Некоторые критики справедливо отмечают историческую вольность, допустимую при создании сериала, и эта откровенность, пожалуй, является своего рода предвестником того, что зрителя ждет не документальная реконструкция, а художественное переосмысление трагической истории. И как по мне, это великолепная, захватывающая и увлекательная костюмная драма, сумевшая увлечь с первых же минут. Не стану утруждать себя кропотливым исследованием исторических реалий, чтобы сопоставить их с вымышленными событиями, поскольку история Дарьи Салтычихи, тем не менее, достаточно хорошо известна. Моя задача – сосредоточиться на самом сериале, на его художественных достоинствах и на той эмоциональной глубине, которую он способен пробудить.
Особого внимания заслуживает игра Юлии Снигирь, воплотившей на экране образ главной героини. Найти актрису, способную настолько органично раствориться в своей роли, проникнуть в самые потаенные уголки ее души – задача не из легких, и Снигирь справилась с ней блестяще. Мимика, интонации, манера двигаться – все менялось в зависимости от развития сюжета, постепенно преображая наивную, почти невинную девушку в жестокую и беспощадную барыню. Мне импонирует тонкий ход, использованный создателями: принцип "Никто не становится чудовищем просто так". История Дарьи показана с самого начала, с корнями уходящими в детство. Мы видим признаки психического неблагополучия, проявившиеся еще в раннем возрасте, нечто похожее на те, что мучили ее мать. Верования верующих, пытавшихся объяснить это одержимостью, лишь добавляют трагизма ситуации. Попытки изгнать злых духов в церкви, а затем – отказ священника, оставившего девочку на произвол судьбы, формируют ее дальнейшую судьбу. Нельзя не восхититься игрой юной актрисы, исполнившей роль маленькой Дарьи. Редко можно встретить детей, обладающих столькими актерскими данными, особенно в отечественном кинематографе. Девочка сыграла настолько правдоподобно и впечатляюще, что ее игра не оставляет равнодушным.
Развитие событий в сериале неспешно, акцент сделан не на размахе ее преступлений, а на личной трагедии героини. Безусловно, ее деяния играют значимую роль в сюжете, однако каждый поступок, каждое действие объясняется и не является плодом воображения. Перед нами предстает глубоко несчастная женщина, вынужденная в одиночку противостоять жестокой системе. Женщина, выросшая в стенах монастыря, не знавшая мирской жизни, вырванная из ее безопасности и брошенная в водоворот интриг и насилия. Это, разумеется, не является оправданием ее чудовищных поступков, однако вызывает искреннее сочувствие. Она – словно хрупкий цветок, сорванный с родной земли и брошенный в пустыню. Ненавистный брак, неразделенная любовь, родственники, плетущие интриги, отсутствие поддержки – все это ломает ее хрупкую психику. Прислуга кланяется в ноги, но готова предать при первой же возможности, тая в сердце ненависть. В определенный момент хрупкое сознание Дарьи не выдерживает, и она поддается своей болезни, своей внутренней тьме.
Сериал крайне убедительно демонстрирует, к каким последствиям могут привести власть и череда тяжелых неудач. Юлия Снигирь безупречно передала образ Салтычихи; не было ни одной сцены, где ее игра вызывала бы сомнения. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что все актеры исполнили свою работу на высоком профессиональном уровне. Поразительно, что этот сериал не завоевал большей популярности, затерявшись в череде примитивных и однообразных мелодрам, повествующих о провинциальных девушках и их богатых возлюбленных. Здесь раскрыта целая палитра человеческих чувств и пороков: любовь, ненависть, предательство, безумие, отчаянные надежды. Уверена, я не раз вернусь к просмотру "Кровавой барыни". Редко встречалось нечто столь глубоко впечатляющее в последние годы.
Завершив просмотр этого сериала, испытываешь смешанные чувства. Без преувеличения, это не просто "круто" – это захватывающе, особенно если рассматривать его не как историческую драму, а как произведение фэнтезийного жанра. Создатели, к их чести, прямо заявили об отсутствии буквального следования историческим фактам, сосредоточившись на передаче духа эпохи. И вот здесь возникает вопрос: если отталкиваться от "духа", почему же позволили столь вольную интерпретацию нравов и внешнего вида?
Нельзя представить, чтобы дамы 18 века выходили в свет в легкомысленных нарядах, едва прикрывающих тело, и с грацией исполняли вальс. Этот вольный подход к одежде и манерам, к моему мнению, нарушает ощущение подлинности.
Полагаю, авторам было необходимо создать зрелищный и эмоционально насыщенный сериал, способный держать зрителя в напряжении. В таком случае, стоило бы пересмотреть концепцию и написать сценарий, не претендующий на историческую достоверность. В этом случае, мы получили бы повествование, сосредоточенное на вымышленных персонажах, таких как императрица и влиятельная барыня, без попыток свестись с исторической канвой. Вполне возможно, подобный подход избавил бы нас от диссонанса, вызванного, например, появлением в любовных интригах Солтыкова после кончины Петра III, или от отсутствия столь значимой для эпохи фигуры Орловых.
Несомненно, актеры проявили себя с положительной стороны. В безумии главной героини есть убедительная правда, а колдовская аура, присущая ведьме, ощущается почти физически. Императрице, к сожалению, не хватило глубины, в то время как остальные актеры демонстрируют достойное мастерство и достоверность в своих ролях. Костюмы, безусловно, великолепны, однако работу стилиста и парикмахера требует существенной доработки. Сложно представить, чтобы дама из высшего общества позволила себе носить столь бесформенные платья, какими обзавелись соседки Солтыковой. В эпоху, когда силуэт подчеркивался корсетами – по указу Петра Великого, который к тому времени не был отменен – подобный выбор одежды представляется анахронизмом. Это, опять-таки, вопрос о том, что понимать под "духом" эпохи, если отбрасывается даже элементарная формальность.
В целом, впечатление неоднозначное. Я досмотрела сериал скорее из-за привычки не оставлять незаконченные дела, чем из-за искреннего желания увидеть финал. Пересматривать его не планирую. Друзьям я, вероятно, посоветую его как увлекательную, но не претендующую на историческую правдивость, фантазию, нежели как достоверное отражение эпохи.
Мое отношение к российскому сериальному продукту, признаюсь, всегда было окрашено определенной долей скептицизма. Однако, на этот раз, привлекли внимание визуальный облик проекта и интригующее название. Уже в первые минуты просмотра на поверхность всплывают отголоски творчества Николая Васильевича Гоголя, проявляющиеся в построении сцен и общей атмосфере. При дальнейшем погружении в сюжет захватывает дух от филигранной детализации постановки: тщательный подбор костюмов, едва уловимые нюансы выражений лиц актеров в ключевых эпизодах – все это создает ощущение глубокого уважения к источнику вдохновения и стремления к достоверности.
Зачастую, когда в сериале отсутствует убедительный сюжет, возникает неконтролируемое желание прервать просмотр и отправиться на поиски чего-то более захватывающего. Но здесь все иначе – сериал удерживает внимание, и его можно рекомендовать к просмотру. Музыкальное сопровождение, подобранное с деликатной чувствительностью, органично дополняет трагические и пронзительные моменты, усиливая эмоциональное воздействие на зрителя. Особого внимания заслуживает мастерство, с которым акцентировано внимание на деталях человеческой фигуры в сценах, подчеркивая тонкость происходящего и мастерски передавая дух минувших эпох.
Невероятно интересно показано отношение простого народа к тайнам мироздания, к мистическим явлениям, к обвинениям в колдовстве. Актерский состав подобран с исключительной тщательностью, каждый исполнитель сумел воплотить своего персонажа с поразительной глубиной и психологической достоверностью.
Особенно сильное впечатление производит сцена, в которой царица заменяет казнь пожизненным заточением в темнице. Зритель, словно невидимый свидетель, проникает в сознание монарха, ощущая тяжесть ответственности, лежащую на ее плечах, в момент подписания рокового документа. Мы видим реакцию обреченной на вечное заточение, ее отчаяние и страх. Мы наблюдаем, как ошеломлен толпа, вынужденная стать свидетелем столь необычного решения.
Посредством этого эпизода, сценаристам удалось предоставить зрителю уникальную возможность взглянуть на происходящее с разных точек зрения: увидеть, что видит царица, высокомерно возвышающаяся над происходящим, ощутить безысходность приговоренной, страдающей на колодке, и почувствовать, какую позицию занял народ, оказавшийся между властной государевой и обвиняемой. Эта многогранность перспективы создает глубокий и запоминающийся драматический эффект, позволяющий по-настоящему погрузиться в атмосферу эпохи и сопереживать персонажам.
Первые эпизоды сериала дарили ощущение дежавю, знакомую эстетику, вызывающую в памяти образ Евы Грин из "Сказки по дешёвке". Неизбежно возникали ассоциации с той самой, завораживающей мрачностью и глубиной, присущей этому фильму. Однако, к сожалению, эта тонкая грань, столь бережно выстраиваемая на заре повествования, вскоре была утрачена. Сценаристам, по всей видимости, не удалось избежать сумбурности, отчаянно пытаясь смешать несмесимое в надежде на создание некого взрывного, положительного эффекта, что, в конечном итоге, обернулось провалом.
Если в "Белой королеве" или "Принцессе" магический компонент и любовная линия органично переплетаются, создавая цельную и гармоничную картину, то в "Барыне" подобной изящности и вкуса нет. Это вызывает ощущение некой дефектности, ощущение недосказанности и неудовлетворенности.
Что касается исторической достоверности, то, к сожалению, ее здесь практически не найти. По крайней мере, об этом прямо заявлено в титрах – в форме сдержанного уведомления, намекающего на то, что создатели сериала не намерены следовать догмам летописи, а скорее, стремятся уловить ее эфемерный дух. В этом контексте, проект представляет собой, скорее, интересную возможность заглянуть в быт людей той эпохи, проникнуться атмосферой жизни крепостного барина или крепостной барыни, увидеть, как обстояйствовали их судьбы. Надежда остаётся на то, что некоторые зрители смогут осознать, насколько ограниченными были возможности для женщины в XVIII веке, избавить себя от иллюзий, столь часто встречающихся в комментариях о якобы всеобщей любви и внимании к дамам.
Безусловным табу для любого художественного произведения, претендующего на серьезность, должна быть романтизация преступных деяний, независимо от пола виновника. И именно такие фильмы, как "Барыня", порой, невольно способствуют подобной девиации. Существует опасность, что юные зрители, склонные к бездумному подражанию, начнут видеть в сомнительных персонажах неких героев, а излишне сочувствующие личности могут начать испытывать жалость к осужденным преступникам, что чревато формированием деструктивных связей и союзов с криминальным элементом.
Если абстрагироваться от факта существования Салтычихи в реальной исторической действительности, и рассматривать сериал как самостоятельное художественное произведение, то можно было бы поставить ему оценку около 3,7 из 5. Однако, финал оказался слишком тяжел для оправдания подобной оценки, он оставил послевкусие разочарования и перечеркнул многие позитивные моменты, появившиеся в начале просмотра. Концовка стала финальной точкой, свидетельствующей о том, что изначально задуманная атмосфера и концепция так и не смогли раскрыться в полной мере.
"Этот сериал представляет собой захватывающее погружение в трагические события давно минувших дней, черпая вдохновение из реальных исторических свидетельств. Безусловно, создатели, стремясь к кинематографической выразительности и художественной целостности повествования, прибегнули к определенной степени драматизации и вольностей в интерпретации фактов. Однако, несмотря на это, сериал не претендует на документальную точность, хотя, на мой взгляд, обилие сцен, пронизанных жестокостью и садизмом, кажется избыточным. Похоже, есть определенная аудитория, предпочитающая подобную мрачную эстетику, и, очевидно, команды, готовые её предлагать.
Особое восхищение вызвала работа актрис, воплотивших женские образы. Юлия Снегирь, Кристина Бабушкина, Северия Янашаускайте – их игра излучала глубину и тонкость, создавая яркие и запоминающиеся портреты. К сожалению, на фоне их мастерства, мужские персонажи, казалось, потеряли часть своей выразительности, не достигли той же кинематографической высоты.
Отдельного внимания заслуживают великолепные костюмы, являющиеся не просто элементами визуального оформления, но и мощным инструментом передачи исторической атмосферы. Благодаря им, зритель получает наглядное представление о той эпохе, о непростой жизни самой Дарьи Салтычихи. Мои знания о ней, ограничивавшиеся школьными уроками истории, сводились к тому, что она жестоко мучила и уничтожала своих крепостных, и, как я считала, была приговорена к высшей мере наказания. Сериал расширил мои представления о ней как об исторической личности, о сложном периоде в истории России.
В силу своей тематики и насыщенности жестоких сцен, этот сериал не рекомендуется к просмотру детской аудитории. Тем не менее, я настоятельно советую его к просмотру всем, кто ценит исторические драмы и способен оценить тонкую актерскую работу. Любители более деликатной эстетики, не готовые к откровенным сценам насилия, могут просто пропустить их, не упустив при этом основную сюжетную линию и историческую ценность произведения.
Я выражаю искреннюю благодарность создателям этого сериала за смелость и новаторство в освоении сложной исторической темы, а также администрации сайта за возможность ознакомиться с этим ярким и запоминающимся произведением."