## Радиолюбительство в культуре: от экранов до души
Радиолюбительство – это не просто хобби, это целая, самобытная субкультура, продолжающая уверенно развиваться и привлекать новых последователей. Её очарование настолько велико, что проникло и в мир кинематографа, радуя поклонников художественными фильмами, посвященными этой увлекательной сфере. Часто, хотя и не всегда, радиолюбительская тематика находит отражение в популярных кинолентах. Вспомним, к примеру, культовые фильмы, где мелькают радиостанции, типичные для своего времени: от напряженного "Конвоя" 1978 года до динамичного "Крепкого орешка". Здесь речь идет не о самодельных радиостанциях гражданского диапазона ("сибишки"), а о лицензированных радиолюбителях – специалистах, обладающих официальными позывными, как, например, Элли из фильма "Контакт" или отец главного героя из захватывающего фильма "Радиоволна" (Frequency). Неизменно, радиолюбители появляются и в картинах, повествующих о глобальных или региональных катастрофах, где их навыки и оборудование оказываются незаменимыми.
Одним из последних примеров стало появление любительской радиосвязи в четвертом сезоне сериала "Halt and Catch Fire", который, кстати, представляет собой весьма увлекательный рассказ об IT-стартапах эпохи до всеобщего распространения интернета. В комедийном сериале "Last Man Standing" главный герой также является страстным радиолюбителем.
Недавно в эфир вышла первая серия сериала "Frequency", основанного на мотивах одноименного фильма 2000 года. Сюжет сериала, в целом, повторяет изначальную концепцию – это диалоги по радиосвязи между главным героем, живущим в настоящем, и его погибшим отцом, существующим в прошлом, что приводит к неожиданным изменениям в настоящем.
Различия, конечно, кроются в деталях. Радиолюбители, как известно, всегда уделяют особое внимание мелочам, особенно когда речь заходит о радиодеталях! В оригинальном фильме прошлое было зафиксировано на 1969 год, тогда как в телесериале дата была изменена на 1996 год. Подобная трансформация коснулась и позывного отца главного героя.
В фильме, его позывной – W2QYV – был совершенно реальным и до сих пор активен. Это позывной радиоклуба Niagara Radio Club, расположенного в Ниагарском водопаде, штат Нью-Йорк. Клубу уже более семидесяти лет, а позывной относится к классу D, C или Novice, Club, Technician или General Classes. В сериале позывной был изменен, поменяв местами два символа – получился WQ2YV – вымышленный позывной, но уже класса B. Это можно интерпретировать как некую ироничную отсылку к усилению "крутости" происходящего.
Главный герой сериала вспоминает, что в детстве общался по старой радиостанции с орбитальной станцией. Это, конечно, невозможно с точки зрения физики, ведь в сериале та самая "радиостанция" представлена как старинный ламповый приемник с присоединенным микрофоном – не трансивер, а лишь принимающее устройство. Стоит отметить, что в оригинальном фильме в качестве трансивера использовался HEATHKIT SB-301, также приемник.
Включение приемника в качестве трансивера в картине, датированной 1969 годом, можно списать на атмосферу эпохи, но в сериале, где прошлое зафиксировано на 1996 год, это уже вызывает некоторое удивление. В середине девяностых годов существовали вполне современные трансиверы, например, Kenwood TS-850S, которые значительно отличались по внешнему виду и функциональности.
В оригинальном фильме связь между прошлым и настоящим стала возможной благодаря определенной конфигурации Авроры (полярного сияния), а в сериале – трансивер был "пробит" статическим электричеством во время грозы. Однако, это можно не учитывать – сюжет не претендует на научную достоверность.
Сюжетные повороты пока будут скрыты за ширмой спойлеров. Если вам понравился фильм "Радиоволна", вполне вероятно, что и телесериал подарит вам массу приятных впечатлений.
В последние годы The CW, крупный американский телеканал, приобрел репутацию производителя контента, ориентированного на широкую, не слишком требовательную аудиторию, зачастую с ограниченным бюджетом. Супергеройские проекты канала часто оставляют у зрителя ощущение усталости и желание прервать просмотр уже в первые минуты. Даже "Сверхъестественное", некогда культовый сериал, переживает не лучшие времена и продолжает существовать, по слухам, исключительно благодаря контрактным обязательствам перед исполнителями главных ролей. Новинки, что появляются на экранах, демонстрируют такие скромные рейтинги, что не удивительно, что их не снимают с эфира. Однако, как говорится, и в самые мрачные времена случаются исключения.
Начав просмотр этого, без преувеличения, выдающегося проекта от The CW, я был совершенно не знаком с его создателями и лишь в дополнительном эпизоде с удивлением обнаружил логотип канала в нижнем углу экрана.
Сериал получился поистине впечатляющим – практически нет ощутимых недоработок в повествовании. Единственным моментом, который вызвал некоторое замешательство, стала сюжетная линия, связанная с отцом главной героини и коррумпированным полицейским. Развязка этой линии оказалась неожиданно быстрой и несколько нелогичной, будто ее просто растворили в воздухе. Но этот небольшой просчет можно простить, поскольку в конечном итоге она не являлась ключевой для основного сюжета, хоть и послужила отправной точкой. В остальном – все выполнено на высшем уровне, заслуженно получает оценку 10 из 10. Все сюжетные нити искусно сплетены и логически завершены, персонажи получились яркими, запоминающимися и многогранными, а драматическая составляющая достигает высочайшего уровня мастерства. Детективная интрига развернута с невероятным умением, а финальный твист оставляет неизгладимое впечатление.
Как известно, слабым местом многих проектов, выпускаемых The CW, являются диалоги – зачастую они кажутся написанными юными, неопытными авторами. Но в данном случае это утверждение совершенно не применимо. Актерский состав подобран безупречно, музыкальное сопровождение создает неповторимую атмосферу, а режиссерские решения, в частности, визуализация флэшбеков, поражают своей оригинальностью и эффективностью. Если попытаться выразить впечатления от просмотра одним словом – это, безусловно, восторг!
Несмотря на то, что финал показался несколько неожиданным, можно сказать, что именно такой конец заслужили все герои сериала, пережившие столь непростые испытания.
Если вы цените качественные детективные истории, вам по душе сериалы, затрагивающие темы времени, или вы предпочитаете легкую, ненавязчивую драму, которая не перегружает негативными эмоциями, то вас ждет увлекательное приключение на протяжении всех 13 эпизодов сериала "Радиоволна".
Моя личная оценка – 9 из 10. Минус один балл за сюжетную линию, связанную с отцом главной героини и коррумпированным полицейским, а также за финал, который показался несколько нелогичным. Но, в конце концов, любовь, как известно, далеко не всегда подчиняется законам разума. Приятного просмотра!
Случайно наткнувшись на сериал "Радиоволна/Frequency", я невольно оказался захвачен его чарами. Причин для увлечения здесь не так уж много, и, что немаловажно, фантастический элемент, хотя и присутствует, оттеснён на второй план и практически не влияет на общее восприятие. Главным источником притяжения стала напряженная, непредсказуемая динамика детективной интриги, которая держит в состоянии постоянного ожидания.
До финальных эпизодов "Радиоволны" зритель терзается вопросом: кто же скрывается за чередой жестоких преступлений? В тот момент, когда, чувствуя себя проницательным, ты уверенно восклицаешь: "Я ведь и подозревал, что это он!", сюжет преподносит новый, неожиданный поворот, и маньяк вновь ускользает от правосудия. По мере приближения к завершению первого сезона, надежда на продолжение, на разгадку всех тайн во втором сезоне, становится все более острой и волнующей.
Не менее значимыми являются и второстепенные сюжетные линии, каждый отпрыск прошлого, любое малейшее изменение, как снежный ком, нарастает и с грохотом обрушивается на жизнь главной героини, радикально меняя ее привычный мир. Эти перипетии не оставляют зрителя безучастным, заставляя сопереживать, размышлять и формировать собственное мнение о происходящем.
Для меня, важным индикатором качества художественного произведения является его способность вызвать эмоциональный отклик, способна ли она задеть за живое, вызвать искренние чувства и привязанность к персонажам или, наоборот, вызвать неприязнь и отторжение. "Радиоволна" превзошла все мои ожидания в этом отношении. Под маской строгой, бескомпромиссной женщины-детектива я разглядел ранимую душу девочки, рано лишенной отцовской любви. А в образе закаленного жизнью оперативника, долгое время работавшего под прикрытием, промелькнуло стремление вернуть утраченную семью, вернуть ощущение отцовства и супружества.
Сценаристам, режиссеру и актерскому составу удалось создать поистине гармоничное произведение. Их усилия направлены на то, чтобы после просмотра зритель оставил приятное послевкусие, тоску по продолжению и желание вновь погрузиться в мир "Радиоволны", вновь встретиться с любимыми героями и пережить их историю заново. Сериал оставляет глубокий след в памяти, вызывая размышления о времени, семье, долге и искуплении.
Зарождение идеи, лежащей в основе этого проекта, не является абсолютно новаторским; он во многом опирается на знакомую концепцию, представленную в кинематографической ленте "Frequency" (Радиоволна) 2000 года. В качестве лаконичного выражения сути можно использовать слоган, сопровождавший фильм: «Только сын может надеяться предотвратить трагедию, произошедшую три десятилетия назад». Однако в нашей интерпретации действие перенесено из временного отрезка 1969-1999 годов в период 1996-2016, а ключевая фигура – теперь дочь, а не сын, доблестного полицейского. Остальные существенные расхождения незначительны, и в значительной степени сериал следует канонам фильма, по крайней мере, в рамках первых четырех эпизодов, которые не привнесли принципиально новых сюжетных ходов.
Фильм "Frequency" был признан весьма достойным, благодаря продуманному сюжету, удачному подбору актерского состава, убедительной игре и мастерской режиссерской работе, что, закономерно, обеспечило ему положительные отзывы критиков. Несмотря на то, что лента не стала коммерчески успешной, она и не потерпела явного провала. Однако, в отличие от своего кинематографического предшественника, сериал, начиная со второго эпизода, постепенно вызывает разочарование. Заметны просчеты в логике повествования, игра актеров, хоть и не является однозначно плохой, кажется не столь убедительной (и это, безусловно, моя субъективная оценка), а некоторые сцены выглядят нарочито искусственными и натянутыми. В совокупности эти факторы создают ощущение, будто творческая группа исчерпала свой потенциал, а исполнители не до конца понимают, какую роль им предстоит воплощать на экране.
Поэтому, рекомендация к просмотру адресована, прежде всего, поклонникам жанра научной фантастики, жаждущим захватывающих историй, связанных с парадоксами времени и временными аномалиями. Для остальных зрителей, возможно, будет более продуктивным вновь пересмотреть оригинальный фильм 2000 года, который, несомненно, превосходит сериал по всем параметрам.
*P.S.* Любителям специфической эстетики и уникального подхода к повествованию, характерного для южнокорейского кинематографа, я настоятельно рекомендую обратить внимание на сериал "Sigeuneol" (Сигнал), вышедший в 2016 году. Он, безусловно, обладает своеобразной и местами загадочной атмосферой, свойственной корейской культуре, но, думаю, поклонникам детективных историй, щедро приправленных элементами фантастики, он должен понравиться.
Представьте себе на мгновение, что вам угораздилось оказаться на месте главной героини, лицом к лицу с таинственными переплетениями времени. Что бы вы сказали себе, юной, беззаботной? Какие напутствия, какие предостережения прошептали бы вы, зная то, что знаете сейчас? Что бы вы посоветовали, возможно даже, скорректировали бы некоторые решения? Пожалуй, вам не довелось столкнуться с подобной дилеммой, но нашему персонажу – "хранительнице" в женском обличье – посчастливилось (или не повезло?) получить такой шанс. Ей дарована возможность общаться со своим отцом, преодолевая барьеры эпох. Но будьте предельно осторожны с вашими желаниями, дорогая! Каждое ваше вмешательство в прошлое, каждое изменение, внесённое в ткань времени, рождает волну, которая обрушивается на ваше будущее, трансформируя его непредсказуемым образом.
Премьера сериала "Радиоволна" захватывает с первых же минут, обрушивая на зрителя лавину интриг и неожиданных поворотов. Это поистине выдающееся зрелище! Я, как завсегдатай мира сериалов – порой даже чрезмерно увлеченный – не встречал ни разу столь оригинальной концепции, настолько изобретательной в своей реализации. Судьба нашей героини постоянно подвергается переменам, а переписанные воспоминания, словно стремительный потоп, поглощают текущую реальность, дезориентируя и главную героиню, и зрителя, вынужденного переживать все перипетии вместе с ней.
Это кардинально меняет устоявшиеся правила игры, и нашей даме предстоит освоить свою новую, поистине невероятную силу управления временем, проявляя максимальную осмотрительность и осторожность. Нам же, зрителям, остается лишь предвкушать захватывающие сюжетные повороты, трепетать в ожидании новых откровений и быть готовыми к самым неожиданным поворотам событий.
В заключение хочется отметить, что "Радиоволна" – один из самых многообещающих проектов в жанре фэнтези, завершающего 2016 год. Сериал обладает неповторимым шармом, избегая излишней прямолинейности и клише, часто присущих научной фантастике. Я, как преданный зритель, возлагаю огромные надежды на то, что "Радиоволна" сможет преодолеть рубеж первого сезона и подарит нам еще множество незабываемых историй.