Сериал На дне (Россия) онлайн

На дне (Россия)

Перенеся действие культового романа в реалии нашего времени, мы сталкиваемся с поразительной трансформацией привычных образов. Вместо мрачных, полуразрушенных подвалов и обветшалых мастерских, перед нами предстает бескрайняя панорама современной городской свалки – гигантский мусорный полигон, где находят прибежище и добывают пропитание изгои общества. Это не просто скопление отходов, а сложная, самодостаточная экосистема, сформированная из обломков забытых надежд и сломанных судеб. Потрепанные жизнью люди, выброшенные из привычного мира, ведут здесь существование, балансируя на грани выживания. Их доход формируется из случайных находок, из того, что можно переработать и продать, а зачастую – из незаконной деятельности, в частности, из производства контрафактного алкоголя и мелкого воровства. Суровая действительность диктует свои правила, и моральные принципы размываются под натиском голода и отчаяния. В этой безрадостной картине неожиданно появляется Лука – личность, чьи мотивы и цели окутаны тайной. Он словно посланник из другого мира, стремящийся смягчить тяготы бытия для обитателей этого “дна”, для тех, кто оказался на самой нижней ступени социальной иерархии. Его задача – не просто поддержать их физически, но и пробудить в них искру надежды, напомнить о человечности, утраченной в этой жестокой реальности. Его слова, подобно лучам солнца, пробиваются сквозь пелену безнадеги, затрагивая самые сокровенные уголки человеческой души, вызывая сложные и противоречивые чувства. Сможет ли он изменить их судьбы, или его благородные намерения разбиваются о безжалостную твердь окружающего мира? Этот вопрос остается открытым, предвещая дальнейшее развитие событий и добавляя драматизма этой современной интерпретации классического произведения....

Оригинал
На дне (Россия)
Страна
Россия
Жанр
драмы, отечественные
Год
2014
В ролях
Велимир Русаков, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Борис Каморзин, Агния Кузнецова, Олег Васильков, Сергей Сосновский, Александр Трофимов, Семен Трескунов, Николай Аверюшкин
Рецензии
Горестно осознавать, как постепенно стирается из памяти истоки кинематографического произведения, корни, уходящие вглубь русской литературы. Словно поглощенное временем, уходит из сознания не только сюжет, но и наследие великого Максима Горького, чье творчество, к сожалению, все реже находит отклик в сердцах современного читателя. И это действительно печально, ведь пьеса «На дне», созданная более столетия назад (в 1901-1902 годах), по-прежнему поразительно актуальна, отражая вечные вопросы человеческого существования, отчаяния и надежды. О трагической судьбе отверженных, забытых и униженных писано немало, и не только в России. "Отверженные" Виктора Гюго, "Униженные и оскорбленные" Ивана Гончарова, "Гроздья гнева" Джона Стейнбека - лишь немногие примеры, иллюстрирующие общность человеческой драмы, затрагивающей тех, кто оказался на обочине жизни, не понятый и непринятый обществом. Замечали ли вы, проходя мимо человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, ощущали ли импульс к состраданию, к протянутой монете? А что, если вы проходили мимо, оправдывая свой безразличие мыслью: "Растратит на алкоголь, безнадежный"? Что скрывалось за взглядом этого человека, бросавшего прохожих тяжелым, исполненным печали взглядом? На Руси бытовала мудрая пословица: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". Она напоминала о прихотливости судьбы: сегодня – могущественный банкир, завтра – уличный попрошайка. И даже если это не попрошайка, а директор, убирающий мусор, – и это тоже определенный статус, требующий уважения и соблюдения установленных правил. Но как изменить этот статус, как вырваться из замкнутого круга, как подняться с самого дна? Трогательные эпизоды с Михаилом Ефремовым в одной из интерпретаций пьесы наглядно демонстрируют эту борьбу. Человек стремится встать на ноги, начинает дворником, но сталкивается с первым же листопадом. Он усердно метет, но листья неумолимо падают, погребая его надежды под желтым ковром. С огромным трудом он справляется с работой, убирает листья, подметает двор... и тут же начинается снегопад. Здесь клубится мрак, пронизывающая безысходность. Образ Луки, в пьесе Горького – старца, человека, познавшего горе и страдания (примечательно, что Горький сам немало времени провел в странствиях, ища правду жизни и острых ощущений), а в экранизации – молодого человека, несет в себе глубокий смысл, являясь своеобразным откликом на христианские ценности. Алеша Пешков, воспитанный в духе православия, очевидно, испытал на себе влияние этой веры. И пусть это звучит несколько неожиданно, этот персонаж отсылает к образу апостола Луки, одного из четырех евангелистов, врача по профессии. Именно к нему обращена знаменитая фраза: "Врачу, исцели самого себя". Словно Иисус предостерегает его, призывая к самоанализу и ответственности. В связи с этим, завязка сюжета пьесы обнаруживает глубокие корни. В 1901 году, когда критика Ренана лишь осмеливалась поднимать вопросы, связанные с Христом и евангелистами, не существовало еще произведения "Мастера и Маргариты". Таким образом, «На дне» можно рассматривать как один из первых литературных опытов, осмысливающих христианские мотивы, несмотря на то, что Достоевский уже создал свои произведения, а его точка зрения несколько иная. Лука, вторгаясь в мир отверженных и отчаявшихся, старается помочь им, не гнушаясь при этом даже ложью – «ложь во спасение» для него равнозначна «твоя правда, а не ихняя». Даруя надежду на спасение, он бессильно наблюдает, как люди, которых он пытался вытащить из отчаяния, погибают, не в силах преодолеть тяжесть своей судьбы. Насколько велико величие врача, если он не сумел излечить больного? Ведь в глубине души мы стремимся содействовать возвышению ближнего. Лука не помог ни одному человеку подняться. Напротив, он сам опустился до их уровня, растворившись в их бедах. И именно в этом кроется настоящая трагедия...