Ознакомившись с отзывами коллег по платформе и погрузившись в просмотр самого сериала, я испытываю смешанные чувства. Без сомнения, это увлекательное зрелище, однако его восприятие исторически подкованным зрителем может оказаться весьма противоречивым. Вряд ли этот сериал можно рекомендовать как учебный материал для молодого поколения, стремящегося к глубокому и объективному изучению Истории Отечества.
Создатели проекта, осознавая свою творческую свободу, сделали примечание о том, что сюжет не претендует на историческую точность и является плодом художественного воображения, допускающим наличие вымысла. И эта не претенциозность сразу бросается в глаза. Хронологические рамки, некоторые ключевые события, детали костюмов и общая стилистика эпохи демонстрируют заметные расхождения с реальными историческими фактами. Очевидно, сериал был задуман как своего рода приукрашенная версия нашей многовековой истории, сглаживающая острые углы и замалчивающая нелицеприятные моменты, чтобы пробудить в зрителе чувство патриотизма, возможно, даже несколько романтизированного.
Нельзя не отметить, что зарубежные режиссеры нередко создают исторические полотна, не стремясь к абсолютной достоверности, и их работы, тем не менее, завоевывают широкую популярность. В качестве примера можно привести сериал "Викинги", который, несмотря на определённые вольности в изображении исторических событий, сумел привлечь огромную аудиторию.
К сожалению, отечественный кинематограф нередко навязывает зрителю определённый стереотип: если в фильме задействованы исторические персонажи, то он должен быть строго исторически достоверным. К рассматриваемой работе этот принцип, к сожалению, неприменим. Тем не менее, как лёгкое и приятное времяпрепровождение – будь то перед телевизором или перед монитором компьютера – сериал, безусловно, заслуживает внимания. Качественная визуальная составляющая, тщательно подобранная музыка, талантливая актёрская игра и убедительное воплощение ролей создают приятное впечатление. Сюжет, хотя и не претендует на новаторство, достаточно увлекателен.
Однако, возникает мысль, что средства, потраченные на создание этого сериала, могли бы быть более эффективно использованы для производства исторически достоверных картин, основанных на реальных событиях. Такое решение, несомненно, принесло бы гораздо больше пользы.
Несмотря на это, отказываться от просмотра этого сериала не стоит, особенно если суметь отбросить привычный шаблон: «Если в кино есть исторические персонажи, значит, это – документальное кино о нашем прошлом».
Моя оценка: 8 из 10 звезд.
## Зарисовки эпохи: взгляд на "Ярость" сквозь призму фестивального кино
"Ярость" производит впечатление зрелищного, нарочито стилизованного проекта, словно международный исторический фестиваль, отбросив осторожность и не желая расходовать бюджет впустую, решил воплотить собственную, амбициозную кинематографическую фантазию. На экране разворачивается яркая, почти калейдоскопическая картина: перед нами витязи в доспехах, прекрасные царевны, загадочные шаманы, суровые кочевники – и все они переплетаются в причудливом сюжетном гобелене. В результате получается своеобразная эклектика, словно режиссеры, щедро черпая вдохновение из различных историй, стремились угодить каждому зрителю, предложив ему элементы, напоминающие о "Мулан", о страстной истории "Хюррем Султан" или о роскоши "Великолепного века".
Не стоит искать здесь напряженного исторического боевика, демонстрирующего жестокую реалистичность средневековых сражений. "Ярость" ближе к этно-артхаусу, где акцент сделан на демонстрации быта, нравов и ритуалов описываемой эпохи. Зачастую герои демонстрируют предельную неторопливость: они едят, отдыхают, обдумывают сложные вопросы демографической ситуации, выглядят сытыми и довольными стабильностью жизни. Первые выстрелы, первые масштабные схватки случаются лишь в середине повествования, в шестой и седьмой сериях соответственно, что, к сожалению, не способно полностью избежать ощущения затянутости и лёгкой скуки.
Воплощение бурятской таборной конницы – это, безусловно, одно из самых впечатляющих элементов сериала. Вид всадников, несущихся в бой с развевающимися знамёнами и саблями, поражает воображение. Однако, сюрреалистичность ситуации возрастает, когда посреди жаркого боя таборные всадники вдруг переходят к пешему строю, используя для защиты быстроподвезённые щиты – эпизод, вызывающий скорее недоумение, чем напряжённое ожидание развития событий. Число участников сражений выглядит поистине внушительным, превышая масштаб футбольного матча, и постоянно подкрепляется громкими цифрами – "тридцать тысяч воинов", "сорок тысяч воинов", которые, к сожалению, не компенсируют ощущение неправдоподобности происходящего.
Стоит также отметить исторические костюмы, которые больше напоминают коллекцию эксклюзивного модного дома. Тщательно подобранные сочетания цветов, изысканные детали, общая эстетика – всё это создаёт атмосферу не исторической эпопеи, а роскошной ярмарки.
Попытки сравнивать "Ярость" с эпическим полотном "Эртугрул" представляются неуместными. Дело не столько в финансовом аспекте, сколько в совершенно разном подходе к подаче материала, к созданию атмосферы и передаче духа эпохи. "Дружина", несмотря на все свои недостатки, обладает большей динамикой и способна удерживать внимание зрителя гораздо лучше. И даже "Сын Ворона", известный своей тягучестью и медлительностью, способен создать более вовлекающую историю. На фоне подобных проектов возникают вопросы о мотивации критики в адрес Евпатия Коловрата, ведь, как минимум, он, судя по всему, не вкушал шурпу с картофелем в качестве боевого рациона.
Подводя итог, можно сказать, что "Ярость" - это, безусловно, успешный исторический фестиваль, воссозданный в формате приключенческого, драматического и любого другого жанра. Однако, как полноценный исторический сериал, требующий большей глубины и аутентичности, он не дотягивает до ожидаемого уровня.
Впечатления от просмотра этого фильма оказались глубокими и резонансными. Завороженный увиденным, я обратился к комментариям, чтобы разделить свои эмоции, и был немало удивлен, насколько неоднозначную реакцию картина вызвала у зрителей, вскрывая, казалось бы, давно затянувшиеся раны. По сути, перед нами одна из возможных интерпретаций той эпохи, художественная легенда, если угодно, воссозданная на экране. Однако, несмотря на определенные вольности в обращении с историческими фактами – что, безусловно, является неотъемлемой частью любого художественного произведения – картина поражает своей достоверностью духа времени. Именно это ощущение подлинности, это погружение в атмосферу кровавых междоусобиц, заключенных в рамки политических браков и хитросплетений интриг, завораживает и трогает до глубины души.
Особую силу придает любовная линия, пронизывающая повествование. В финальных сценах, когда переплетение судеб героев достигает апогея, наступает момент, когда сердце сжимается от ощущения безысходности, от горечи, присущей, вероятно, той сложной и жестокой эпохе. Безусловно, это результат мастерской режиссерской работы, виртуозной работы художников по костюмам и блестящей актерской игре. Устюгов воплотил своего персонажа просто безупречно, его игра заслуживает самых высоких похвал. Герои фильма предстают перед нами не как статичные фигуры из учебников истории, а как живые люди, подверженные ошибкам, способные на глубокие чувства, истрадающие, но в то же время, проявляющие благородство и возвышаясь над обстоятельствами, обретая истинное величие.
Вероятность того, что этот фильм оставит кого-то безразличным, представляется крайне низкой. Поэтому я настоятельно рекомендую его к просмотру. Исповедью будет то, что я не предполагал, что картина произведет на меня столь глубокое впечатление. Казалось, передо мной очередное, поверхностное развлечение. Но это далеко не так: каждый персонаж получился объемным, запоминающимся, прописанным с поразительной достоверностью. Повествование разворачивается с неожиданными и динамичными поворотами, где то радость, то внезапность, то глубокая трагедия сменяют друг друга – словно отражение самой жизни. Нельзя не отметить сходство с атмосферой и захватывающим сюжетом, которым славится сериал "Чужестранка".
Поэтому я призываю вас окунуться в этот мир, сопереживать главным героям, прочувствовать их боль и радость, и, конечно же, получить искреннее удовольствие от просмотра! Это путешествие, которое вы не забудете.
Собрав немалое терпение, я, наконец, досмотрела сериал "Золотая орда" до самого финала. И, откровенно говоря, впечатление осталось крайне негативным. Разочарование – вот, пожалуй, наиболее точное определение. Понимаю, что создатели сериала пытались обезопасить себя, указав в начальных титрах о вымышленности сюжета. Но если это так, тогда почему не дать проекту иное название, не обозначить жанровую принадлежность более четко?
То, что мы видим на экране, представляется странной, порой абсурдной, смесью фантастических элементов и исторической неточности. Складывается ощущение, что реальность и вымысел сплелись таким образом, что потеряли свою первоначальную целостность.
Однако, есть один аспект, который действительно восхитил – это великолепная работа художников-постановщиков, отвечавших за костюмы и декорации. И это замечательно, что их творчество не сковано рамками исторической достоверности, позволяя по-настоящему раскрыть фантазию. Я давно не встречала костюмов столь изысканных, проработанных до мельчайших деталей, исполненных с такой любовью и мастерством. Каждый элемент одежды, от вышивки до фактуры ткани, говорит о высочайшем уровне профессионализма.
Актерский состав, безусловно, проявил себя с лучшей стороны. Они сыграли убедительно, с глубоким погружением в образы, передавая весь спектр человеческих страстей. Однако, несмотря на это, ряд досадных недочетов бросаются в глаза даже неподготовленному зрителю. Например, критика, высказанная ранее, о повторяющемся фоне – одном и том же лесе, используемом для съемок, якобы изображающих окрестности различных русских городов, вполне справедлива. И степь, бескрайние просторы, которые должны были воссоздать атмосферу той эпохи, могли бы быть показаны с большим вниманием к деталям, с большей красотой и масштабностью.
Пренебрежение к столь очевидным, почти вопиющим несоответствиям, с моей точки зрения, относит этот сериал к той же категории, что и небрежно созданные, претендующие на историчность киноленты, в частности, американского производства. Вспоминается, к примеру, фильм "Троя" – продукт, который, по моему мнению, является примером несусветной нелепицы.
Я искренне надеюсь, что российские кинематографисты в дальнейшем будут стремиться к созданию более качественного, более достоверного исторического кино, которое сможет сравниться с такими работами, как "Викинг", не позволяя себе подобного снижения планки, что мы увидели в "Золотой орде". Потребитель заслуживает лучшего – кино, которое будет не только развлекать, но и просвещать, вдохновлять и заставлять задуматься.
Смею утверждать, что перед нами не столько художественный фильм, сколько дерзкая, нарочито аннулированная версия исторических событий, граничащая с вымыслом. Причем создатели этого "произведения" не только не скрывают подобного, но и, кажется, испытывают нескрываемое удовлетворение от своей свободы интерпретации. Они словно провоцируют зрителя, позволяя себе вольности и даже иронизируя над уровнем исторической достоверности, ссылаясь на успешный опыт деконструкции аналогичных проектов, например, фильма "Викинг". Безусловно, признание авторами своей отходности от истины – это, в какой-то степени, намек на осознание проблемы, однако не стоит забывать, что картина представляет собой, скорее, продукт развлечения, нежели серьезную попытку осмыслить прошлое.
Заставляет задуматься реакция на этот проект. В частности, рецензия Евгении Нижник, чей анализ рисует особенно причудливую картину исторических искажений. В ее словах звучит вопрос: кто такой князь Ярослав, да еще и Ярослав Лютый, если, согласно сюжету, в событиях 8-го века неожиданно появляется Золотая Орда? Ввод в повествование практически исчезнувшие к 12-му веку половцы, и ряд других исторических нестыковок, создают атмосферу полной дезориентации и вызывают закономерные вопросы о знании авторов предмета, который они отображают.
Такой фильм, пожалуй, предназначен для очень специфичной аудитории – для тех, кто обладает достаточным уровнем исторических познаний, чтобы замечать и анализировать столь вопиющие отклонения от реальности, как Евгения Нижник. В противном случае, если зритель не имеет возможности оценить масштаб исторических неточностей, предлагаю ограничиться более нейтральным и развлекательным контентом, позволяющим провести время с пользой и без риска искажения картины прошлого. Рекомендовать такое произведение широкому кругу зрителей – значит рисковать не только их временем, но и формированию представления об исторических фактах. Вместо этого, желаю всем приятного просмотра более достоверных и познавательных фильмов.