История обещала быть волшебной, захватывающей дух – классическая русская народная сказка в ее изысканном воплощении. В сердце сюжета – царство, прекрасная царевна Марьюшка, Иван-дурак, чье прозвище обманчиво скрывает подлинную доблесть и недюжинный ум. Деревенская самобытность, древние ремесла, промысел – все это должно было создать неповторимую атмосферу, увлечь зрителя в мир, где волшебство реально. Злобные, но в конечном итоге безобидные разбойники, стража, погрязшая в лени, и, конечно же, всепобеждающая любовь главных героев, – как неотъемлемые элементы, должны были сплестись в единое, гармоничное полотно.
Попытка добавить остроумия, с помощью заморских следователей, неумело переиначивающих русские пословицы и поговорки, выглядела скорее кощунственной. Их чудаковатая интерпретация знакомых фраз, вроде "Любишь кататься, имей 100 рублей", представлялась вульгарной пародией, лишенной очарования. Юмор должен был проникать в ткань повествования, а не выпячиваться на первый план, как неуместный ярлык.
Намерения были благими: добавить колоритный говор, дышащий стариной, с характерным оканием и аканием, украсить повествование песнями, стилизованными под народные, чтобы наконец-то создать настоящий сказочный шедевр. Однако, результат оказался далек от задуманного.
Вместо цельного, выстроенного повествования, зрителя встретило искусственное, хаотичное нагромождение несвязанных сцен, напоминающих фрагменты из разных фильмов, грубо склеенные воедино. Похоже, что режиссеру не хватило мастерства, чтобы объединить эти разрозненные элементы в единое, гармоничное произведение.
Иван-дурак, призванный стать верным героем, готовым на все ради своей царевны, должен был обладать непоколебимой отвагой и внушительными навыками. Однако, персонаж получился бледным, словно второстепенным, блуждающим по сюжету без определенной цели. Он метался из сцены в сцену, вызывая вопрос: “Что он делает? В чем его роль?”. Сцена с проигрышем денег мошеннику на ярмарке выглядела абсолютно неуместной и лишенной всякого смысла. Она не приносила Ивану никакого урока, не позволяла ему преодолеть какие-либо трудности, не раскрывала его характер. Он лишь ходил и улыбался, демонстрируя своего рода нелепость, подчеркивая свою несерьезность, усиливая ощущение его "дурачества".
Царевна, должна была блистать умом, красотой и обладать уникальными талантами, выделяющими ее из толпы. Но зритель увидел лишь милую, смазливую девушку, превосходящуюся лишь более качественным нарядом. Поставьте ее рядом с сельскими девчонками, и она легко потеряется в толпе. Ее главным достоинством казалось лишь умение громко плакать и абсолютное отсутствие навыков ручного труда.
Царь, должен был предстать перед зрителем самодуром, подвергшимся духовной трансформации, признавшим свою вину и стремящимся к искуплению. Лев Дуров, вероятно, приложил немало усилий, но в итоге не удалось создать убедительный образ. Царь не был ни злобным, ни самодурствующим, ни ленивым, - он был просто… невыразительным, бесцветным, незапоминающимся.
Разбойники должны были поразить зрителя харизмой, злобой, хитростью, впечатляющей внешностью. Но они оказались невыразительны, лишены искры, похожие на случайных деревенских мужиков, переодетых в кафтаны для съемок.
Заморские следователи, задуманные как источник комических ситуаций, не смогли оправдать ожиданий. Юмора хватило лишь на пару сцен, и то благодаря профессионализму Игоря Дмитриева, который, чудом, вытягивает почти весь фильм мимикой и игривыми фразочками. Его напарник же остался лишь статистом, не способным оказать какую-либо помощь.
Песни, вместо того, чтобы очаровать и запомниться, звучали неуклюже, завывая и вызывая желание пропустить их в быстрой перемотке.
В заключение, следует отметить, что данный проект не рекомендуется к просмотру. Сказки должны обладать сказочной атмосферой, очаровывать и захватывать дух. Здесь же зрителя ждет лишь бездарная, самодеятельная попытка воссоздать классический жанр.
В 1976 году на экраны вышел музыкальный телефильм – яркая, искрометная картина, сотканная из обрывков русских народных сказок. Это настоящая феерия, насыщенная гротескными сценами, каждая из которых пронизана неудержимым весельем. Особого внимания заслуживают безупречно поставленные хореографические номера, а также блестящая игра Льва Дурова, воплотившего свой знаковый персонаж с неизменно высоким мастерством. Персонажи, хоть и довольно типичны для сказочного ансамбля, тем не менее, выглядят убедительно и органично вплетена в общую канву повествования. Музыкальное сопровождение, несомненно, является одним из ключевых элементов успеха фильма; песни, звучащие в нем, пленительны своей мелодичностью, а исполнитель главной роли в образе хитроумного Плута, А. Хочинский, создает поистине запоминающийся образ.
Сюжет разворачивается вокруг знакомых и любимых персонажей русских сказок: Иванушки, разбойников, прекрасной Царевны Марьюшки, и даже экзотических заморских сыщиков, чья истинная сущность скрывается за маской благородства. Однако, при всей кажущейся беззаботности и легкости, в картине ощущается некоторая нарочитость, некоторая жесткость постановки. Диалоги, порой, перегружены информативной составляющей, что несколько утяженяет общее впечатление. Тем не менее, бесспорным достоинством фильма является бережное и бережное отношение к русскому фольклору, к традиционным прибауткам и обрядам. Сказочная история, безусловно, найдет отклик в сердцах юных зрителей, увлекая их в мир волшебства и приключений.
Иванушка, как и положено главному герою, оказывается в эпицентре событий, постоянно попадая в нелепые и комические ситуации. Его судьба неразрывно связана с любовью к прекрасной Царевне Марьюшке, сбежавшей из дворца, чтобы насладиться общением с народом. Однако, ее вольная прогулка оказывается недолгой – царь вскоре замечает отсутствие своей дочери и начинает активные поиски.
В роли искателей правды выступают заморские сыщики, оказавшиеся на деле хитрыми разбойниками, облаченными в нарядные одежды. Они находят Марьюшку, приводят ее к царю и, пользуясь случаем, совершают дерзкое ограбление – похищают из дворцовой сокровищницы изящные туфли, украшенные золотой пряжей, и бесценную алмазную корону. История наполнена и другими перипетиями: любовью Иванушки к Марье, заданиями, которые ему предстоит выполнить, чтобы обрести счастье с любимой, и, конечно же, веселыми историями и захватывающими приключениями. Все это переплетено красивыми, запоминающимися песнями, делая просмотр фильма настоящим удовольствием. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич создал по-настоящему добрую, зрелищную сказку, просмотр которой я рекомендую не только юным зрителям, но и взрослым, желающим окунуться в атмосферу волшебства и народной мудрости.