## "Аудиенция": Между живописью и сценическим искусством
Впечатление от произведения искусства иногда порождает ощущение эфемерности, словно оно возникло не на стыке двух дисциплин, а будто выросло из небытия, являя собой симбиоз живописи и сценического действия. "Аудиенция" лондонского Национального театра – это именно такой феномен, спектакль, деликатно подпёртый основательностью полотна, или, быть может, полотно, одушевленное дыханием сцены. В центре этого необычного произведения – фигура, ставшая символом эпохи, королева Великобритании, Елизавета II, и ее еженедельные встречи с премьер-министрами.
Не всегда возможно в полной мере уловить нюансы сложной английской политической системы и ее специфического юмора, и "Аудиенция" не является исключением. В нем, однако, проявляется самобытный британский взгляд на мир, а в главной роли – выдающаяся Хелен Миррен. Её актерское мастерство – это настоящее волшебство, способность в мгновение ока трансформироваться из умудренной опытом женщины в юную девушку, завораживает и вдохновляет, вызывая восхищение и искренний интерес. Кажется, что перед нами не просто актриса, а сама воплощенная грация и талант.
При просмотре возникло ощущение, что Хелен Миррен не столько играет роль, сколько становится Елизаветой II, перевоплощение настолько глубокое и убедительное. Она воплощает в себе все те качества, которые ассоциируются с монаршей особой: сдержанность, невозмутимость, снисходительность к человеческим недостаткам, несомненная царственность. Однако, эта королева далека от шаблонного образа чопорного и неприступного монарха. В ней живет ирония, сквозь ее поведение просматривается тонкий юмор и умение находить повод для радости, что делает ее образ особенно близким и понятным зрителю. Шесть десятилетий правления не превратили ее в сухую и формальную фигуру, напротив – они обогатили ее внутренний мир, подарили ей способность видеть мир с оттенком мудрости и иронии.
Политическая тематика, признаюсь, всегда была для меня terra incognita, а британская политика – особенно. Однако, из "Аудиенции" становится известно, что традиция еженедельных аудиенций, которые королева принимает в Букингемском дворце, длится уже не первое десятилетие. Всего двадцать минут, отводящихся на эту встречу, превращаются в своеобразный ритуал, во время которого королева встречается с премьер-министрами. Впечатляет количество политиков, с которыми ей довелось пообщаться – двенадцать, если быть точным! Едва ли кто-то поверит, что она беседовала с самим Уинстоном Черчиллем!
Полагаю, создатели спектакля позволяют себе легкий сарказм в отношении политических деятелей, но королева остается для них неприкосновенной фигурой, своеобразным символом стабильности и истории. "Аудиенция" пронизана тонким юмором, порой требующим определенного политического контекста для полного понимания. Но даже тех фрагментов, которые стали доступны моему пониманию, достаточно, чтобы оценить изящество словесных перепалок и колких замечаний.
Без сомнения, на языке сэра Уильяма Шекспира это все прозвучало бы еще глубже и насыщеннее, но и на русском языке диалоги обладают своей особой красотой и выразительностью. Подобные постановки не только развлекают, но и развивают вкус к изысканной речи, формируют манеру общения, демонстрируют всю тонкость и многогранность иронии. Они расширяют кругозор и заставляют задуматься над сложными вопросами власти, политики и человеческой природы.