Сериал BBC: Сокровища Древнего Рима/Treasures of Ancient Rome онлайн

BBC: Сокровища Древнего Рима

В общественном сознании Древний Рим неизбежно ассоциируется с триумфами военных походов, захватывающими гладиаторскими зрелищами, грандиозными строительными проектами и выверенной правовой системой, оказавшей фундаментальное воздействие на формирование правовых норм во многих европейских государствах. Импрессия, укоренившаяся в массовом понимании истории, рисует образ римлян, чьи интересы преимущественно сосредотачивались на военной мощи и управлении обширными завоеванными территориями, оставляя в тени другие, не менее значимые сферы духовной жизни. Казалось бы, зачастую между кровопролитными конфликтами находилось мало времени для развития таких видов искусства, как литература, скульптура, живопись и фресковая живопись, и даже если такие творческие импульсы и возникали, они не представляли собой существенной ценности для мировой культурной традиции. Однако, подобное представление, как справедливо утверждает Алистер Сук, – выдающийся исследователь античных цивилизаций, – является глубоко ошибочным и не отражает истинное положение дел. Посвятив годы кропотливого изучения древних культур, Сук, совершая масштабные путешествия по землям, некогда входившим в состав могущественной Римской Империи, предоставил убедительные доказательства, опровергающие сложившиеся стереотипы. Его исследования демонстрируют, что художественная сокровищница Древнего Рима поражает своим богатством и величием, а её влияние на эволюцию мировой культуры значительно занижено и требует переосмысления. Погружаясь в архитектурные шедевры, знакомясь с монументальными скульптурами и лирической прозой, Сук открывает перед нами иную Римскую империю – эпоху расцвета искусств, чье наследие по праву занимает видное место в пантеоне мирового культурного достояния. Он убедительно доказывает, что вклад римлян в развитие искусства, зачастую скрытый под пеленой военных триумфов и административной эффективности, заслуживает гораздо более пристального внимания и глубокого изучения....

Оригинал
Treasures of Ancient Rome
Страна
Великобритания
Жанр
Discovery&BBC, документальные
Год
2012
Режиссер
Тим Дунн
Рецензии
Порой, просматривая комментарии к документальным проектам, натыкаешься на поразительные проявления человеческого внимания – или, скорее, его избирательности. Создатели, с неистовым энтузиазмом воссоздающие утраченные практики, с кропотливой детализацией демонстрирующие этапы создания изысканных камея, завораживающих мозаик, выразительных скульптурных портретов и величественных фресок, словно бы не вызывают особого интереса. Вместо глубокого погружения в историю Виллы Мистерий, в философию, заключенную в гранит колонны Траяна, общественность, кажется, сосредоточена на ремарках ведущего, касающихся одного из противоречивых аспектов античной культуры – гомосексуальности. Будто бы сам по себе Кубок Уоррена, являющийся неопровержимым свидетельством тех эпох, не является достаточным доказательством существования подобных отношений. Да, однополые связи имели место в античном мире, да, некоторые императоры вели разгульную жизнь – что же, собственно, можно предпринять? Очевидно, реакция – неконструктивное обвинение ведущего, который, с явным вдохновением, повествует о множестве аспектов древнего мира, не ограничиваясь исключительно изображениями, зачастую носящими эротический характер. Ирония ситуации подчеркивается тем, что сами пенисы, украшающие стены зданий в Лептис-Магна, как будто снимают с него всю ответственность, высмеивая претензии на морализаторство. Что касается распространенного мнения об отсутствии выдающегося искусства в Древнем Риме, не является ли это результатом упрощенного подхода, характерного для многих курсов истории культуры? Зачастую, древнеримское искусство рассматривается бегло, в качестве эпигонического повторения греческого канона. Сам же Рим, стремясь подчеркнуть свою мощь и величие, сознательно культивировал подобную репутацию, позиционируя себя как империю воинов, политиков и юристов, а не как родину великих скульпторов и художников. Следует обратить внимание на цитату из "Энеиды", звуковую подпись, открывающую данный документальный сериал – она как нельзя лучше иллюстрирует эту точку зрения. В этом контексте замысел создателей проекта становится предельно ясен: не только представить исторические факты, но и спровоцировать рефлексию, заставить задуматься о многогранности античной культуры. Нельзя отрицать политизированность данного сериала, однако это вряд ли удивит российского телезрителя. Его, скорее, раздражает не сама политическая окраска, а ее несоответствие привычным формам и стилистике. Но прежде чем спешить с выводами о политической ангажированности, необходимо задаться вопросом: действительно ли во времена правления Муаммара Каддафи мозаики пришли в плачевное состояние? Если да, то такая политическая окраска представляется вполне оправданной и служит лишь дополнительным аргументом в пользу важности сохранения культурного наследия. В заключение стоит отметить, что сериал получился поистине замечательным, и я настоятельно рекомендую его к просмотру всем, кто интересуется историей и культурой Древнего мира. Это не просто образовательный проект, а провокационный взгляд на прошлое, способный вызвать множество споров и размышлений.