С самого момента, когда стало известно о готовящемся к показу этого исторического полотна, я испытывал некоторую долю скептицизма. Не стоит ожидать откровения, нечто революционное. Однако, меня манила перспектива зрелищного и увлекательного фильма, и, признаюсь, предчувствие не обмануло. Главным фактором, побудившим меня к просмотру, стало имя Валентина Пикуля – выдающегося писателя, чье творчество я глубоко уважаю. Не просто посмотрел – буквально заворожён! Ожидание каждой новой серии превратилось в настоящую церемонию, я опасался не упустить ни единого мгновения. И тем не менее, после каждой эпизода остаётся едва уловимая грусть, отзвук пережитых событий. Возможно, это лишь личное впечатление, обусловленное осознанием того, что к повторному погружению в этот многогранный мир придется подождать немало времени.
Актерский состав воплотил на экране характеры с невероятной убедительностью. Отдельная похвала – Алексею Серебрякову, чья игра поражает глубиной и мастерством, Александру Дьяченко, А. Тютину, С. Удовику, С. Грекову и, конечно же, Николаю Парфенюку. Невозможно переоценить роль саундтрека, органично вплетённого в ткань повествования, который буквально пронизывает каждый кадр, создавая неповторимую атмосферу. Ольга Будина представила себя зрителю в совершенно новом свете – её практически не узнать! Эта работа раскрыла в ней непривычную энергию и жизненную силу. Актриса словно отдалась процессу, играя на извлечении максимальных возможностей: бег, падения, новые подъемы, снова бег – всё это подчёркивает ее харизму и уникальный художественный нерв. Наблюдать за тем, как каждый актер отдает себя роли без остатка – истинное удовольствие.
Сценарий, основанный на произведении выдающегося автора, ознаменовал собой важный этап в развитии отечественного кинематографа, предложив зрителям что-то принципиально новое и самобытное. Впечатляющие батальные сцены поражают своей масштабностью и реалистичностью. Браво!
Однако, не обошлось и без оговорок. Смена режиссера, к сожалению, оставила свой отпечаток на целостности восприятия. Картина местами кажется несколько хаотичной, неровной, иногда возникают ощущения, что смотришь что-то несоответствующее ожиданиям. Это, безусловно, несколько снижало общее впечатление.
И еще один существенный момент, который вызывает сожаление – это трактовка образов турецких воинов. В исторических источниках и литературе они предстают как свирепые и беспощадные бойцы, носившиеся по степям, словно вихрь. В сериале же их продемонстрировали несколько бледными, лишенными прежней мощи и энергии. Да и русская военная массовка на поле брани кажется недостаточно энергичной. Однако, все эти недостатки легко прощаются, ведь этот сериал – настоящая жемчужина среди российских многосерийных проектов. Великолепная актерская игра и мастерство Валентина Пикуля смогли с лихвой компенсировать смену режиссерских взглядов. Простите нас, Турция!
Кстати, я удивлён отсутствием упоминания Василия Соловьева, исполнившего роль полковника Хвощинского, в титрах КиноПоиска! Его игра – это настоящее украшение сериала!
Баязет, к счастью, получился невероятно убедительным. Он заставляет задуматься, взвесить каждое действие, искать наиболее верное решение.
Это сериал, который оставит глубокий след в вашей памяти, заставит еще долго размышлять о судьбах его героев и их непростых жизненных испытаний.
8 из 10.
До просмотра этого телесериала я испытывал определенное предубеждение. Первоисточником послужил роман Виктора Пикуля, и я не мог не учитывать масштаб его литературного таланта, относя его к той же плеяде выдающихся авторов, как Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Федор Достоевский, Стивен Шелдон, Стивен Кинг, Тед Драйзер. Идея столкнуться с неглубокой, поверхностной адаптацией казалась мне крайне нежелательной, почти опрометчивой.
К моей искренней радости, все мои опасения оказались совершенно напрасны. Сценарий безупречен, режиссёры проявили настоящий профессионализм, а актёрская игра выше всяких похвал – придираться просто невозможно. Особенно впечатлила интерпретация роли Алексея Серебрякова. Его перфоманс оказался глубже и убедительнее, чем в его весьма популярной работе в «Штрафбате». Он мастерски воплотил на экране сразу трех персонажей: героя, возлюбленного и человека, борющегося с алкогольной зависимостью – задача, под силу далеко не каждому артисту. Искреннее удивление вызвала игра Игната Акрачкова. До сериала я считал его актером среднего уровня, но теперь я вижу в нем талантливого исполнителя. Его воплощение барона в "Баязете" – это блистательная работа. Он создал образ интеллигентного человека, обладающего своеобразной манерой поведения и отменным чувством юмора, при этом проникнутого внутренним надломом.
Игра всех актеров была великолепна. Каждый из них выполнил свою задачу с высочайшим профессионализмом и глубоким пониманием сути.
Фильм пронизан живостью, насыщен интригующими сюжетными поворотами и населен яркими, запоминающимися персонажами. Он отличается строгой исторической достоверностью. Русские офицеры представлены как многогранные личности, наделенные не только положительными качествами, но и человеческими слабостями, которые не умаляют их достоинства, а напротив, делают их более живыми и понятными. Они заслуживают искреннего уважения и восхищения. В сериале органично переплетены военные события, страстное желание любви и всепоглощающая страсть. И, конечно же, блестящая игра актеров! Я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру всем. Однозначно необходим к просмотру любителям истории, а тем, кто мало знаком с русской историей, он станет ценным и увлекательным источником знаний.
Сериал воссоздает события, которые действительно имели место в истории. На экране предстают исторические деятели и обычные люди, принимавшие участие в тех драматических событиях, особенно в обороне крепости Баязет. Это было трагическое событие русско-турецкой войны 1877 года, но в то же время – героическое, пропитанное мужеством и самопожертвованием, достойное увековечивания в искусстве.
С предвкушением я начал погружение в мир этого телесериала, будучи уверенным, что смогу его поглотить целиком, за один непрерывный просмотр. Прекрасная, увлекательная сага Владимира Пикуля, подкрепленная, как мне казалось, безусловным талантом режиссера Николая Стамбулы (и вспоминая его впечатляющую работу над «Волчьей кровью»), а также заманчивые, оптимистичные трейлеры – все это внушало надежду на захватывающее зрелище. Однако, к моему глубокому разочарованию, даже спустя некоторое время, я до сих пор не могу постичь, как из столь прекрасного литературного источника, из произведений человека, которого после «Волчьей крови» я считал одним из ведущих режиссеров, мог выйти столь бессвязный, тягучий и, по сути, ориентированный на меланхоличную аудиторию, домохозяек бальзаковского возраста, кинофильм, пропитанный неимоверным количеством слез и соплей.
Полагаю, сам благородный российский генерал от кавалерии, Исмаил Хан Нахичеванский, фактически управлявший обороной Баязета после отстранения Пацевича, рискнувшего поставить под сомнение стойкость защитных рубежей, наверняка перевернулся в своей могиле от той клеветы, которой осквернили его образ создатели этого сериала. Возникает вопрос: в чью пользу создано это недоразумение? Какие политические дивиденды получит тот, кто настоял на столь вольную трактовку исторических событий, на таком откровенно предвзятом сюжете? Даже догадываться об этом не хочется.
Безусловно, столь гипертрофированное, неправдоподобное изображение линии любви между Карабановым (Серебряковым) и Хвощинской (Будиной) значительно приглушает патриотический пафос, который должен был стать основой этой исторической драмы. Отдельно стоит отметить персонажа Жана Даниэля, турецкого визиря, чья недальновидность и бездарность, увы, напоминают карикатурных фашистов, которых часто изображали в устаревших русских фильмах о Великой Отечественной войне. Невольно возникает вопрос: какие же качества должны были обладать люди, чтобы проиграть войну с такими, прямо скажем, не слишком умными противниками и пролить в этом конфликте реки российской крови?
В конечном счете, по моему глубоко убежденному мнению, создатели сериала не смогли извлечь из романа Владимира Пикуля даже малейшую искру того великолепия, той глубины, которая была в нем заложена. С неизбывным сожалением констатирую, что это зрелище ознаменовало собой печальный этап в истории российского кинематографа, отражая тенденцию к упрощению, искажению и коммерциализации исторических нарративов. И подобное, к сожалению, открывает новые горизонты для дальнейшего распада и деградации национального кинопроизводства.