## О чем вы, ворчливые, столь ревниво размышляете?
Неужели Безруков не убедительно воплотил образ? И действительно, насколько же невыразительно он сыграл? Как же это возможно, если при чтении его стихов душа сжимается от невыносимой тоски? Как можно не заметить отчаяние, читающееся в его глазах, словно нечеловеческая скорбь, словно глубокая, всепоглощающая безнадежность?
"Это не Есенин!" – восклицаете вы, пренебрежительно. Но что мы видим в киноленте? Схватка, пьяные дебоши, буйство. Да, друзья… Но разве это не признак не дурновкушства поэта, а скорее, крик о его глубочайшей душевной боли? Ему невыносимо скучно, эта скука разъедает его изнутри! Он устал, вымотан, изнеможен. Он не предназначен для любви, он рожден для поэзии. И лишь в этой единственной отдушине, в этом спасительном убежище, ему не дают покоя, не дают обрести тишину и умиротворение. Что же ему делать? Куда ему девать эту боль? Остается лишь глотать, глотать обиду, тоску и безысходность. Есенин пил, он скандалил, его окружали женщины… И если вы утверждаете иного, значит, вы не понимаете сути его трагедии.
Но кинокартина – это не только драки, пьянки и скандалы. В ней немало ошеломляющих деталей, глубоких переживаний. И, конечно же, стихи. Их Безруков читает с поразительной выразительностью, с проникновением в самую суть. История его романа с Дункан актуальна, она наполнена горечью и отчаянием, рожденными нехваткой любви. Что касается Бениславской... Потрясающая игра Раппопорт, и сама история взаимоотношений Есенина и Бениславской – это яркая картина человеческих страстей:
"Вы были женаты на Райхе. Я ждала. Потом появилась Дункан. Я снова ждала. Сейчас Августа Миклашевская. Я буду ждать. Но если мы с вами такие товарищи, может быть, вы мне когда-нибудь поможете? Мне, честно говоря, очень тяжело!"
И в этом – вся правда. И взгляд, полный усталости, и мимолетные фразы... И надменный, равнодушный Троцкий! Ведь это не он один, а целая галерея эпизодических персонажей – Блок, Маяковский! Какой невероятный актерский состав!
Что касается достоверности или неточности... Мы никогда не сможем окончательно доказать, было ли это убийство или самоубийство. Однако в киноленте все показано настолько убедительно, разложено по полочкам, представлено с таким внушительным пафосом, что поверить в самоубийство просто не хочется. Версий убийства - бесчисленное множество, доказательства - неопровержимы. А подтверждения самоубийства слабы, невнятны… В биографии – что говорить. Почти все показано, но, возможно, кое-что гиперболизировано, ведь это все-таки художественный кинофильм, образное переложение событий. Огромное внимание уделено телеграмме… Сначала она кажется абсурдной, нелепой. Но после встречи в психиатрической клинике с собственным, темным, внутренним "Человеком" Есенина, словно его подменили. Он боится, он сдерживается, но из его рта вырываются бессвязные, ненужные слова. Момент, когда он делится с Тарасовой-Родионову информацией о телеграмме, душераздирающий: этот нервный, самовнушительный взгляд, это болезненное удовольствие от собственной остроты ума. Темный Человек… Красота, рожденная болью.
В техническом плане кинолента порой оставляет желать лучшего: некоторые монтажные стыки выглядят грубо, резкие переходы, частая смена операторов ведет к ненужной задержке. Такие недочеты встречаются эпизодически, но бросаются в глаза. Операторская работа, тем не менее, хороша. Особого внимания заслуживает стилизация, и в частности, титры. Музыка пронзает душу. Невозможно не отметить и концовку. Она вызывает непередаваемое чувство скорби, слез… Смерть следователя (превосходная, органичная роль Михайлова) и смерть Есенина… И похороны: надрывная, проникновенная речь Троцкого. Парадокс заключается в том, что произносит ее Троцкий, человек, предположительно, виновный в гибели поэта, но его слова разрезают сердце, не оставляя места идеям: "Ах ты подлец, делай вид, что ни при чем!". Нет… Его слова – это не нож в спину, а лезвие, вонзающееся в самое сердце. И это великолепный режиссерский ход – хронология погибших. Здесь уже невозможно остаться безучастным. Сколько же талантливых людей не сохранила наша Родина! Сколько мы еще не услышали о них от человека «с керосиновой лампой на плечах»!
Еще в 2005 году я испытывал живое желание увидеть этот сериал. Тогда он транслировался на центральном телеканале, но по стечению обстоятельств, когда мой взгляд был прикован к образу Александра Белоснежного, созданного Сергеем Безруковым, я просто не мог представить его в роли великого Есенина. Лишь спустя годы в мои руки попал диск с этим телепроектом, и я не спешил с просмотром, откладывая его на потом. И вот, наконец, момент настал, и я приступил к просмотру.
Сразу скажу, сериал производит ошеломляющее впечатление. Захватывающие сюжетные линии, переплетающиеся между собой, динамика повествования, вовлекающее изложение – все это создает неповторимую атмосферу. Актерская игра, безусловно, находится на высочайшем уровне. Сергей Безруков в роли Есенина, на мой взгляд, воплощает образ поэта с поразительной глубиной и убедительностью. Конечно, звучат аргументы, что Есенин был совсем иным человеком, и Безруков лишь интерпретирует его характер. Но меня, честно говоря, это не смущает. Прошло более восьмидесяти лет с тех пор, как оборвалась жизнь великого русского поэта, и возникает закономерный вопрос: насколько корректно судить о человеке, о котором, признаться, известно не так уж много? Существуют свидетельства современников, собраны практически все известные факты из его биографии, но достоверной летописи, запечатлевшей его истинный облик, не существует. И, конечно, не стоит забывать о неизбежном влиянии художественного вымысла. После просмотра сериала меня охватило любопытство, и я решил сравнить образы реальных людей, вдохновивших на создание персонажей, и должен констатировать: подбор актеров поражает своей точностью и удивительным сходством с прототипами.
Обсуждения, конечно, касались сюжетной линии и ее художественных отступлений. Я не претендую на глубокие знания биографии Есенина, однако содержание сериала оказалось мне близко и увлекательно. Сравнительный анализ повествования и реальной жизни показал неожиданные несоответствия, оплошности, допущенные Сергеем Безруковым, исполнителем главной роли, и сценаристом Валуцким. Похоже, многие важные факты были просто проигнорированы, годы путались, допускались явные ошибки в тексте, и даже выводы строились на чужих, порой весьма сомнительных, предположениях.
Этот сериал нельзя воспринимать как дословную реконструкцию биографии. Это, скорее, изящная притча о жизни поэта. Фильм обладает безупречной стилистикой, великолепными декорациями, талантливой актерской игрой и мастерской режиссурой. Едва ли не единственное, что могло бы сделать его еще лучше – это более строгая приверженность фактам. Возможно, тогда он превратился бы из увлекательного сериала в документальную драму.
Отдельно хочется отметить патриотическую составляющую фильма. Есенин представлен таким, каким он и был – искренним русским патриотом, о чем свидетельствуют строки каждого его стихотворения. Уверен, что этот сериал пробудил и будет пробуждать живой интерес к творчеству Есенина и к русской поэзии в целом. Он дает возможность ощутить дух времени, проникнуться любовью к родной земле и понять масштаб личности, оставившей неизгладимый след в русской культуре.
## Забытая Русь и загадочная смерть: размышления о сериале «Есенин»
Сергей Александрович Есенин, несомненно, является одним из самых ярких и значительных поэтов, подаривших России бесчисленное количество прекрасных стихов. Интересно, что сам поэт, избегая официального названия страны, неизменно именовал свою Родину Русью – словно подчеркивая ее самобытность, духовную глубину и историческую преемственность. К сожалению, количество кинематографических работ, посвященных Есенину, не соответствует его поэтической славе и значимости для русской культуры. Многие из существующих фильмов, увы, оставляют ощущение поверхностности и не передают всю сложность и трагичность его личности.
Среди этих работ особое место занимает многосерийный телевизионный фильм «Есенин», созданный в 2005 году на Главном канале. Канал демонстрировал по одной серии ежедневно, что создавало ощущение погружения в жизнь и эпоху поэта. Признаюсь, лично я никогда не был ярым поклонником творчества Есенина и вообще поэзии. Однако просмотр этого телесериала пробудил во мне неподдельный интерес к судьбе стихотворца и облекла его кончину в ореол таинственности.
Конечно, вокруг любого произведения искусства, затрагивающего столь сложную и противоречивую личность, как Есенин, не обходится без критических замечаний. Кто-то возразит против версии, представленной создателями фильма – версии об убийстве поэта. И, на мой взгляд, совершенно не требуется гениальности, чтобы понять, что обстоятельства смерти Есенина не могли быть случайными. Другие могут быть недовольны актерским составом, в частности, ролью Сергея Безрукова. Однако, если смотреть правде в глаза, Безруков – один из немногих, кто действительно обладает истинным призванием к актерскому мастерству.
Фильм снят по одноименной книге Виталия Безрукова, и я настоятельно рекомендую тем, кто ознакомился с сериалом, прочитать и книгу. Стоит отметить, что сценарий фильма построен на необычной структуре, сочетающей в себе две сюжетные линии. Одна, действие которой разворачивается в 20-х годах, повествует о жизни и гибели поэта. Вторая, охватывающая 80-е годы, рассказывает о расследовании обстоятельств смерти Есенина полковником МУРа Хлыстовым. Эти линии взаимодополняющие, создающие эффект многослойности и захватывающего повествования.
Особого внимания заслуживает масштаб и мастерство собранных актеров – как представителей старшего поколения, так и современных талантов. Александр Михайлов, Екатерина Гусева, Сергей Безруков, Владимир Зайцев, Константин Хабенский, Олег Табаков – это лишь немногие имена, заслуживающие упоминания. Этот сериал, на мой взгляд, наиболее полно и достоверно освещает трагическую судьбу величайшего поэта XX века, демонстрируя его взлеты и падения, любовные переживания и душевные муки, жизнь и неминуемую смерть.
Даже если вы не являетесь поклонником творчества Есенина, я настоятельно призываю вас посмотреть этот фильм. Ведь в современном российском кинематографе, если и существуют успешные проекты, то они, как правило, посвящены историческим темам, и «Есенин» является одним из самых значительных и, безусловно, заслуживающих внимания. Он позволяет по-новому взглянуть на знакомые строки, ощутить дух эпохи и проникнуться глубиной трагедии гения, оставившего неизгладимый след в русской литературе и культуре.