Сериал Девять жизней Нестора Махно онлайн

Девять жизней Нестора Махно
IMDB
7.10
КиноПоиск
7.76

Нестор Махно – личность, окутанная туманом противоречий и неоднозначных оценок. Еще юношей, в семнадцать лет, он оказался в лапах закона, приговоренный к двадцатилетним каторжным трудам за дерзкие нападения и трагическое лишение жизни. Однако, как по воле судьбы, революция 1917 года освобождает его из темницы, открывая перед ним неизведанный путь, полный вызовов и лишений, и бросая в гущу революционных событий. Тяжелые испытания тюремного заключения и закалка в горниле боевых действий сделали Махно фигурой, без которой было невозможно представить успешное развитие революционного процесса. Его убеждения, основанные на принципах анархизма, выступили мощным катализатором обретения авторитета, помогая ему завоевать признание среди единомышленников и завоевать доверие последователей. Вскоре он возглавил отряды партизан, горячо стремившихся к освобождению и правоте жить в независимости. В этих условиях он демонстрировал твердость и бескомпромиссность, проявляя непоколебимую решимость в борьбе против всех, кто выступал на его пути. Его имя внушало трепет и страх врагам, противостоявшим ему: он решительно выступал против германских войск, столкнулся с белогвардейскими силами и оказался в конфронтации с красными, бросая вызов всему миру, поглощенному междоусобной войной. Ожесточенные сражения, в которых он являлся инициатором и лидером, принесли ему искреннее уважение тех, кто сражался рядом с ним, разделяя его идеалы и риски. Эта поддержка, основанная на общем стремлении к справедливости и независимости, была бесценным ресурсом в его борьбе. Однако обретенная абсолютная власть, столь желанная и долгожданная, вынудила его принять решение колоссальной сложности, ставящее под вопрос не только его дальнейшую судьбу, но и судьбу всего движения. Этот выбор, требующий мудрости и дальновидности, предрекал новые испытания и заставлял переосмыслить принципы, которыми он руководствовался на протяжении всего своего революционного пути....

Оригинал
Девять жизней Нестора Махно
Страна
Россия, Украина
Жанр
драмы, отечественные, исторические
Год
2006
Режиссер
Николай Каптан
В ролях
Ада Роговцева, Кирилл Плетнёв, Даниил Белых, Павел Деревянко, Анна Слю, Олег Примогенов, Виктор Сарайкин, Лидия Оболенская, Николай Каптан, Сергей Бойко
Рецензии
В последнее время интерес к личности Нестора Махно переживает новый виток, что закономерно. После десятилетий деформирующего воздействия советской пропаганды, искажавшей его образ до карикатуры стихийного бунтаря и откровенного разбойника, в обществе возникла острая потребность в переосмыслении его роли в истории. Все больше людей стремятся докопаться до истины, отбросив наслоения идеологических клише и попытки представить его однозначно отрицательным персонажем. Именно этот запрос на истину и попытка ответить на вопрос: "Кто же был Нестор Махно и за какие идеалы он сражался?", и стали отправной точкой для создателей недавнего сериала, посвященного его жизни. Начало XX века стало эпохой потрясений, особенно для Российской империи. В период крушения старого порядка остро встал вопрос: какое общество должно возникнуть на обломках монархического строя? Теоретические модели были представлены весьма разнообразно, однако Нестор Махно сделал свой выбор, будучи еще юношей, и этот выбор оказался радикальным и некомпромиссным. Общественное сознание, в значительной степени, ограничивалось дихотомией между сторонниками монархии и последователями большевистской идеологии. Однако мало кто осведомлен о том, что в межвоенный период достаточно влиятельные позиции занимали анархистские организации. Анархизм, как политическая идеология, зиждется на простой, но глубокой концепции: государство и капитал являются инструментами угнетения личности. Для построения свободного и справедливого общества необходима полная ликвидация этих институтов. Нестор Махно, горячо веривший в принципы свободы от любых форм насилия и деспотизма, как царских, так и большевистских, с энтузиазмом принял эту философию. В целом, можно констатировать, что создатели сериала успешно справились с задачей, представив относительно достоверный портрет Нестора Махно, избежав при этом упрощенного и предвзятого подхода, характерного для предшествующей эпохи. Однако, при внимательном рассмотрении, выявляются и определенные неточности, о которых стоит поговорить далее. Прежде чем перейти к критике, необходимо отметить, что, несмотря на ощутимые ограничения в бюджете, сериал излучает теплоту и душевность. Можно утверждать, что в нём заложена искренняя страсть и глубокое понимание предмета, что ощущается в каждой серии и диалоге. Безусловно, встречаются и эпизоды, выполненные без достаточной художественной отточенностью, а отдельные сцены страдает некоторой банальностью, но в целом сериал заслуживает высокой оценки. Трагизм исторических событий, разворачивающихся на экране, мастерски компенсируется качественным и остроумным юмором, который привносит необходимую легкость и разряжает атмосферу. Особенно запоминается образ незатейливого пушкаря, сумевшего перебежать на сторону Махно – яркий пример человеческой слабости, поддавшейся силе убеждения. Отдельного внимания заслуживает игра Павла Деревянко, который создал незабываемый образ Махно, ставший для многих зрителей эталоном интерпретации этой сложной и противоречивой личности. Всей своей игрой Деревянко позволил зрителю не просто увидеть, но и почувствовать ту боль, ту надежду и ту страсть, которые двигали Нестором Махно. Пришло время обозначить и недостатки, которые не позволяют оценить сериал как безупречное произведение. Нельзя не отметить некорректное изображение Махно как человека с ограниченными интеллектуальными способностями, обладающего лишь поверхностными знаниями. Краткий обзор его воспоминаний показал бы, что он был убежденным анархо-коммунистом и глубоко разбирался в теоретических аспектах этой идеологии. Также в сериале ошибочно утверждается, что знакомство Махно с анархистской теорией произошло в тюремных условиях. В действительности, он был членом анархической организации еще до заключения, участвуя в экспроприациях. Тюремное заключение лишь позволило ему углубить и систематизировать свои убеждения, благополучно получив поддержку и наставничество от знатоков. Затем следует еще одна хронологическая неточность – исчезновение ребенка и жены Махно, которые, по сюжету, были убиты соратником Щусом. Достоверно известно, что Щус был убит белогвардейцами. По всей видимости, авторы имеют личные мотивы для создания негативного образа данного персонажа, не основанные на исторических фактах. В заключение следует отметить, что, игнорируя исторические неточности, сериал можно рассматривать как захватывающее повествование о выдающейся личности, посвятившей свою жизнь борьбе за свободу и справедливость. Особую благодарность следует выразить за то, что этот человек представлен не с отрицательной стороны, как это было принято в Советском Союзе. Настоятельно рекомендую этот сериал всем, кто интересуется гражданской войной и стремится к глубокому пониманию сложных и драматичных страниц российской истории.
Долгое время я откладывал просмотр этого произведения, терзаясь сомнениями. Честно говоря, меня мучили опасения, что попытка кинематографического воплощения столь деликатной и неоднозначной темы обернется разочарованием. История, как известно, щедро предоставляет материал для драматизации, но экранизация потенциально взрывоопасных тем нередко приводит к упрощениям и искажениям. Однако, к моему величайшему удовлетворению, я глубоко заблуждался. Сериал оказался проработанным и опирающимся на историческую канву (безусловно, абсолютное соответствие фактам - прерогатива научных трактатов, а не телевидения, и ожидать от последнего чего-то иного было бы наивно). Актерский ансамбль заслуживает самых восторженных откликов. Особого внимания заслуживает блестящая работа Павла Деревянко. Его воплощение атамана, на мой взгляд, является эталонным. В его образе органично переплетаются черты одновременно веселого и беспощадного, но в своей сути – справедливого (хотя и справедливости, пропитанной анархическими принципами). Павел Деревянко уверенно вошел в мой личный пантеон талантливейших российских актеров, заняв в нем одно из почетных мест. Данилу Белых наделил ролью яркого и противоречивого персонажа, и он справился с ней на завидном уровне. Ходят легенды, что Щусь, помимо страсти к роскошным костюмам, прибегал к экстравагантным украшениям для своих лошадей, одаривая их жемчугом и дорогими тканями. Однако, судя по всему, авторам не хватило смелости настолько радикально углубиться в абсурдность происходящего. Ведь сама жизнь порой оказывается более увлекательной и непредсказуемой, чем любая выдумка. Роль Роговневой требует лишь одного слова – гениальность. Ее воплощение украинской матери, чьей заветной мечтой было счастье и, прежде всего, жизнь ее сыновей, поражает своей глубиной и искренностью. Она просто совершенна в этой роли. Плетнев, исполняющий роль офицера белой гвардии, также был безупречен. Хотя, возможно, его персонажу не уделили достаточно экранного времени, что создало ощущение некоторой скомканности. Перед нами предстает неутомимый и безжалостный офицер, носитель высоких моральных принципов, но при этом – человек, подверженный слабостям и сомнениям, а не бездушный механизм, воюющий за абстрактный идеал. Даже Махно был показан более человечным, демонстрируя сложность своего характера в различных ситуациях. Нельзя не отметить и работу Олега Примогенова, создавшего выдающийся образ Лева Задова. Злой, наивный, прямолинейный – сложная и противоречивая натура, порой излишне идеалистичная (трудно поверить в безупречную порядочность главы контрразведки), хотя… В целом, украинские пейзажи, представленные в сериале, захватывают дух: величественные реки, густые леса, бескрайние степи. Отсутствие пафосных батальных сцен стало для меня огромным плюсом – этот сериал слишком лиричен, чтобы превращаться в кровавую мясорубку. В сериале затронуты наиболее трагичные и парадоксальные моменты в истории украинского и русского народов. В те бурные времена на территории Украины происходили боевые действия сразу четырех противоборствующих сил: украинских националистов, белых, большевиков и махновцев. Любая из этих сил теоретически могла одержать победу. Возникают размышления, что если бы Махно принял иные решения, ход истории мог бы измениться кардинально. Приятно осознавать, что сериал предлагает зрителю возможность выбора, оставляя открытый вопрос: кем бы ты стал, оказавшись в том переломном моменте? Конечно, историю переписать невозможно, но и забывать ее тоже не стоит. И пусть сериал не претендует на абсолютную точность в воспроизведении исторических фактов, персонажи, как правило, соответствуют своим прототипам, а главное – он пробуждает желание понять: что же на самом деле происходило в те грозные времена?
Два года назад этот кинофильм, состоящий из двенадцати серий, впервые вышел на экранах телевидения. Это не просто экранизация биографии, это, несомненно, глубокое погружение в жизнь выдающейся личности, оставившей неизгладимый след в нашей национальной летописи. Создатели фильма, опираясь на известные исторические факты, стремились к максимальной достоверности, придерживаясь, насколько это возможно, подлинным событиям. Понять, что происходило на самом деле, разумеется, уже не представляется возможным, но внимательное отношение к историческим деталям заслуживает искренней признательности. Скептическое отношение к отечественным историческим телесериалам – это, к сожалению, моя давняя привычка, исключая, конечно, один яркий исключение. "Девять жизней Нестора Махно" - это не телесериал в привычном понимании этого слова, а скорее, захватывающее кинематографическое полотно, иллюстрирующее бурный и сложный путь человека, верного своей идее до конца, анархиста, сражающегося за справедливость. Это, в первую очередь, кино. Тяжелое для восприятия, побуждающее к размышлениям, требующее объяснений и, самое главное, вызывающее глубокое сопереживание людям, жившим в ту непростую эпоху. Невозможно не отметить блестящую игру актеров. Всех, без исключения. От молодого, невероятно талантливого Павла Деревянко, воплотившего образ батьки Махно с поразительной органичностью, и до исполнителей массовки. Деревянко смог создать образ атамана таким образом, что зритель начинает сочувствовать ему, видеть не безжалостного бандита-революционера, а человека, искренне переживающего за свой народ, стремящегося улучшить жизнь простого крестьянина. Любыми средствами, пусть даже и жестокими и грубыми. Для России это было непривычно – Махно пытался разрушить вековые устои, законы, привычный порядок вещей. Он боролся до последнего, отстаивая свои идеалы. И игра Деревянко в отдельных эпизодах, выраженная лишь взглядом, мимикой, сумела передать нрав, душу, переживания Махно. Смело и убедительно. Таких актеров хочется видеть на экране, им веришь безоговорочно. И остальные исполнители роли не уступили лидеру. Люди, воплотившие на экране простых крестьян, были искренними, непосредственными, реалистичными. Особого внимания заслуживает язык кинофильма. Он нарочито архаичен, но при этом лишен диссонанса, не вызывает раздражения. Даже если некоторые языковые конструкции оказываются непонятны, они легко прочувствуются благодаря интонациям и выражению актеров. А народные украинские выражения добавляют фильму не только комический эффект, разряжая напряженную атмосферу, но и аутентичность, без которой картина рисковала бы показаться излишне мрачной и тяжеловесной. Нельзя обойти вниманием и работу автора музыки. Практически с первых секунд титров музыкальное сопровождение захватывает, настраивает на определенный лад, позволяет почувствовать душу фильма, ощутить его атмосферу. Это действительно высококачественный, глубокий кинофильм, который, несмотря на свою историческую тематику, смог заинтересовать даже меня, человека, не особо увлекающегося историей. С удовольствием пересмотрела бы его еще раз.
Безусловно, я не могу не отметить, что моя оценка этого кинофильма строится прежде всего на его содержательной глубине, на том, что он предлагает зрителю, а не на декоративных эффектах, призванных создать лишь видимость зрелищности. И в этом аспекте фильм, несомненно, оправдывает ожидания. Сюжетная линия, выдержанная в строгом соответствии с историческими реалиями и хронологией событий, представляет собой действительно достойную работу. Однако центральной, определяющей фигурой, вокруг которой строится повествование, становится Нестор Махно, блестяще воплощенный Павлом Деревянко. Именно эта лента открыла для меня талант этого замечательного актера, и теперь его имя занимает почетное место в списке деятелей кинематографа, чье творчество вызывает искреннее восхищение. Его погружение в образ "батьки" настолько убедительно, что при последующем чтении произведений, посвященных Нестору Махно, невозможно представить его иным, чем Павел Деревянко. Режиссерская и сценаристская команды сумели мастерски создать многогранный портрет Нестора Махно, погружая его в контекст бурной эпохи и демонстрируя с различных сторон. Мы видим Нестора Ивановича как бесстрашного революционера, бросающегося в самое пекло сражений, как проницательного и последовательного идеолога анархизма, как любящего отца и супруга, и, наконец, как обычного человека, готового идти до конца ради защиты своих убеждений и идеалов. Неужели это не является образцом для подражания? Такое многоплановое изображение личности Махно сделало фильм привлекательным для широкой аудитории – как для простых поклонников кинематографа, так и для людей, интересующихся историей. Кроме того, картина обладает значительным познавательным потенциалом, особенно учитывая ее статус первого после распада Советского Союза фильма о Махно, в котором он не предстает демонизированным "бандитом" или "контрреволюционером". Фильм оставил у меня самые положительные впечатления. Однако, мне немного жаль, что повествование началось с уже сформировавшегося образа Нестора Махно-революционера. Было бы весьма интересно увидеть его детство, то, что сформировало его характер и мировоззрение. И если рассматривать это как потенциальный проект для исторического, украино-российского телесериала с ограниченным бюджетом, то это поистине выдающийся успех, обладающий огромным потенциалом для дальнейшего развития и расширения.
Повседневное понимание анархии зачастую сводится к синонимом хаоса, и само понятие хаоса ассоциируется с отсутствием структуры и организованности. Такое разрушение устоявшихся порядков неизбежно приводит к децентрализации, к подрыву фундаментов старых институтов и норм поведения. Хаос, в своей сущности, – это отсутствие каких-либо ограничений, освобождение от жестких рамок и предписаний, становясь проявлением безусловной воли, постоянно трансформирующейся в динамично меняющихся и нестабильных формах. На пороге нового порядка, как ни парадоксально, необходимо разрушить все существующие рамки и структуры, поскольку именно из хаоса, из столкновения и переплетения разрушенных элементов, рождается новая организация. В этом процессе хаос не является лишь отрицательной силой, он выступает в роли своеобразной формирующей матрицы, создающей основу для возникновения чего-то нового. Правительство, в свою очередь, можно рассматривать как наиболее кодифицированную и жёсткую форму организации, своего рода заключительная стадия устаревшего порядка. Таким образом, отказ от централизованной власти, переход к отсутствию принудительного управления – это, по сути, путь к обретению новой, более гибкой и органичной системы. В этом контексте, владение и управление переходят к самоорганизации, к взаимопомощи и сотрудничеству, освобождая человека от необходимости подчиняться внешней авторитетной силе. Как мудро заметил Прудон: "Свобода – мать порядка". Именно стремление к свободе, к самоопределению и к ответственности за свои действия рождает порядок, который соответствует потребностям и ценностям самой общины. Те, кто придерживаются этатистских взглядов, часто высмеивают анархистов, задаваясь вопросом: что же заменит государство в случае его упразднения? Анархисты, в свою очередь, не могут дать точного ответа на этот вопрос, поскольку будущее не предопределено и зависит от множества факторов. Однако они твердо убеждены, что возникшая на месте государства структура будет порождена, прежде всего, человеческой волей, стремлением к справедливости и взаимоуважению. Недавно, я завершил просмотр одного весьма увлекательного сериала, который оставил у меня глубокие впечатления. Я искренне доволен увиденным, поэтому смело оцениваю этот кинематографический труд на высший балл – 10 из 10. Эта оценка прежде всего за оригинальную и провокационную идею, за смелое исследование сложных вопросов. Кроме того, хочется отметить превосходную режиссуру, великолепную актерскую игру, полную самоотверженности и мастерства, а также тщательную проработку биографического сценария, позволяющую зрителям погрузиться в атмосферу эпохи. От всей души благодарю создателей сериала за великолепную работу, которая заслуживает самого пристального внимания и уважения.