Сериал Этюды о свободе онлайн

Этюды о свободе
КиноПоиск
6.58

"Этюды о свободе" – это новаторский телесериал, погружающий зрителя в мрачную перспективу, демонстрирующую потенциальное развитие событий в нашей стране. В эпицентре повествования – общество, вступившее в состояние глубокой трансформации, где привычные устои и представления о личном пространстве стерты. Оно оказалось в положении, подобного которому не найти аналогов, а его жители – заложниками системы, где личные переживания и внутренний мир обесценены. Над населением постоянно висит призрак неусыпного наблюдения, этакая всепроникающая сеть, исключающая возможность укрыться в тени или сохранить тайну. На первый взгляд, столь деспотичный порядок кажется невероятным, вымышленным, оторванным от реальности. Однако, если пристально вглядеться в текущие процессы, происходящие в стране, в тенденции развития политических и социальных институтов, эта антиутопическая картина начинает приобретать пугающие черты вероятности. Она перестает быть просто фантазией, а начинает отзываться некой тревожной прелюдией к возможному будущему. Сериал провоцирует на размышления о хрупкости демократических ценностей, о цене свободы и о том, как легко отступить от принципов, на которых строится цивилизованное общество. "Этюды о свободе" ставит перед зрителем экзистенциальный вопрос: какой выбор совершит общество будущего, представленное в этом мрачном полотне? Останется ли место для индивидуальности, для самовыражения, для искреннего человеческого общения, или оно окончательно будет подавлено всесильной машиной государства? Ответ на этот вопрос – ключ к пониманию не только сюжета сериала, но и к осмыслению тех вызовов, которые стоят перед нашим обществом уже сегодня. Погружение в этот мир, полный отчаяния и надежды, заставляет пересмотреть собственные представления о свободе и ответственности, а также задуматься о будущем, которое мы сами создаем своими действиями....

Оригинал
Этюды о свободе
Страна
Россия
Жанр
драмы, отечественные, триллеры, фантастические
Год
2018
Режиссер
Владимир Мирзоев
В ролях
Максим Суханов, Максим Виторган, Ирина Вилкова, Юлия Салмина, Ольга Лерман, Филипп Котов, Кирилл Козаков, Мария Лаврова, Любовь Селютина, Елена Михайлова, Сергей Беляев, Станислав Павлов
Рецензии
## Ощущение недосказанности: размышления о «Этюдах о свободе» «Этюды о свободе» оставили после просмотра амбивалентное впечатление – смесь восхищения и разочарования. Концепция антиутопического общества, безусловно, захватывает воображение, но реализация оказалась омрачена ощущением неполноты, шаблонности и стилистической разрозненности. Возникает ощущение, будто идею, потенциально способную потрясти своей жутостью, сковали рамками предсказуемых клише и не довели до логической кульминации. Неоднородность подачи, словно нарочная эклектика, в итоге лишь притупляет остроту восприятия. Первая серия фильма, несомненно, уступает по качеству последующим двум. Она служит скорее введением в мир, своеобразной завязкой, которая, однако, не производит столь мощного эффекта, как зрелищные последующие эпизоды. И все же, именно она закладывает основу для дальнейшего развития сюжета, открывая врата в альтернативную реальность, где государство осуществляет тотальный надзор за каждым аспектом жизни индивидуума. Неужели это действительно реальность? Этот вопрос, навязчиво проникающий в сознание, заставляет задуматься о вероятности подобного сценария в будущем. Вторая серия, напротив, вырисовывается наиболее целостным и выразительным эпизодом. Повествование строится на контрасте между обыденной жизнью человека, чреватая повседневными заботами, и потусторонним существованием неких высших сил. Образность этой дихотомии пронизывает все повествование: герой, словно жертва, спускается по ступеням безысходности, в то время как его «мучительница» парит над ним, подобно божеству, спустившемуся с небес. Атмосфера парка, лишенного всякой жизни, окутанного туманом, навевает гнетущее чувство ожидания бури, которая, однако, не грянет. Серая одежда главного героя, словно клеймо изгоя, подчеркивает его страх и готовность подчиниться. На фоне этого мрачного пейзажа дефилируют фигуры, облаченные в безупречные костюмы, словно воплощение идеального, запрограммированного человека. Являются ли они представителями власти, предвестниками нового, безликого общества? Не зеркало ли это будущего, в котором индивидуальность растворяется в безликой массе? Не маски ли это, надетые перед лицом церкви, под аккомпанемент звенящего колокола? Бесчисленные копии друг друга – вот что поражает в этих существах. Они единодушны в своей бессовестной эксплуатации человеческой индивидуальности, заточения творческого потенциала в узкие рамки конформизма. Обвинение звучит не в адрес человека, а в адрес этой безликой силы, подавляющей свободу мысли. Место действия расплывается в тумане, и возникает вопрос: существует ли оно вообще? Быть может, это лишь плод воображения, проекция коллективного бессознательного? Фильм поднимает извечный конфликт между общественным и индивидуальным, но безликость проникла настолько глубоко, что стирает грань между борьбой и покорностью. Вот в чем истинный ужас! Все три серии неразрывно связаны между собой, демонстрируя разрыв между творческим человеком и представителем нового общества. Что является главным источником трагедии? Потеря личного пространства, подавление оригинальности, упразднение права на самовыражение, превращение жизни в существование? Разве это не общество, помешанное своими собственными, мнимо-возвышенными идеалами, ставит во главу угла коллективное благо, пренебрегая правами и потребностями отдельного человека? Поражает эпизод, где творец отказывается мириться с этим порядком, не желая расставаться со своим миром, ведь без него жизнь теряет всякий смысл. Ужасает, как легко люди соглашаются на роль заученных роботов, не видя беды в том, что ими манипулируют, что их лишают свободы. Они обесценивают свою собственную жизнь, и потому их права кажутся им незначительными. Проблема не в том, что отнимают права, а в том, что люди добровольно их отдают. Общество – лишь следствие человеческих поступков. Даже проблески осознания не могут изменить мир, ведь люди годами отказывались от своих прав, лишь изредка поднимая знамена борьбы. Винить общество – это все равно, что винить себя за старость. Общество – это усредняющее начало, сущность, рожденная из взаимоотношений. Если никто не ценил никого раньше, то и человек, рожденный в этом обществе, не будет заслуживать уважения. Несмотря на актуальность поднятой темы, сериал выглядит несколько недоработанным, незрелым. Взаимосвязь историй не всегда очевидна, и не всегда понятно, действительно ли мы имеем дело с единым миром, с едиными законами. В некоторых эпизодах авторы прибегают к приему «Бога из машины», чтобы ускорить завершение истории, что создает впечатление наспех, небрежно. Как жаль, что не была доведена до конца концепция единого стиля! Безусловно, наиболее кинематографичным и целостным эпизодом является вторая серия, в то время как остальные, хоть и увлекательны, страдает от отсутствия гармоничности и завершенности. Тем не менее, проект, безусловно, заслуживает внимания и вызывает серьезные размышления о природе власти, о ценности свободы и о роли личности в обществе.