Сериал Братья Карамазовы (2009) онлайн

Братья Карамазовы (2009)
IMDB
7.50
КиноПоиск
7.85

В глухом, провинциальном уголке Российской империи, в скромном уездном городке, развернулась драма, сотканная из переплетений страстей, обид и непримиримых противоречий. В центре этой бури оказывался старик Федор Карамазов, чья жизнь оказалась тесно связана с судьбами трех взрослых сыновей – Мити, Ивана и Алеши. Межличностные отношения, всегда насыщенные нервозностью и недовольством, достигли апогея, и вихрь конфликта захватил каждого члена семьи. Напряженность между Федором и Митей простиралась далеко за рамки обычных отцовско-сыновьих разногласий, и не ограничивалась лишь вопросами распределения наследства. Катализатором этой глубокой вражде стала очаровательная Грушенька, женщина, пленившая сердца обоих мужчин. В ее красоте и загадочности они видели источник радости и одновременно – причину невыносимой ревности и взаимных упреков. Митя, импульсивный и порывистый, не мог смириться с тем, что его отец, со своими собственными планами и притязаниями, пытается отнять у него женщину, ставшую для него воплощением мечты. Однако за фасадом очевидных конфликтов таились гораздо более темные и сложные мотивы. Смердяков, незаконнорожденный сын Федора Карамазова, остававшийся в тени основной драмы, обладал наблюдательным и расчетливым умом. Он внимательно следил за развитием событий, извлекая выгоду из отцовской слабости и междоусобной вражды сыновей. В этой зыбкой атмосфере, где ложь переплеталась с правдой, а ревность соперничала с любовью, Смердяков, как хищник, выжидающий подходящего момента, готовился к действию, намерения которого оставались скрытыми за маской невозмутимости. Его роль в предстоящей трагедии, казалось, предназначалась для того, чтобы усилить смятение, царящее в семье Карамазовых, и навсегда изменить ход их судеб....

Оригинал
Братья Карамазовы (2009)
Страна
Россия
Жанр
драмы, отечественные
Год
2009
Режиссер
Юрий Мороз
В ролях
Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко, Александр Голубев, Сергей Горобченко, Андрей Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Дина Корзун, Наталья Лесниковская
Рецензии
Известие о грядущей телевизионной адаптации самого масштабного романа Федора Достоевского, признаюсь, изначально вызвало у меня некоторое опасение. Будучи в душе ярой скептиком по отношению к отечественному телевидению – ведь сплошные, предсказуемые и зачастую вторичные проекты редко способны развлечь даже самого преданного зрителя – я всерьез опасалась, что классический сюжет будет упрощен, искажен, приукрашен излишней эротикой ради привлечения аудитории. Однако, после просмотра, мои опасения развеялись, и теперь я с удовольствием делюсь своими впечатлениями, неизменно положительными. Особенно меня поразило скрупулезное, почти трепетное отношение создателей сериала к первоисточнику. Удивительно, как удалось сохранить хрупкую, многослойную структуру романа, не упустив ни одну, даже самую незначительную сюжетную линию. Более того, глубочайшие, томительные размышления о человеческой природе, о любви, о Боге – не просто переданы, а воссозданы практически в той полноте, в которой они запечатлены на страницах романа. Игра Сергея Горобченко, без сомнения, стала одним из самых ярких открытий сериала. Его образ Мити, горячий, искренний, живой, пленил с первых же кадров. Признаюсь, поначалу у меня были некоторые сомнения по поводу выбора Александра Голубева на роль Алеши, но к концу сериала я полностью прониклась его трактовкой персонажа, увидев в ней тонкость и глубину. Сергей Колтаков, играющий Федора Павловича, просто великолепен – сложно подобрать другое определение. Его персонаж словно вдохнул свежий воздух, предстает перед зрителем в необычном, новаторском освещении. Отдельно стоит отметить игру Павла Деревянко. Для многих зрителей его лицо может ассоциироваться с ключевой ролью в нашумевшей комедии Марюса Вайсберга «Гитлер капут!». Я, как человек, далекий от пристрастия к вульгарной и примитивной комедии, изначально отнеслась к его игре в сериале с некоторым предубеждением. Однако, пересмотрев свое мнение, я признала его талант, увидев в его Смердякове потрясающее сочетание злобы, почтения, антипатии и жалости. Смею утверждать, что это, пожалуй, лучшая актерская работа Деревянко в кино. К сожалению, образ Софьи Ивановны не смог вызвать у меня полного сочувствия. Я не уловила в ней той гордости, того безупречного чувства собственного достоинства, которое, в моем представлении, должна излучать эта героиня. Бродить с поджатым подбородком и прямой спиной еще не означает быть гордой натурой. Отдельной темой стоит упомянуть сцену "Сказки о Великом Инквизиторе". При ее просмотре возникло ощущение некоего пересказа, а не живой, настоящей сцены. Игра самого Инквизитора не вызвала должного впечатления – не проявилось той бунтарской искры, той горячей, почти безумной преданности Христу, которая должна была выражаться в бесчеловечной жестокости к людям. Сцена, к сожалению, показалась наигранной, лишенной внутренней правды. Тем не менее, другие элементы кинопроизводства – декорации, операторская работа, костюмы и реквизит – произвели на меня неизгладимое впечатление. Поэтому, я могу с уверенностью заявить: экранизация последнего романа Достоевского, даже не будучи безупречным шедевром, является, безусловно, достойным и благородным проектом, который заслуживает внимания и уважения.
Сериал, если позволите мне выразиться, оказался поразительным достижением, хотя и, к сожалению, обреченным на урезание из-за нежелания главного телеканала отдать должное масштабу произведения. Эта цензура, несомненно, оставила свой отпечаток, но не смогла приглушить глубину и эстетическую красоту, присущие экранизации. Роман Мороза, с его тонким пониманием литературного материала, сосредоточил внимание на внутреннем мире братьев Карамазовых, отделив его, в некоторой степени, от широкого социального контекста, столь важного для исходного текста. Актерская игра, безусловно, заслуживает всяческих похвал. Все трое братьев предстают перед зрителем убедительными и правдоподобными, их игра, словно выверенная жизнью, наполнена подлинной человеческой искренностью. Первое время я с некоторой долей скептицизма относилась к исполнению роли Голубева, однако актер впоследствии полностью оправдал мои ожидания, продемонстрировав замечательное мастерство. Особого внимания заслуживает игра Павла Деревянко. Признаться, я не ожидала от него столь яркого и многогранного воплощения персонажа. Его герой вызвал у меня противоречивые чувства – от неприязни и даже отвращения до внезапного энтузиазма и едва уловимого сочувствия. Но среди всех актеров, сыгравших в сериале, наиболее ярко и точно воплотил образ Ивана, каким я его и представляла – пылким, мятущимся в поисках истины, — Белоснежный. Исполнительницы женских ролей также принесли немало радости, при этом выделяется, пожалуй, наиболее, Ладова. Ее голос, ее манера говорить, ее женская гордость – все это убеждало меня в ее неоценимом вкладе и значимости для основных персонажей романа, таких как Митя и Федор Павлович. В целом, все актеры, за исключением, пожалуй, Lise, вызвали положительные эмоции. Молодая артистка, к сожалению, не смогла вызвать у меня той волны умиления и сочувствия к колеблющейся душе, какой требовала роль. Операторская работа и созданные декорации также не оставили меня равнодушной. Сериал в целом визуально безупречен и великолепен. Что касается сценария, то, хотя его можно отнести к некоторым недочетам, я все же вижу в нем больше достоинств. Несмотря на то, что, из-за ограниченного хронометража, некоторые сюжетные линии, например, деяния младших мальчиков, изображенные персонажи, страдающие от унижения и оскорбления, а также линия отца Зосимы, остались несколько недоработанными, основные сюжетные повороты были сохранены в полном объеме. Особенное впечатление произвел эпизод с процессией каторжников, который непрерывно повторялся на протяжении всего сериала, создавая атмосферу обреченности и тоски. В заключение хотелось бы сказать, что сериал получился высококачественным и крайне впечатляющим. Книга «Братья Карамазовы» занимает особое место в моем сердце, и я испытываю глубокое удовлетворение от того, что увидела такое благородное и, насколько это возможно, достоверное воплощение этого бессмертного произведения на экране.
Впечатления от просмотра этого фильма оставили весьма противоречивые чувства. Нельзя не отметить, что актёрская игра, безусловно, тяготеет к театральной манере, характерной для выпускников МХАТ. В контексте сценического пространства такая подача, вероятно, могла бы придать представлению особую выразительность и глубину. Однако в кинематографической среде эта театральность, к сожалению, оборачивается источником раздражения и дискомфорта для зрителя. Сюжетная канва развивается с заметной непоследовательностью, рождая ощущение хаотичности и дезориентации. Монологи и реплики персонажей, безусловно, не отражают реалистичность человеческой речи и поведения. Диалоги выстроены небрежно, зачастую причудливо и неестественно вплетаются в развивающиеся события, создавая впечатление искусственности и вымученности. Зачастую, даже отвлекаясь от содержания, сложно однозначно понять мотивы поступков и смысл произносимых фраз. Кажется, будто автор сценария не уделил должного внимания ни проработке речевой составляющей, ни созданию чёткой, последовательной экспозиции. За всем этим стоит, к сожалению, примитивный, доводящий до крайнего утомления сюжет. Его простота и плоскость вполне сопоставимы с уровнем дневного телесериала, демонстрируемого на федеральных каналах. Порой возникает ощущение, что достаточно лишь слегка изменить название, чтобы картина органично вписалась в этот формат. Возможно, сейчас, в эпоху накопленных знаний и опыта, легко критиковать картину, опираясь на современные стандарты. Однако даже тогда создателям представлялось более привлекательным уйти в бегство от познания и самосовершенствования, отдавшись гедонистическим удовольствиям, буйным посиделкам, распитию алкогольных напитков на средства, не принадлежащие им, финансовым потерям, буре гормональных всплесков и мимолетным размышлениям о духовности, последующим затем похмельем и, возможно, неминуемой ссылкой. Как же славно, что та эпоха ушла в прошлое, и переоценка ценностей привела к тому, что многие произведения русской классики, не отвечающие требованиям времени, закономерно выходят из активного обращения. Эпоха, породившая их, осталась в прошлом, и ее переосмысление требует нового подхода.
Первые минуты погружения в этот сериал поразили неожиданной глубиной, мастерством воссоздания душевных метаний и напряжённости сюжетных поворотов. Художники сумели с поразительной точностью, порой кажущейся почти дословной, передать сложный мир романа. Однако, при дальнейшем просмотре возникло ощущение некой фрагментарности, потери целостности повествования, когда отдельные, порой весьма существенные эпизоды были необъяснимо урезаны. Например, драматичный монолог Смердякова, обращённый к Павлу Федоровичу, в котором он, с искренним отчаянием, выражает свой скептицизм и неверие в высшие силы, – сцена, пронизанная трагизмом и предчувствием надвигающейся бури. Или аллегорическое высказывание о солдате, чья вера, даже самая искренняя, не способна переломить несправедливость и изменить отношение обидчиков. А эпизод с Дмитрием Федоровичем, утаивающим свои пистолеты, чтобы отправиться к «Лягавому» за тремя тысячами рублей, – это яркое свидетельство его морального разложения и готовности на любой риск ради достижения личной выгоды. Возникает мысль: было бы гораздо предпочтительнее, если бы сериал ограничился шестнадцатью сериями, позволяющими полностью и последовательно раскрыть все грани романа, нежели "растянутый" на стандартные двенадцать, из-за чего повествование кажется прерывистым и потерявшим свою органичность. Тем не менее, в целом, сериал оставил весьма положительные впечатления. Еще одним наблюдением стало желание, возникшее в процессе прочтения романа, – увидеть, кто воплотил на экране образы героев. Приблизительно на семисотой странице, когда от конца романа оставалось всего лишь около ста тридцать, возникло острое желание взглянуть на актерский состав. И тут последовал шок: начало сериала представляло собой выдуманную концовку романа! Это обстоятельство, откровенно говоря, повергло в недоумение. К счастью, по первым же кадрам стало ясно, что в сериале могут показать и финал романа в самом начале, и я быстро прервал просмотр. Если бы я знал заранее, что Митю ждет осуждение, последние страницы романа потеряли бы всякий интерес, и чтение превратилось бы в бессмысленное упражнение. Это, безусловно, является существенным, труднопростительным недостатком, серьезно подпорившим общее впечатление от проекта. Подобный творческий ход, хоть и амбициозен, в конечном итоге оказался контрпродуктивным, нарушив логику восприятия и снизив эмоциональную вовлеченность зрителя.
Редко получаешь истинное удовольствие от погружения в экранизации классических произведений. Всякий раз, когда сталкиваешься с попыткой воссоздать на экране знакомые строки, в душе закрадывается опасение – не станет ли шедевр литературы жертвой упрощений и штампов. С тех пор, как я впервые соприкоснулся с экранизацией романа Ф.М. Достоевского «Идиот», подобное чувство практически не возникало. И вот, совершенно неожиданно, сериал, вышедший недавно, подарил настоящее эстетическое наслаждение. Поразило перевоплощение Юлии Горобченко – она не просто сыграла главную героиню, она выстроила сложный, многогранный образ, сумев передать всю тонкость и противоречивость характера. Этим, безусловно, она превзошла даже собственные достижения. Анатолию Белоснежному, как всегда, удалось воплотить на экране не просто персонажа, а целую эпоху, выдержав необходимую дистанцию и сохранив надёжную связь с первоисточником. Игра Татьяны Деревянко, Ирины Голубевой и Марии Исаковой заслуживает самых восторженных отзывов – они словно прониклись духом времени и сотворили на экране поистине незабываемые моменты. Однако, нельзя не отметить, что Лена Лядова, к сожалению, не смогла полностью раскрыть потенциал своего персонажа. В её интерпретации "Грушеньки" не хватило той завораживающей притягательности, той загадочности, которая столь неотступно преследует читателя при знакомстве с литературным образом. Мне показалось, что в её игре не хватает глубокой эмоциональной связи с образом, необходимой для убедительной передачи его сложных нюансов. Конечно, назвать её игру бездатной было бы несправедливо, но хотелось бы, чтобы для этой ключевой роли была выбрана актриса, способная в большей степени передать всю глубину и противоречивость персонажа. В эпоху массового производства телесериалов, когда конвейер штампует однотипные и предсказуемые сюжеты, особенно радуют такие исключительные и яркие проекты, ставящие высокую планку качества и дарящие зрителю настоящий эстетический опыт. Они служат не только дань уважения классической литературе, но и напоминают о том, что кино может быть не просто развлечением, а настоящим искусством.