Впечатления от фильма, признаться, оставляют скорее ощущение неяркой, несколько заурядной картины, однако… Но стоит упомянуть, что это своеобразная ода Москве, бережно переплетенная с узнаваемыми кинематографическими аллюзиями, отсылающими к знаковым лентам, воспевающим столицу. Позволит ли время на дискуссию с создателями фильма о тех пластах кинематографической памяти, которые они задействовали? Без сомнения, центральным мотивом, словно пронизывающим всю канву повествования, служит незабвенная мелодия Александра Петрова из культового фильма "Я шагаю по Москве". Каково же забыть о юном, полном надежд и амбиций Никите Михалкове, чье обаяние покорило сердца зрителей? И вот, в "Романсе" ключевую роль исполняет его младшая дочь – Надежда Михалкова, продолжающая славную династию!
Затем следует забавная, почти игривая сцена, названная автором "песнь о дожде в Москве" – девушка, босоногая, смело ступает по мокрому асфальту, а юноша, словно заколдованный, танцует вокруг нее с зонтиком, создавая причудливую, немного сюрреалистическую картину. И, конечно же, в кадре появляется Галина Польских, добавляющая картине нотку узнаваемости и ностальгии.
Но это еще не все. Эпизод с такси, дождя и пронзительной мелодии Эльмиры Пахмутовой "Нежность" невольно переносит нас в атмосферу фильма "Три тополя" на Плющихе, вызывая поток воспоминаний о прошедшей эпохе.
Как же обойтись без отсылок к шедевру "Москва слезам не верит"? В этом фильме главная героиня, Женя, получает в наследство не просто квартиру, а просторное жилье в престижном доме на Котельнической набережной! Помните ли вы вестибюль этого исторического здания, который с восторгом рассматривали героини Татьяны Алентовой и Ирины Муравьевой? Эти интерьеры, сохранившие дух времени, до сих пор живы! Как наглядное доказательство – регулярная трансляция фильма по телевидению.
А кто из нас забыл о том, как героиня Ирины Муравьевой, в поисках достойного спутника жизни, посещала читальный зал Ленинской библиотеки? Именно там трудится и наша Женя, именно там она и обретет свою любовь.
Проходка, связанная с разбором старого шкафа, где хранятся вещи некогда работавшей художником по костюмам на студии "Мосфильм", вызывает череду кино-воспоминаний. Разумеется, это не оригинальные наряды, а лишь их точные копии, но все же, они пробуждают ассоциации с такими знаковыми фильмами, как "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Служебный роман" и "Бриллиантовая рука".
И, конечно же, фильм радует великолепными видами Москвы, не только через окна "высотки-новостройки", но и с палубы речного трамвайчика. Перед зрителем открывается картина чистой, благоустроенной и по-особому прекрасной столицы, дышащей историей и современной жизнью.
Фильм, безусловно, оставляет после себя неоднозначное впечатление. Он не вызывает откровенной неприязни, не раздражает, однако и не способен поразить воображение, не достигает тех вершин, которые могли бы ему быть свойственны. Вставки из давно ставших культовыми советскими лентами, пожалуй, лишь подчеркивают эту недосказанность, выявляют разрыв между золотой эрой кинематографа и современным подходом к созданию фильмов. Несмотря на присутствие талантливых исполнителей, картина не способна создать ту необходимую, аутентичную атмосферу, которая погружает зрителя в мир героев. Что-то ускользает, что-то не складывается во что-то цельное и гармоничное.
Эмоциональный отклик оказывается приглушенным, затерянным в общем, несколько невыразительном фоне. Надежда Михалкова, чья ранние работы пленяли искренностью и филигранным чувством меры в передаче переживаний, здесь присутствует, но ее игра словно припорошена пеленой времени, лишена былой живости. И, что немаловажно, операторская работа, на мой взгляд, не способствует раскрытию потенциала актрисы. Вопрос привлекательности – дело вкуса, но выбор ракурсов кажется неуклюжим, неспособным передать изящество и грацию лица.
Сергей Чонишвили и Евгения Дмитриева – вот исполнители, способные создать чудо из ничего, вдохнуть жизнь в любую роль. И вызывает искреннее сожаление, что их экранное время столь ограничено, лишая зрителя возможности насладиться их мастерством в полной мере. А вот Александр Плетнев... кажется, лиричные герои ему просто не даны, это не его стихия. И здесь, как говорится, "не размер имеет значение" – его игра воспринимается как несколько тяжеловесная, лишенная тонкости и звонкости.
Впечатление такое, словно собрался целый ансамбль талантливых актеров для предварительной репетиции, для генеральной пробы. Будто бы они отложили наиболее яркие эмоции и тончайшие нюансы, чтобы выплеснуть их на премьере, во время показа финальной версии. Но что-то пошло не так, и зрителям досталась черновая, необработанная версия, требующая доработки.
Или это, возможно, лишь отражает утрату определенного навыка – умения создавать фильмы, разбитые на две части, где есть пространство для развертывания бурных, многогранных человеческих судеб? Возможно, привыкнув к динамике и оперативности сериального формата, кинематографисты утратили способность к терпеливому и глубокому погружению в историю, требующую более продолжительного времени для раскрытия? В любом случае, ощущение недосказанности остается, оставляя после просмотра легкую грусть и сожаление о том, что могло бы быть.