Приветствую всех ценителей кинематографического искусства! Недавно я начала знакомство с телевизионным сериалом «Акватория» и, признаюсь, этот опыт оказался, мягко говоря, неудачным. Просматривая дискуссии на этом сайте, я отметила повсеместное недовольство, столь щедро изливаемое на этот проект. Однако, несмотря на бурю критики, полноценная, аргументированная рецензия на «Акваторию» так и не появилась.
Поэтому, хотя я и разделяю многие опасения, высказанные зрителями, я решила, вопреки моим собственным сомнениям, попытаться более детально проанализировать причины разочарования, вызванного этой картиной.
Возникает вопрос: почему телеканал, столь активно продвигавший успешный сериал «След», допустил создание продукта, столкнувшегося с таким прохладным приемом? Похоже, они ошибочно предположили, что повторение формулы успешной детективной драмы, породившей искренний ажиотаж, гарантированно обеспечит аналогичный результат. Увы, этот расчет оказался ошибочным.
Я начала знакомство с «Следом» по телевизионной трансляции, а когда время показов изменилось, продолжила наблюдение уже в онлайн-формате. Тогда этот сериал действительно завладел моим вниманием по ряду причин. Он выделялся на фоне других многосерийных детективов своей самобытностью, своей неповторимой изюминкой. Я даже готова согласиться с тем, что сюжет, меняющийся в каждом новом эпизоде, обладал определенной наивностью, а иногда и граничил с прямолинейной нелепостью. Однако это не вызывало отторжения, в отличие от многих других детективов. В картине практически отсутствовали сцены избыточной жестокости, кровопролития, несмотря на наличие соответствующих элементов в сюжете. К тому же, актерский состав был подобран весьма удачно, и наблюдать за развитием событий было, в целом, приятно.
Решение посмотреть «Акваторию» было вызвано лишь минутным любопытством, но, к сожалению, я и не возлагала на этот сериал особых надежд. Вспоминая провальный проект «ОСА», который, по сути, можно рассматривать как своеобразное продолжение «Следа», мои опасения лишь усилились.
Сюжет оказался чрезвычайно скучным, лишенным интриги и напряжения. Во время просмотра серии за серией, у меня попросту не возникало желания поразмышлять, поразгадать загадки, предложить собственные версии развития событий. Особое разочарование вызвала буквальная имитация главных героев «Следа», что лишило «Акваторию» хоть какой-то оригинальности. По моему мнению, этот сериал не имеет никакого отношения к преемственности с предыдущим проектом, а Федеральная Экспертная Служба представлена лишь как инструмент для пиара, паразитирующего на популярности "Следа". Я считаю, что это не полноценный сериал, а скорее грубая, нелепая пародия, выполненная с крайне неудачным подбором актерского состава.
Именно поэтому вокруг этой киноленты столь много негативных отзывов – зрителей пытаются обмануть, предлагая безвкусный продукт, выдавая его за нечто ценное.
Решать, стоит ли тратить время на просмотр этого сериала, конечно, вам, однако я вынуждена согласиться с подавляющим большинством комментариев: «Акватория» является крайне некачественным проектом.
Даже боги, как гласит древняя мудрость, иногда нуждаются в третьей попытке, и в данном случае это утверждение, кажется, нашло свое отражение в развитии серии спин-оффов культового телесериала "След". Первая попытка, "След-52", едва ли может быть по праву классифицирована как полноценный спин-офф. Серии были вклинены в основной сюжет, их связь с родительским сериалом оставалась размытой и неопределенной, а грань между отдельной историей и эпизодической сюжетной линией – практически неразличима.
Последующий проект, "Садовник", вызвал немало вопросов и, признаться, оставил ощущение незавершенности. Попытка заглянуть в сознание преступника и добавить нотку личной жизни детективам, вопреки традиционному беспристрастному повествованию, была, безусловно, амбициозной, однако, неудачная реализация привела к ощущению хаотичности и потеряло фокус на главном – расследовании. Похоже, отзывы зрителей, жаловавшихся на отсутствие романтики в жизни следователей, были учтены, однако добавленные любовные линии лишь подчеркнули отсутствие органичности и глубины.
Впрочем, "Акватория" возродила надежду. Визуальная составляющая проекта заслуживает самых высоких похвал. Выбор Санкт-Петербурга, Северной Столицы России, в качестве локаций для съемок стал настоящим подарком для зрителей. Великолепие архитектуры, грациозные каналы, величественные реки, живописный Финский залив – все это создает неповторимую атмосферу и создает приятный контраст с привычными, несколько однообразными локациями оригинального сериала. Бесконечные подъезды, заброшенные заводы, стройки – все это, несомненно, добавляло реализма, но и вызывало определенную усталость. Здесь же, на фоне северной красоты, происходящее на экране обретает новый смысл. Заслуживает отдельного упоминания и более четкое отображение штаб-квартиры питерского отделения ФЭС – деталь, которая по какой-то причине игнорировалась в оригинальном сериале. Даже мэр Москвы, вероятно, не сможет точно указать местонахождение московского офиса ФЭС – такой вот комичный факт.
К сожалению, что касается наполнения персонажами, зрителей ожидает разочарование. Создателям не удалось предложить что-то принципиально новое и свежее. Наиболее очевидным промахом стал выбор актрисы на роль руководителя филиала, Натальи Бурмистровой. Параллели с незабываемой Рогозиной бросаются в глаза, и это неизбежно порождает вопросы о роли женщин в руководстве ФЭС, зачастую трактуемые в довольно стереотипной манере. Другие персонажи лишены глубины и индивидуальности, они словно картонные марионетки, лишённые сложной предыстории и мотивации. В оригинальном сериале даже второстепенные персонажи, такие как Рогозина, Круглов, Антонова, Тихонов, Майский и Белая, получили достаточно подробные биографии, раскрывающие их прошлое и формирующие их характер. Позже к ним присоединились Белозёров, Арестов, Амелин и другие, каждый из которых имел свою историю, которая находила отражение в их поступках и решениях. Здесь же, к сожалению, мы наблюдаем лишь поверхностный набор образов, лишенных какой-либо предыстории. Попытки создать романтические линии также выглядят натянутыми и неправдоподобными.
Таким образом, перед нами очередное проявление распространенной проблемы российского телевидения: огромный потенциал, заложенный в идее проекта, не находит должной реализации. В лучшем случае речь идет о 100-125% потенциала, который конвертируется в лишь 2-17% качественного продукта. "Акватория" предназначена, прежде всего, для самых преданных поклонников оригинального сериала и тех, кто готов закрыть глаза на недостатки ради возможности насладиться красотой Санкт-Петербурга, по-своему уникальной и завораживающей Северной Венеции.
Вердикт: 6 из 10 – неплохо, но не более.