Сериал Берлин, Александерплац/Berlin Alexanderplatz онлайн

Берлин, Александерплац
IMDB
8.40
КиноПоиск
8.19

В тени прошлого, где переплелись тяжкие воспоминания и отчаяние, разворачивается история Франца Биберкопфа – человека, чья жизнь навсегда изменилась трагическим событием. Некогда крепкий и трудолюбивый грузчик, Франц неожиданно для себя оказался втянутым в водоворот жестокости, который обернулся лишением свободы и печатью преступника. Он не стремился к насилию, его душа была далека от порока, однако роковая случайность и всепоглощающая страсть привели к непоправимым последствиям. Случившееся с Идой, девушкой, чьи чувства к которой оказались настолько сильны, что заставили Франца совершить непоправимое, навсегда изменило его существование. Его разум, словно пытаясь уклониться от мучительной правды, отчаянно блокирует воспоминания о той роковой ночи, о тотчас возникших эмоциях и последовавших за ними последствиях. Он старается не давать им пробиться сквозь пелену забвения, опасаясь того, что эти воспоминания вновь поглотят его, обрекая на бесконечные страдания. Теперь, когда срок отбыт, Франц возвращается в мир, который кажется ему чужим и враждебным. Городок Тегеле, где он был освобожден, не встречает его с распростертыми объятиями. Он ощущает себя изгоем, словно невидимка, существующая в параллельной реальности. В тюремной камере, в условиях жесткой изоляции, он, по крайней мере, знал, что лишен общения. Теперь же, когда свобода передвижения доступна, когда он может видеть лица и слышать голоса, осознание его полного одиночества становится невыносимым. Ирония судьбы не позволяет ему облегченно вздохнуть, ощутить вкус долгожданной свободы. Погружаясь в повседневную жизнь, Франц убеждается в том, что настоящая тюрьма – это не стены и решетки, а отчуждение, неприятие, ощущение полного оторванности от человеческого общества. Он как будто отбывает новый, невидимый срок, плененный своей же собственной душевной болью, окруженный людьми, но оставаясь абсолютно одиноким, запертым в лабиринте собственного отчаяния. Каждое мгновение напоминает ему о совершенном, о потере, о навсегда утраченной возможности на счастливую жизнь. И этот осознанный, всепоглощающий одиночество становится для него самым страшным наказанием....

Оригинал
Berlin Alexanderplatz
Страна
Италия, Германия
Жанр
драмы
Год
1980
Режиссер
Райнер Вернер Фассбиндер
В ролях
Гюнтер Лампрехт, Элизабет Триссенар, Карин Баль, Франц Бухризер, Петер Коллек, Бригиттэ Мира, Мэхтильд Гроссаман, Барбара Валентин, Ханс Цандер, Яак Карзункэ, Клаус Хольм, Роджер Фриц, Ханна Шигулла, Аксель Бауэр, Клаус Хене, Херберт Штайнмэц, Харри Бэр, Рольф Цахер, Вернер Асам, Маркуард Бом, Харк Борм, Кристиане Майбах, Соня Нойдорфер, Герхард Цвэренц, Ян Георге, Катрин Шакэ, Эльма Карлова, Херман Лаузэ, Вольфганг Шэнк, Карл-Хайнц фон Хассель, Карлхайнц, Браун, Петер Брэц, Готтфрид Йон, Аннэмария Дюрингер, Иван Дэсни, Гюнтер Кауфман, Ирм Хэрман, Фолькер Шпенглер
Рецензии
Эта мрачная и гнетущая психологическая драма, разворачивающаяся на фоне становления фашистского режима в Германии, оставила глубокий след в моей душе. Она – не просто развлечение, а сложный интеллектуальный вызов, требующий пристального внимания и глубоких размышлений. В центре повествования – Франц Биберкопф, когда-то сильный грузчик, чья жизнь сломалась под тяжестью трагического события. Он отбывает срок за убийство Иды, женщины, которую он беззаветно любил. Этот инцидент, произошедший по роковому стечению обстоятельств, стал для него источником невыносимой боли и постоянного самобичевания, от которого он отчаянно пытается убежать. Освобождение из тюрьмы, казалось бы, должно принести облегчение, но вместо этого Франц сталкивается с куда более изощренным видом заключения – тотальным социальным отторжением. В тюремных стенах его изоляция была понятна и предсказуема. Однако, выйдя на свободу, он обнаруживает, что мир, казалось бы, открытый и дружелюбный, отворачивается от него, не желая даже видеть в его лице человека. Франц приходит к мучительной мысли, что истинное наказание, более суровое, чем тюремный срок, заключается в ощущении абсолютной отчужденности, в одиночестве среди толпы. Особого внимания заслуживает то, как создатели фильма заставляют зрителя задуматься о последствиях своих действий, о цепи событий, которые запускаются одним необдуманным поступком. В равной степени поражает тонкое изображение губительного воздействия страха, подталкивающего человека к отчаянной жажде хоть малейшего признания и внимания. С неподдельным сочувствием наблюдаешь за тем, как легко Франц становится жертвой манипуляций Райнгольда, скользкого негодяя, который прикрываясь дружеским расположением, методично использует и разрушает личность Биберкопфа. Нельзя не отметить глубокий символизм, прослеживающийся в отношениях Райнгольда и Франца. По моему мнению, здесь просматривается своеобразная метафора зарождения фашистского движения. Именно так, демонстрируя показное внимание и заботу, нацистские лидеры захватывали умы обескураженного после Первой мировой войны народа, а затем безжалостно эксплуатировали его слабости. Финал этой картины, безусловно, оставляет тяжелый осадок – Франц, сломленный морально и духовно, попадает в психиатрическую больницу, где его сознание погружается во мрак, стирая последние ориентиры в реальном мире. Это многообещающий, многосерийный проект, предназначенный для вдумчивой аудитории, готовой анализировать увиденное, сопоставлять факты и выстраивать собственную интерпретацию замысла автора. Это кино, которое оставляет после себя не просто эмоции, а целый комплекс вопросов, заставляющих переосмыслить представления о человеческой природе, справедливости и ответственности.
В кинематографических кругах ходит легенда о том, что автор этой картины таил заветное желание – чтобы его творение было представлено зрителю в едином, непрерывном потоке. И, вопреки всему, нашлись ценители, выдержавшие испытание многосерийного полотна, растянувшегося на пятнадцать с половиной часов, и признавшие этот марафон опытом, потрясшим их до глубины души. Подобная реакция, несомненно, представляется высшей формой признания, достойной похвалы любого творца. Однако, если вы не знакомы с трагическими событиями, развернувшимися в Европе тридцатых годов прошлого века, если вы не имеете представления о политических и экономических предпосылках возникновения фашистского режима, если психологические драмы не занимают почетное место в вашем списке любимых жанров – вероятно, данный проект покажется вам непроницаемым и непонятным. Так, к сожалению, произошло и со мной. Просмотр оказался для меня сложным испытанием, поскольку я, признаюсь, не являюсь поклонником кинематографа, затрагивающего столь глубокие и болезненные психологические аспекты. Тем не менее, я не могу не отметить высочайшее мастерство оператора, создавшего неповторимую атмосферу гнетущей безысходности и удушающей тоски. Центральной сюжетной нитью становится освобождение из берлинской тюрьмы Франца Биберкопфа, грузчика, отсидевшего четыре года за непреднамеренное убийство своей невесты, Иды. Этот физически мощный мужчина, вырвавшись из стен заключения, оказывается дезориентирован и потерян на улицах Берлина, преследуемый невидимым страхом. Он снова и снова клянется себе вернуться на путь честной жизни, но вновь и вновь сам же прокладывает дорогу в пропасть. Ключевым фактором, подтолкнувшим Франца к моральному падению, является его безоговорочное, слепое доверие к "лучшему другу", Райнгольду. Этот персонаж, словно демонический двойник, вторгается в жизнь главного героя, являясь воплощением безграничной сексуальности, ревности и разрушительной силы. Он безжалостно уничтожает все, что дорого Францу, и, в кульминационный момент, лишает его последней привязанности – его подруги, Мицци. Франц же предстает жалким и зависимым от этого "гения зла", словно марионетка в его руках. Завершение картины – это душераздирающее путешествие в глубины разума Франца, заключенного в стены психиатрической лечебницы. Последняя серия, длящаяся два часа, представляет собой бурный водоворот сознания, бесконечно прокручивающий трагическую историю его жизни, с каждым повторением погружая зрителя в более и более мрачную бездну его души. «Берлин, Александерплац» – это поистине гениальная работа, посвященная не красоте, а болезненному разрушению человеческого сердца, гибели великого города, неравной схватке одинокого человека с бездушной, агрессивной городской средой, ее грязи и равнодушии, и, конечно же, зловещему зарождению фашизма. Это монументальное полотно, вызов устоявшимся кинематографическим канонам, требующее от зрителя не только терпения, но и готовности к глубокому эмоциональному потрясению.