Эта кинолента, созданная в 1979 году, представляет собой по-настоящему выдающееся произведение кинематографа. В ней поражает отсутствие характерных для современной эпохи цифровых эффектов, отстраненность от глянца и нарочитости. Мы видим искренние, честные съемки, пропитанные духом времени и позволяющие зрителю погрузиться в атмосферу эпохи.
Я не могу разделить точку зрения предыдущего рецензента относительно восприятия бального сюжета. В чем же, собственно, выражена эта претензия? Является ли, возможно, намек на то, что присутствие советской авиации в рядах Красной Армии, обозначенной в фильме, вызывает недоумение или, напротив, является незаслуженно заниженным элементом повествования? Сложно вспомнить другой художественный фильм, в котором столь правдиво и подробно была бы изображена такая деталь.
Нельзя также считать банальностью тот факт, что в фильме показана победа одной из сторон. Это не просто фантазия режиссера, а отражение неизбежной исторической реальности. Ключевым, фундаментальным элементом, определяющим исход событий, стало массовое переманивание офицерских кадров из рядов разлагающейся царской армии на сторону формирующейся Красной Армии. Именно благодаря опыту и профессионализму этих бывших офицеров, советская армия сумела с такой эффективностью противостоять не только белогвардейским силам, но и оказать достойное сопротивление Антанте.
Особого внимания заслуживает и фактор свежих, не испорченных нуждой, полных энтузиазма бойцов. Это новое поколение солдат, выросшее и воспитанное в эпоху, предшествовавшую хрущевским реформам, отличалось особой стойкостью и самоотверженностью. Их готовность сражаться до последнего вздоха стала решающим фактором в победах Красной Армии. Именно эта непоколебимость духа, сочетающаяся с безупречным профессионализмом, и стала той стихией, которая сломила вермахт в годы Великой Отечественной войны.
Однако, с приходом к власти Хрущева, произошел качественный сдвиг в общественном сознании. В стране начало формироваться общество потребителей, озабоченное лишь собственными интересами и не готовое к самопожертвованию ради высших идеалов. Именно эта духовная деградация, эта потеря истинных ценностей и стала той скрытой болезнью, которая, подобно медленному яду, в конечном итоге подорвала и привела к гибели Советского Союза. Поэтому, оценка этого фильма, снятого в 1979 году, заставляет нас задуматься не только о кинематографических достоинствах, но и о глубоких исторических и социальных процессах, определивших судьбу целой эпохи.
Попытка оценить советский кинематограф одним лишь упоминанием о его принадлежности к той эпохе – задача слишком упрощенная, практически бессмысленная. В этой короткой фразе умещается все: и специфический колорит, и свойственные ему достоинства, и неизбежные ограничения. В предлагаемом к просмотру фильме, действие которого погружает зрителя в бурные события 1918 года, мы видим группу русских авиаторов, получивших образование и опыт за рубежом, во Франции, и возвращающихся на родную землю. Судьба приводит их в ряды белогорцев, однако вскоре двое из них, движимые собственными убеждениями и, возможно, влиянием окружающей действительности, принимают решение перейти на сторону красных, становясь участниками жестокой гражданской войны.
Нельзя не отметить, что общая канва повествования, тема раскола общества и личной верности, не является чем-то принципиально новаторским и, безусловно, резонирует с художественными тенденциями своего времени. Не стоит, однако, выносить строгий вердикт о банальности сюжета. Напротив, картина вызывает смутные, но приятные ассоциации с такими знаковыми работами, как «Белая гвардия» Михаила Булгакова и «Адъютант его превосходительства» Александра Фейгина, хотя и не способна тягаться с ними по глубине психологизма и филигранности драматургии.
Не стоит возводить это кинопроизведение в ранг шедевра, сравнивая его с современными многосерийными проектами, предлагающими визуальную насыщенность и сложную многослойность повествования. Однако, его ценность неоспорима. Это прекрасная возможность прикоснуться к золотой эпохе советского кинематографа, насладиться игрой талантливых актеров, представивших собой целую плеяду выдающихся мастеров старой школы, чья актерская школа оставила неизгладимый след в истории отечественного искусства. Это взгляд в прошлое, позволяющий ощутить дух времени и оценить вклад этих артистов в развитие советского киноискусства. Смотреть фильм – значит, не просто погрузиться в историческую эпоху, а ощутить атмосферу, проникнуть в психологию героев и, возможно, по-новому взглянуть на события прошлого.