Сериал Тысяча душ онлайн

Тысяча душ

Телевизионная адаптация, воссозданная на основе прозы Алексея Писемского, переносит зрителя в атмосферу русской действительности середины сороковых годов девятнадцатого века. Действие разворачивается в тихом, безликом городке, где течение жизни, казалось бы, подчинено размеренному ритму повседневности. Однако, как часто бывало в те бурные времена, за фасадом идиллического спокойствия скрывалась острая социальная несправедливость: простолюдины искренне радовались скромным благам, в то время как представители высшего сословия и лица, обладающие властью, не находили насыщения в потоке огромного капитала, что в их распоряжении. Именно это всепроникающее пристрастие к материальному благополучию, свойственное чиновничьему аппарату, оказывалось разрушительным для общепризнанных нравственных устоев и моральных принципов. В центральной роли, воплотившем на экране сложный и многогранный образ, предстает выдающийся актер Николай Гриценко, чье имя стало синонимом таланта и универсальности. Этот актер, не скованный рамками узкого амплуа, обладал удивительной способностью перевоплощаться, создавая убедительные портреты самых разнообразных персонажей. Его творческое наследие, включающее такие знаковые постановки, как "Идиот", "Маленькие трагедии" и "Живой труп", завоевало признание широкой аудитории и стало неотъемлемой частью культурного достояния страны. В предлагаемой телевизионной интерпретации Гриценко блестяще воплощает образ Калиновича – выпускника университета, склонного к литературе, и назначенного на должность смотрителя в провинциальном училище. Калинович, воодушевленный верой в собственный потенциал, полон амбициозных планов и стремится добиться признания в выбранной профессии, став ее выдающимся представителем. Однако, хрупкое здание его надежд начинает трещать под давлением искушений и соблазнов. Вскоре в его жизнь вступает Настя Годнева, дочь прежнего смотрителя, которая испытывает к нему искренние чувства. Однако, движимый карьерными устремлениями, Калинович делает все возможное, чтобы отвести от себя эти чувства, стремясь к более перспективному союзу с дочерью влиятельного генеральши Шеваловой – Полиной, наследницей внушительного состояния и представительницей высшего общества. Эта интрига, сплетенная из амбиций, взаимных увлечений и социальных расслоений, и становится одним из ключевых элементов повествования, позволяя зрителю глубже проникнуть в душевный мир героев и понять сложность их жизненных выборов....

Оригинал
Тысяча душ
Страна
СССР
Жанр
драмы, отечественные
Год
1971
Режиссер
Борис Ниренбург
В ролях
Василий Лановой, Валентина Малявина, Николай Гриценко, Виктор Кольцов, Владимир Покровский, Алла Казанская, Виктор Зозулин, Агнесса Петерсон, Эрнест Зорин, Александр Кашперов
Рецензии
Зачастую, погружаясь в литературное наследие, мы сталкиваемся с именами, остающимися в тени более известных авторов. Имя Александра Николаевича Писемского, несомненно, относится к числу таких. Редко кто из современного читателя удостаивает его произведения должного внимания. Однако, для тех, кто жаждет познакомиться с творчеством этого яркого представителя русской литературы Золотого века, представляется прекрасная возможность – фильм-спектакль, основанный на его романе. В эпоху советского телевидения существовал уникальный жанр – "фильм-спектакль", ставший своеобразным мостом между театральной сценой и экраном. Этот фильм, безусловно, является достойным образцом этого формата. Важно понимать, что Писемский – это не Достоевский. Он не раскрывает перед зрителем бездонные глубины человеческой души, не демонстрирует витиеватую психологическую аналитику. Однако, он дарует нечто иное – бесценное окно в эпоху, позволяющее заглянуть в быт, нравы и обычаи России середины XIX века, ощутить атмосферу времени, соприкоснуться с правдивыми деталями жизни того периода. Невозможно переоценить вклад Николая Гриценко в воплощение на экране образа столь сложного и неоднозначного персонажа – некоего искусителя, околдующего наивного главного героя (блестяще сыгранного Евгением Лановым). Лановой, безусловно, не уступает в мастерстве Гриценко и, несмотря на некоторую искусственность в трактовке нравственного переворота главного героя, добавляет образу глубины и драматизма. Этот переворот, признаться, выглядит несколько резким, даже чрезмерно натянутым. Персонаж, изначально добившийся благополучия посредством выгодного брака, вдруг трансформируется в жестокого тирана, мстителя, отвергающего закон и справедливость. Такая стремительная и радикальная трансформация вызывает вопросы о ее мотивации и логичности. И все же, наблюдать за игрой Ланова – истинное удовольствие. Особое внимание привлекает образ главной героини. Вопреки распространенному мнению о строгом воспитании девушек в эпоху Тургенева, она предстает перед нами как женщина крайне независимая, своенравная, раскрепощенная и свободная в своих решениях, насколько это было возможно в рамках существовавших тогда, довольно ограниченных правовых условий. Женщинам было отказано в элементарных правах: они не имели паспорта, не могли распоряжаться своим имуществом, а юридически принадлежали к своим мужьям или опекунам. В этом контексте, образ главной героини, стремящейся к независимости, становится особенно привлекательным и по-своему революционным. Можно смело назвать этот фильм, и, соответственно, первоисточник, "Утраченные иллюзии". Он несомненно заслуживает внимания. В наши дни, к сожалению, экранизации литературных произведений такого уровня, настолько детальные и иллюстративные, встречаются крайне редко. Этот фильм – уникальная возможность не только познакомиться с классической литературой, но и ощутить дух эпохи, восхититься мастерством актеров и оценить художественную ценность первоисточника. Это встреча с прошлым, которая может подарить незабываемые впечатления и заставить задуматься о вечных вопросах человеческого бытия.