Горестно осознавать, как постепенно стирается из памяти истоки кинематографического произведения, корни, уходящие вглубь русской литературы. Словно поглощенное временем, уходит из сознания не только сюжет, но и наследие великого Максима Горького, чье творчество, к сожалению, все реже находит отклик в сердцах современного читателя.
И это действительно печально, ведь пьеса «На дне», созданная более столетия назад (в 1901-1902 годах), по-прежнему поразительно актуальна, отражая вечные вопросы человеческого существования, отчаяния и надежды. О трагической судьбе отверженных, забытых и униженных писано немало, и не только в России. "Отверженные" Виктора Гюго, "Униженные и оскорбленные" Ивана Гончарова, "Гроздья гнева" Джона Стейнбека - лишь немногие примеры, иллюстрирующие общность человеческой драмы, затрагивающей тех, кто оказался на обочине жизни, не понятый и непринятый обществом.
Замечали ли вы, проходя мимо человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, ощущали ли импульс к состраданию, к протянутой монете? А что, если вы проходили мимо, оправдывая свой безразличие мыслью: "Растратит на алкоголь, безнадежный"? Что скрывалось за взглядом этого человека, бросавшего прохожих тяжелым, исполненным печали взглядом?
На Руси бытовала мудрая пословица: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". Она напоминала о прихотливости судьбы: сегодня – могущественный банкир, завтра – уличный попрошайка. И даже если это не попрошайка, а директор, убирающий мусор, – и это тоже определенный статус, требующий уважения и соблюдения установленных правил. Но как изменить этот статус, как вырваться из замкнутого круга, как подняться с самого дна?
Трогательные эпизоды с Михаилом Ефремовым в одной из интерпретаций пьесы наглядно демонстрируют эту борьбу. Человек стремится встать на ноги, начинает дворником, но сталкивается с первым же листопадом. Он усердно метет, но листья неумолимо падают, погребая его надежды под желтым ковром. С огромным трудом он справляется с работой, убирает листья, подметает двор... и тут же начинается снегопад.
Здесь клубится мрак, пронизывающая безысходность. Образ Луки, в пьесе Горького – старца, человека, познавшего горе и страдания (примечательно, что Горький сам немало времени провел в странствиях, ища правду жизни и острых ощущений), а в экранизации – молодого человека, несет в себе глубокий смысл, являясь своеобразным откликом на христианские ценности. Алеша Пешков, воспитанный в духе православия, очевидно, испытал на себе влияние этой веры. И пусть это звучит несколько неожиданно, этот персонаж отсылает к образу апостола Луки, одного из четырех евангелистов, врача по профессии. Именно к нему обращена знаменитая фраза: "Врачу, исцели самого себя". Словно Иисус предостерегает его, призывая к самоанализу и ответственности.
В связи с этим, завязка сюжета пьесы обнаруживает глубокие корни. В 1901 году, когда критика Ренана лишь осмеливалась поднимать вопросы, связанные с Христом и евангелистами, не существовало еще произведения "Мастера и Маргариты". Таким образом, «На дне» можно рассматривать как один из первых литературных опытов, осмысливающих христианские мотивы, несмотря на то, что Достоевский уже создал свои произведения, а его точка зрения несколько иная.
Лука, вторгаясь в мир отверженных и отчаявшихся, старается помочь им, не гнушаясь при этом даже ложью – «ложь во спасение» для него равнозначна «твоя правда, а не ихняя». Даруя надежду на спасение, он бессильно наблюдает, как люди, которых он пытался вытащить из отчаяния, погибают, не в силах преодолеть тяжесть своей судьбы.
Насколько велико величие врача, если он не сумел излечить больного? Ведь в глубине души мы стремимся содействовать возвышению ближнего. Лука не помог ни одному человеку подняться. Напротив, он сам опустился до их уровня, растворившись в их бедах.
И именно в этом кроется настоящая трагедия...