## Отечественный кинематограф: между заимствованиями и поиском самобытности
Завершение показа сериала «Пепел» на телеканале «Россия 1» заставило меня поразмышлять о состоянии современного российского кинематографа. Как человек, признающий за некоторыми телепроектами статус любимых, я не могу не сравнивать их с теми вершинами, что подарили нам «Доктор Хаус», «Игра престолов» или «Во все тяжкие». Отношение к этим сериалам – это не просто увлечение, это осознание того, насколько высоки стандарты современного повествования и художественного исполнения.
Однако, углубленный поиск информации в сети привел меня к разочарованию. Поток критики в адрес отечественного киноиндустрии просто оглушает. Искренне говоря, я не могу полностью отрицать наличие оснований для подобного скепсиса. За последнее десятилетие мы стали свидетелями каскада римейков, часто весьма сомнительного качества, и не всегда удачных адаптаций зарубежных проектов. Не секрет, что наша восточная соседняя страна известна склонностью к заимствованию идей и концепций, и, к сожалению, российские кинематографисты не всегда избегают этой участи. Нельзя отрицать, что в погоне за коммерческим успехом, нередко теряется самобытность и оригинальность.
Появление сериала «Доктор Тырса» было воспринято как попытка создать российскую версию «Доктора Хауса», но, к сожалению, ожидания не оправдались. Впрочем, уже знакомая картина: перед нами очередные «Ранетки», «Букины», «Папины дочки», «Воронины» – проекты, которые, откровенно говоря, являются чистым плагиатом. Создается ощущение, что отсутствует настоящий спрос на качественный, интеллектуальный контент. Кто же является этим вопрошающим, формирующим «спрос», и какие ценности он транслирует?
В течение последних двух десятилетий мы активно перенимали западные тенденции и модели, и, безусловно, среди них были и положительные примеры. Однако, чаще всего мы сталкивались с поверхностными подражаниями, в особенности это касается комедийного жанра, с их примитивным юмором, рассчитанным на самый простой вкус. Но разве не существует в истории кинематографа настоящие шедевры, такие как «Пролетая над гнездом кукушки», которые могли бы стать источником вдохновения для создания глубоких и содержательных произведений? Безусловно, заимствование – это лишь пунктир, лишь отправная точка, которая требует мастерства и таланта для превращения в нечто уникальное и самобытное.
Что же не позволяет нам приблизиться к уровню признанных образцов кинематографического искусства, к той самой «Премии», к тем вершинам, которые покоряют мир? Разве в нашей киноиндустрии не осталось режиссеров, способных на создание глубоких и трогательных историй, способных заставить зрителя не просто развлекаться, но и задуматься о вечных вопросах? Это было бы огромной ошибкой. Талант всегда рождается из внутренней потребности, из стремления выразить свой взгляд на мир. Если целью является привлечение зрителя в кинозал на выходные, то талант здесь не требуется, требуется лишь умелый пиар.
Именно поэтому появление сериала «Пепел» стало своего рода глотком свежего воздуха. Этот проект не просто демонстрирует высокий уровень мастерства, но и призван умерить пыл тех, кто слишком уж критично настроен к отечественному кинопроизводству и превозносит голливудские блокбастеры. Работа авторов выдержана на высочайшем уровне. Они сумели с поразительной точностью воссоздать атмосферу тех непростых лет, охватывающих довоенный, военный и послевоенный периоды российской истории. Игра актеров, безусловно, достойна похвалы. Михаил Миронов, Владимир Машков, Елена Лядова – их перевоплощения впечатляют, они словно растворяются в своих персонажах. Финал сериала, трагичный и бескомпромиссный, вызвал у меня глубокие эмоции, я не ожидал подобной развязки. Другого, более удачного финала трудно представить, это завершение пронизано жесткой красотой и смыслом.
Смотришь на картину Тимура Вайнштейна и Вадима Перельмана, и чувствуешь полную реалистичность происходящего на экране, погружаешься в атмосферу репрессий и чисток, в эпоху, когда человеческие судьбы перемалывались жерновами системы. И тогда человек хватался за любую возможность выжить, часто фальш и лицемерие спасали жизнь, а правдивая натура вела на эшафот. И в этом нет чего-то предосудительного в решении Риты остаться с Сенькой Пеплом. Он, безусловно, вор, но в нем есть и честность, мужественность, лидерские качества, он руководствуется четким жизненным кодексом, он не способен на подлость и предательство. Рита нашла в нем надежную опору и верного защитника, пусть и любила она другого.
Желание выжить любым способом изменило и персонажей Машкова и Миронова. На них повлияла атмосфера времени, и именно из-за сложившихся обстоятельств они стали такими, какие они есть. Можно понять красного командира, который, спасая свою жизнь от НКВД, решил поменяться местами с вором, но сложно понять, почему офицер, который должен олицетворять благородство, честь и достоинство в любой ситуации, так быстро скатился по наклонной. Как так вышло? Неужели вор и мерзавец скрывались в нем изначально? Что бы произошло, если бы их пути не пересеклись в финале? Возможно, истинный Пепел стал бы генералом, а офицер РККА закончил бы свои дни на самом дне общества? Вот главная мораль этой истории: оставаться тем, кто ты есть.
Безусловно, подбор актеров выполнен на высшем уровне, даже на второстепенные роли приглашены настоящие мастера сцены, такие как Владимир Гостюхин, Сергей Чонишвили, Карина Андоленко, Петр Мамонов и другие. Сериал вполне тянет на звание «энциклопедии нравов», позволяющей заглянуть в особенности быта и морали того времени. Мы видим, как под давлением жизненных обстоятельств меняется человек, или, скорее, проявляет свои истинные черты, которые он тщательно скрывал. Это не "попкорновый" фильм, требующий лишь легкого развлечения, это произведение, которое необходимо понять, пропустить через себя.
## Переосмысление "Пепла": Размышления о фильмах, войне и человеческой природе
Признаюсь, я не питаю слабости к типичным мыльным операм, бразильским или мексиканским мелодрамам – к тем, что часто называют "сантабарбарам". К счастью, я обладаю собственным, сформировавшимся мировоззрением, и считаю, что мое суждение относительно окружающего достаточно трезво. Недавно мне выпала возможность посмотреть российский фильм "Пепел" – и этот опыт доставил искреннее удовольствие. Поэтому, было весьма неожиданно наткнуться на множество отзывов зрителей, опубликованных на различных онлайн-площадках, в частности, на известном киноресурсе "Кинопоиск". Должен сразу отметить – во многих аспектах я глубоко не согласен с той оценкой, которую им придали, и это побудило меня выразить свою точку зрения относительно картины и восприятия её аудиторией.
Возможно, многие зрители, после просмотра картины и решившие поделиться своими впечатлениями, поспешили с выводами, отвлекаясь на отдельные, казалось бы, значимые элементы, и тем самым не сумели в полной мере уловить замысел авторов и оценить мастерство актерской игры.
Начнем с того, что российская киноиндустрия добилась впечатляющего прогресса в создании исторических лент, а особенно тех, которые посвящены событиям Великой Отечественной Войны, как до, так и после нее. Опыт, накопленный за эти годы, поистине огромен. И, безусловно, стоит отдать должное актерам, ставшим настоящими столпами современного кинематографа, актерам, способным с поразительной точностью воплощать исторические образы. Миронов и Машков – яркие примеры, чьи работы неизменно вызывают искреннее восхищение. Однако, авторы фильма сознательно отошли от привычного формата повествования, решив не сосредотачиваться на ключевых военных событиях сороковых годов. Они избежали штампа, который бы диктовал, что любой фильм, действие которого происходит в ту эпоху, должен быть посвящен войне. Вместо этого они выбрали иной путь – перенести акцент на судьбы героев, используя войну лишь в качестве фона. Я уверен, что это не должно восприниматься как неуважение к подвигу тех, кто прошел через горнило войны. Для современного поколения, не заставшего ужасы того времени, порой сложно понять, что не каждый фильм о той эпохе должен быть сосредоточен на военных событиях. Мы выросли в ином времени, с другими ценностями. Нам привычны высокопатриотичные ленты с благородными офицерами и идейными политруками. Но мы прекрасно осознаем, что жизнь далека от кинематографических идеалов, а герои далеко не всегда соответствуют героическим стандартам. Невозможно донести до этих людей, что война в этом фильме не является центральным элементом сюжета.
Главный герой фильма, "Пепел", не может предоставить логического объяснения своим поступкам. Его мотивы непонятны Рите, и он не стремится их оправдывать, а предлагает лишь принять их как данность.
Признаюсь, в картине присутствует немало, так называемых, кинематографических неточностей, особенно касающихся военных сцен. Я готов объяснить это тем, что война не является отправной точкой сюжета, фокус внимания смещен на раскрытие характеров героев. В фильме явно прослеживается высокий моральный ориентир, это очевидно и не требует дополнительных пояснений.
Если взглянуть на главных персонажей картины, становится очевидно, насколько они контрастны. "Пепел" – опытный вор, рецидивист, однако он живет по собственному кодексу чести. У него есть принципы, он не способен на подлость и предательство. Авторы акцентируют внимание на этих чертах, показывая его прямоту после близости с женщиной, его поведение на допросах. Тот факт, что его доверили хранить воровской "общак", говорит о многом.
На контрасте с ним – капитан Петров, сотрудник Рабоче-Крестьянской Красной Армии, являющийся воплощением стойкости, мужества и чести – именно таких офицеров мы привыкли видеть в советских фильмах. Однако на деле перед нами оказывается малодушный, трусливый человек, использующий войну для достижения личных целей. Хотя нам неизвестно его прошлое, оно, судя по всему, не отличается чистотой и благородством. Невольно вспоминаются строки из песни группы ДДТ: “Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене: Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш, Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене, танцует стихи о коварстве героев и верности крыс." И обмен документами и жизнями оказался лишь сменой масок, внутренности остались прежними. Вор и рецидивист, но по сути человек, стремящийся к справедливости, остался верен себе, завоевал уважение своих подчиненных. А вот фальшивый офицер так и остался самозванцем в новой жизни.
То, что бывший преступник стал отличным офицером, минуя академии, не вызывает у меня сомнений. Он прирожденный лидер, наделенный гибким умом, феноменальной памятью, твердым характером и стратегическим складом ума. Все это ему было дано от природы, и он лишь приложил усилия для их развития. И что, что он приобрел азы военного искусства не в учебном заведении, а в заключении? Его учителями были опытные наставники, а самым лучшим учителем, как известно, является жизнь. Он способен вести за собой людей.
На последок возникает вопрос: почему же им было суждено встретиться? Они не стремились к этой встрече, не предпринимали для этого целенаправленных усилий. Война просто выбросила их на просторы необъятной Родины. И как будто под заказ, в одном стакане. Если бы этой встречи не произошло, каждый бы проживал свою новую жизнь: один стал бы маршалом, у него есть потенциал и необходимые качества, другой, возможно, занял бы высокое положение в криминальном мире, а Рита жила бы счастливо.
Вот в таком свете я понимаю этот фильм.
С самого начала хочу признаться в глубочайшей симпатии к творчеству ювелирных мастеров сцены – Сергея Миронова и Владимира Машкова. Именно их участие и послужило решающим фактором в моем решении начать просмотр этого сериала, и я искренне благодарен судьбе за то, что не пропустил эту выдающуюся работу. Эти актеры - не просто исполнители ролей, они – настоящие таланты, чье имя заслуживает написания с прописной буквы, виртуозы, способные передать целую палитру глубочайших душевных переживаний одним лишь едва заметным движением бровей.
Владимир Машков, как всегда, блистает в амплуа мужественных, сильных характеров, буквально пропитанных энергией и напористостью. Моя супруга, с которой мы обычно разделяем просмотр кинолент, не без доли иронии отмечает: «Когда он появляется на экране, у меня сбивается дыхание». Он вкладывает в каждую свою роль максимум энергии, выдавая ее на все сто пятьдесят процентов, демонстрируя недюжинную харизму и актерское мастерство. Сергей Миронов – истинный лицедей, волшебник перевоплощения. Его герой, на протяжении всей истории, вынужден метаться между различными образами, сменяя «маски» одну за другой, и Миронов филигранно передает этот процесс трансформации, позволяя зрителю ощутить глубину его внутреннего мира. Переживания героя не ограничиваются лишь мимикой, они резонируют с его внутренним состоянием, заставляя содрогаться и бурлить.
Не стоит думать, что успех сериала обусловлен исключительно актерской игрой – это далеко не так. Сценарий безупречен в своей продуманности и захватывает с первых минут. Безусловно, в середине истории можно заметить небольшое снижение динамики в нескольких эпизодах, однако начало и концовка впечатляют своей изобретательностью и драматизмом. Кульминация настолько насыщена событиями, что зритель буквально замирает, боясь упустить хоть деталь. Начинаешь сопереживать одному герою, и во второй момент чувствуешь жалость и к другому, а образ женской героини… его интерпретация просто завораживает, раскрывая перед зрителем множество грани и оттенков. Сюжет неоднозначен, не дает однозначных ответов, хотя логика повествования и подводит к определенному завершению. Но даже здесь остается место для размышлений и интерпретаций.
Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение, созданное группой "Бумбокс". Это настоящий шедевр! Это не просто хорошая музыка, это звуковой ландшафт, который погружает зрителя в атмосферу происходящего. Я уже больше двух месяцев слушаю этот саундтрек, не переключаясь на другие композиции. Строчка «знает, как гореть дотла – только пепел» преследует меня, эхом отдаваясь в голове. Это гениально! По-настоящему мощный афоризм, который заставляет задуматься о хрупкости человеческого бытия.
Если собрать воедино все вышеперечисленные элементы – захватывающий, оригинальный, хитросплетение сюжетных линий, гениальная игра актеров, являющихся гордостью отечественного кинематографа, и великолепный саундтрек – то получается поистине выдающийся сериал, который оставляет после себя долгое послевкусие, заставляя размышлять и анализировать увиденное на протяжении нескольких дней. Он врезается в память, оставляя глубокий и неизгладимый след.