Несмотря на то, что я не удостоился возможности приобщиться к первоисточнику, к роману, фильм, представленный зрителю под этим названием, по праву заслуживает самых восторженных оценок. Его создателем выступил режиссер, чья профессиональная биография словно выросла в альтернативной реальности, где культовый сериал "Бригада" никогда не становился всенародным хитом. И вот, осознав острую нехватку острого, атмосферного драматического полотна, воссоздающего дух и эстетику бурных девяностых, он решился на дерзкий проект.
Отсутствие в его творческой вселенной фигуры Сергея Безрукова подсказало неординарное решение: на ключевую роль был приглашен Геннадий Яценко. Этот актер, без сомнения, способен на поразительное преображение – если вдуматься, его внешность напоминает грим Есенина, придуманный для определенной роли, после чего актер прошел через имитацию лоботомии и погрузился в искусственный анабиоз на долгие пятнадцать лет. Воскреснув из этого состояния, ему было поручено воплощение сложнейшего образа. Представьте себе, что потребуется от актера после подобного испытания! Он играет настолько искренне, насколько позволяет ему сложившиеся обстоятельства.
Остальные участники актерского ансамбля поддерживают общую планку качества, создавая убедительную и многогранную картину эпохи. За исключением, пожалуй, Константина Маковецкого, который, как по волшебству, обрел в этом проекте свою истинную, наиболее выигрышную и органичную роль. Его присутствие на экране – это нечто особенное, не преувеличение.
Сам режиссер, Валерий Урсуляк, давно уже завоевал репутацию человека, живущего в отстраненной, параллельной вселенной. Вполне вероятно, что его творческий процесс подпитывается уникальным опытом и перспективами, которые не всем доступны. Помню, в одном из его предыдущих работ, действие которого разворачивалось вблизи Одессы, там наблюдались колоритные сцены с участием представителей украинских националистических организаций. И это, безусловно, добавляет глубины и многогранности его работам.
В целом, это – констатация очевидного, сдержанная и честная оценка, лишенная излишней патетики и предвзятости. Просто – твердое «ничего».
Встречаешь кино, и оно словно наносит удар под дых, отзываясь в глубине души. Возможно, его отклик будет особенно силён для тех, кто хранит в памяти отпечатки ушедших девяностых, ощущает на себе их груз и с ностальгией перебирает их события.
Картина представляет собой своеобразную панораму молодости целого поколения, окутанную темным, густым налетом, который и становится её доминирующей характеристикой. Этот налёт – не просто визуальный эффект, а отражение эпохи, времени, когда молодость казалась особенно безрассудной и мятущейся. Но, осмысливая прошедшие годы, созерцая эти события с высоты настоящего, этот когда-то такой мрачный период, тем не менее, предстает перед нами полным жизненной силы и первозданной искренности. Мы еще, во многих отношениях, ощущаем себя живыми и искренними, пусть это и не абсолютная и не безраздельная истина. Но чаще всего, достаточно часто, мы, как и герои фильма, являемся носителями подлинных чувств, переживаний и стремлений.
Это было время, когда справедливость, пусть и извращенная и искаженная, оставалась неким ориентиром, когда сила заключалась в правде, а мужчины были еще простыми, честными и по-настоящему мужественными. Мужчины, чья душа изнывала от боли, от разорванного между долгом и желанием, между правдой и необходимостью. Мужчины честные и бесстрашные, в то же время растерянные и безрассудные, непомерно уставшие, но непобежденные духом. Они еще знали, как воевать, и, что важно, ещё за что воевать. Это была битва не только с внешним врагом, но и с внутренними демонами, с собственными сомнениями и потерянными надеждами.
Впечатляющий, порой даже ошеломляющий момент, кульминация фильма, а возможно, и метафора самой жизни, проникает в самое сердце, словно вычерпывая из глубин подсознания давно знакомые и одновременно непостижимые чувства. Кажется, ты уже переживал это когда-то, или, быть может, тебе ещё только предстоит столкнуться с этим в будущем, в одном из бесконечных путешествий сквозь время и пространства. Безысходность, пропитанная запахом спирта и дыма, расстилается под ногами. Ночь. Склоны гор, где под звездным афганским небом, в кругу товарищей, только что демобилизованный, потерявший тело, но не дух, солдат делится своими воспоминаниями. Где мерцают костры моджахедов, а над головой сияет лик Дидье Моруании, как символ несломленного духа и несгибаемой воли. Это не просто сцена – это квинтэссенция эпохи, запечатленная в моменте, навсегда отпечатанная в памяти и вызывающая самые глубокие чувства и переживания.
Не часто встречается кинопроизведение, которое смогло бы предложить зрителю нетривиальный нарратив, и "Афганский излом" стал таким приятным исключением. Сюжетная канва, на первый взгляд, может показаться лишь вариацией на тему криминальных разборок, однако внимательный анализ демонстрирует нечто большее – сложное переплетение судеб, разворачивающееся на фоне трагических событий афганского конфликта и пронизанное идеей братства, зачастую искаженного обстоятельствами.
Позволю себе откровенность: данный сериал, безусловно, заслуживает внимания. Он мастерски оперирует временными скачками, перенося зрителя из современной реальности в бурные годы афганской войны и обратно, создавая тем самым ощущение многослойности и глубины повествования. Несмотря на некоторую недосказанность в финале, которая, возможно, оставила послевкусие легкой неудовлетворенности, общая картина впечатляет.
Не стану преувеличивать, но сериал выделяется из ряда подобных работ своей убедительной аутентичностью. То, как показана война в Афганистане, лишена прикрас и клише, приближаясь к документальной правде. Зритель получает возможность не только увидеть хаос боевых действий, но и проникнуть в мир афганцев, понять их мировоззрение, услышать их размышления о войне, о долге и о человеческом предназначении.
"Афганский излом" занимает особое место среди моих любимых кинолент, посвященных этой непростой теме. Однако, представленный сериал, на мой взгляд, превосходит его по степени реализма и психологической достоверности. Он раскрывает многогранную жизнь афганского народа, показывая их стойкость, мудрость и трагедию, вплетенные в ткань истории.
Я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру. Он, несомненно, не оставит вас равнодушными, заставляя задуматься о вечных вопросах человеческого существования, о моральных дилеммах и о цене, которую приходится платить за мир. В нем заключены глубокие коллизии, отражающие сложную палитру человеческих чувств и переживаний.