## Размышления о "Мрачном обаянии Гитлера": между историей и психологией
Воспоминания о школьных годах часто возвращают нас к фигуре Адольфа Гитлера. Даже в те времена, когда доступ к информации был ограничен, желание понять феномен этого человека побуждало к поискам в библиотеках. С течением времени, с развитием цифровых технологий, поиск информации стал более доступным, но первоначальный интерес не угас. Стремление постичь суть «Mein Kampf», рассмотреть его художественные взгляды и изучить документальные свидетельства эпохи, в частности, проекты, посвященные архитектуре и сокровищам Третьего Рейха, – все это формировало образ Гитлера в моем сознании.
Особенно откликались в памяти рассказы бабушки, пережившей годы войны. В ее воспоминаниях переплетались истории о немецких соседях, чьи убеждения были столь же разнообразны, как и сами люди. Одни искренне верили в идеологию Гитлера, другие – яростно отвергали ее. И, несмотря на общепринятые представления об абсолютной одержимости, которую вызывал Гитлер, бабушка, источник моих самых надежных знаний, рассказывала о случаях проявления человечности со стороны немецких солдат, о помощи пленным, что противоречило общепринятым стереотипам. В то же время, она делилась воспоминаниями о злоязычии и оскорблениях со стороны некоторых немцев, направленных против русских. Попытка перевести эти ругательства, полученная благодаря школьному знанию немецкого, обнажила крайнюю непристойность некоторых выражений.
Феномен массового подчинения, способность людей следовать за харизматичным лидером, кажется почти универсальным. Вспоминая скорбь, охватившую страну со смертью Сталина, возникает вопрос: не повторяется ли история? Вопросы о национальной психологии, о роли «царя-батюшки» и незримой «Божьей помощи» часто возникали на уроках литературы, вызывая противоречивые чувства. Неизбежно возникал вопрос: насколько справедливы представления о "рабской психологии" и "менталитете" русского народа. Однако, даже в контексте философии "Служить бы рад, прислуживаться тошно" откликается понятие "барина", отзвуки которого сохраняются и в современном обществе, проявляясь, например, на рабочем месте.
Особенно поражает скорость, с которой целое общество могло поддаться обаянию одного человека. Гитлер, оратор, мастерски владевший искусством убеждения, говорил о чистоте "арийской расы", при этом, как известно, имел еврейские корни – парадокс, который лишь усиливает загадочность его личности.
Именно поэтому просмотр проекта, посвященного Гитлеру, вызывал особенный интерес и сопровождался большими ожиданиями. Понимание того, что секретные документы постепенно становятся общественным достоянием, вызывает надежду на раскрытие новых граней истории, будь то история СССР, Сталина, его сподвижников или же Германия и Адольф Гитлер. Особенно же хотелось углубиться в психологию Гитлера, понять причины его успеха, мотивы его действий и личность, скрытую за публичным образом. Название проекта, «Мрачное обаяние Гитлера», обещало раскрыть феномен харизмы, концепция, часто используемая бизнес-спикерами при обсуждении ораторского мастерства и лидерства. К сожалению, эти ожидания не оправдались.
Фильм, безусловно, осветил известные факты и события, о которых можно было узнать и из других источников и статей, повествуя о периоде Второй Мировой Войны и о жизни самого Гитлера. Однако, для тех, кто знаком с историческими фактами, он не предложил ничего принципиально нового.
Главное разочарование заключалось в отсутствии глубокого психологического анализа. Не следует ожидать деконструкции личности на уровне радикальных техник Виктора Пономаренко или анализа методов спецслужб, однако, желалось понять мотивы Гитлера, его жизнь, его родных, постичь причины "мрачного обаяния". Проект объясняет одержимость Гитлером исключительно социальными и экономическими факторами – подавленностью после поражения в Первой мировой войне и стремлением Германии к возвращению былого величия. Хотя логика в этом объяснении, безусловно, присутствует, она кажется упрощенной. В частности, экономисты справедливо отмечали ошибку других стран, отказывавшихся сотрудничать с Германией после войны, что обострило конфликт, поскольку Германия должна была нести ответственность за ущерб.
Иными словами, предложенное объяснение кажется слишком поверхностным. Как справедливо отмечал Радислав Гандапас, харизма подразумевает некое магическое воздействие, но в проекте этот аспект практически не рассматривается, как будто это лишь константный факт.
Поэтому, высоко оценить проект субъективно не представляется возможным. Очевидно, что для широкой аудитории, не знакомой с темой, картина может быть интересной, что подтверждается и рейтингами. Однако, лично мне, я не испытал того самого "мрачного очарования", которое обещало название. И, тем не менее, желаю всем приятного просмотра и надежды на то, что он оставит у вас незабываемые впечатления.