Предлагаю вашему вниманию обстоятельный взгляд на недавний мини-сериал, посвященный судьбе выдающейся личности французской истории – Жанны Пуассон. Этот амбициозный проект, растянувшийся на три часа повествования и разделенный на два эпизода, охватывает ключевые моменты биографии Жанны, начиная с ее первой встречи с Людовиком XV и до последних дней ее жизни. Сериал предлагает зрителю возможность переосмыслить образ этой женщины, знакомой по учебникам истории, как любовницы монарха, а затем и как влиятельного советника при дворе.
Безусловно, наибольший интерес этот сериал вызовет у тех, кто увлечен историей Франции и личностью Жанны Пуассон. Всегда есть желание прикоснуться к новым фактам, узнать незнакомые детали о человеке, который вызывает интерес, особенно если это представлено свежим, авторским видением режиссера. И хотя я не могу утверждать, что сериал произвел на меня глубокое впечатление, я признаю, что в нем есть потенциал для увлекательного изучения.
В частности, меня смутило, что ни сюжетные линии, связанные с политическими интригами, ни романтическая составляющая не были раскрыты в достаточной мере. Создавалось ощущение, что было бы целесообразнее сосредоточиться на одном из этих аспектов, чтобы раскрыть его глубже и убедительнее. Мы получили лишь мимолетный взгляд на отношения короля и его возлюбленной, а также общее представление о роли, которую Жанна играла во французском обществе.
Особое разочарование вызвали образы Людовика XV и дофина Франции, сына короля. Исторические источники свидетельствуют о том, что эти личности не отличались выдающимися знаниями в области политики и науки, однако художественное изображение их как полных невежд представляется не совсем уместным. Дофин, в частности, был изображен в карикатурно глупом свете, что, на мой взгляд, является существенным недостатком сериала.
Не может не вызвать недоумение и неточность в вопросе возраста Марии Лещинской, супруги Людовика XV. Исторический факт: Лещинская была старше короля на семь лет. Однако при подборе актрисы на эту роль была допущена ошибка – подобранная исполнительница выглядела значительно старше Венсана Переса. Более того, дополнительный грим лишь усугубил эту диспропорцию, создав у зрителя искаженное восприятие. Это несоответствие историческим данным, безусловно, бросается в глаза.
Возможно, это было сделано намеренно, в попытке подчеркнуть холодность и отчужденность короля в отношении своей законной жены. Однако я, как зритель, не могу полностью оправдать такой творческий подход, так как он вносит дезориентирующий элемент в повествование.
Несмотря на то, что я не стану критиковать этот проект с точки зрения строгой исторической достоверности – он, безусловно, лучше многих других интерпретаций, – он не смог пробудить во мне искреннего интереса. Я не обнаружил в нем чего-то принципиально нового, и, к сожалению, мне не удалось проникнуться сочувствием к происходящим на экране событиям. Таким образом, рекомендую этот сериал исключительно в качестве источника дополнительной информации, а не для получения эстетического наслаждения. Он может быть полезен для тех, кто изучает историю Франции, но не стоит ожидать от него глубокого эмоционального отклика.
Попытка воссоздать историческую эпоху, предпринятая создателями, обернулась, к сожалению, лишь грубой пародией, лишенной понимания глубинных особенностей другой эпохи, ее мировоззрения и быта, столь непохожего на знакомые и изрядно потрепанные кинематографические штампы. Центральная фигура повествования, актриса, исполнившая главную роль, словно измученная непрерывной чередой трансформаций, демонстрирует на экране калейдоскоп мимических гримас, отдаленно напоминающих манеры диснеевских принцесс. Всего за пару минут, оператор, увлеченный демонстрацией работы лицевых мышц, нарезает крупными планами смену десятка шаблонных выражений, лишенных искренности и правдоподобия.
Темой бального эпизода, призванного воссоздать атмосферу светских раутов, стала грубоватая карикатура на аристократические манеры: дамы и кавалеры, словно выпущенные с поводьев, скачут в диком галопе, порой с нарочитой небрежностью, а их объятия, порой граничащие с непристойностью, напоминают скорее сцену из некоего публичного дома, нежели из утонченной аристократической среды. Любовная сцена, призванная показать страсть и интимность, выглядит абсурдно: герои, вместо романтичного уединенного уголка, оказываются в нелепой пещере – выбор локации вызывает недоумение (и почему бы не выбрать более символичный элемент архитектуры, например, мраморную лестницу или подвальную галерею?).
Нельзя не отметить вопиющую нестыковку с исторической эпохой и сцены интимной близости в экипаже, замаскированной под карету, и, увы, довольно современная сцена трапезы у того, что должно было бы изобразить аутентичный аналог современного холодильника. В итоге, на экране разворачивается сюрреалистическое зрелище: персонажи, откровенно демонстрирующие нравы XXI века, предстают перед зрителем в тщательно воссозданном антураже ушедшей эпохи, создавая карикатурное и неубедительное зрелище, лишенное всякой глубины и уважения к прошлому. Эта попытка "оживить" историю оказалась лишь верхом нелепости и вопиющей некомпетентности.