишком заботясь о мнении окружающих и не учитывая их интересы, и не испытывая угрызений совести при гибели нескольких моряков. Люди – это всего лишь расходный материал, жизнь переоценена, а сила – это высшая ценность. Одни гибнут случайно, другие – по воле капитана. Неудивительно, что многие предпочитают сбрасывать груз, покидать корабль, чтобы не спровоцировать гнев и последствия. И вот уже мы поем песню безумству храбрых. Справедливости ради, экранизация рассказа ничуть не уступает оригиналу. Яркий, запоминающийся образ капитана и контраст с командой не оставят равнодушным никого. Зрители, несомненно, извлекут для себя важные жизненные уроки и получат огромное удовольствие от просмотра качественной картины. Рекомендую к просмотру без всяких оговорок!
Экранизация романа, безусловно, восхищает, и неизбежно возникнет соблазн провести параллели с литературным первоисточником. Однако, как показывает опыт, абсолютное повторение замысла автора в визуальном ряде – задача практически невыполнимая, и возникает закономерный вопрос: действительно ли это необходимо? Фильм, к огромному удовлетворению, с поразительной точностью воспроизводит ту гнетущую, почти осязаемую атмосферу, царящую на борту судна, – атмосферу, пропитанную морем, солью и тяжелым чувством обреченности. Сюжет развивается плавно и логично, без той искусственной перегруженности параллельными линиями, столь характерной для латиноамериканских телесаг, где за каждой разгадкой рождается новая, не менее запутанная история. Здесь же все подчинено простой иерархии: вы вытащили человека из воды – это акт милосердия, но не дает вам никаких оснований потакать его капризам и прихотям. На судне власть неоспорима, и все подчиняются воле капитана. Выживание – это не привилегия, а уплата цены, и эта цена – беспрекословное повиновение. Однако спасенный не склонен к подчинению. Он вступает в открытое противостояние, стремясь доказать капитану, что его устаревшие принципы, его жесткий и авторитарный взгляд на мир, отжили свое время и не могут найти применение в цивилизованном обществе. Возникает столкновение двух мировоззрений, двух эпох: воплощенный в образе Ван-Вейдена островок интеллигентности, стремящийся к гуманизму, и стальной нрав капитана Ларсена, воплощение беспощадности и воли к выживанию. Недаром его прозвали Волком – Волк Ларсен. За этим прозвищем скрывается история, прототипом которого послужил капитан Александр Маклейн, прославившийся своей исключительной, граничащей с жестокостью, целеустремленностью. Игра актеров вызывает не просто восхищение, она заслуживает глубочайшего уважения. Любомирас Лауцявичюс, воплотивший образ капитана, кажется, рожден для этой роли. Представить кого-либо иного в амплуа Волка просто невозможно. Его монолог о свободе и рабстве, исполненный с такой убежденностью, темпераментом и непоколебимостью в своей правоте, проникает глубоко в душу зрителя, заставляя задуматься о вечных вопросах морали и справедливости. Андрей Руденский, блистательно сыгравший Ван-Вейдена, с потрясающей точностью передает характер и душевные метания книжного персонажа. Мы привыкли видеть актера в роли Клима Самгина, но в этот раз он предстает перед нами в совершенно новом, неожиданном амплуа. Предыдущие экранизации романа Джека Лондона не всегда удавалось передать все те глубокие смыслы и философские размышления, которые автор вложил в свое произведение. Американцам, порой, не удавалось уловить суть – идеологическую борьбу, столкновение двух эпох, двух мировоззрений, запечатленных в этом рассказе о суровой реальности и человеческой природе. Этот фильм – многогранное, глубоко моральное произведение искусства, которое заставляет зрителя не только сопереживать героям, но и задуматься о вечных вопросах человеческого бытия. Безусловно, это – вершина экранных перевоплощений, заслуживающая самой высокой оценки. 10 из 10.