Сериал Раскол онлайн

Раскол
IMDB
7.80
КиноПоиск
8.12

Представляем вашему вниманию масштабный исторический сериал, созданный российскими мастерами кинематографа, – глубокое погружение в один из самых бурных и трагичных этапов существования Российского государства, в эпоху правления царя Алексея Михайловича. Этот период, оставивший неизгладимый след в национальной памяти, предстанет перед зрителем во всей своей сложности и драматизме. Годы, проведенные у власти государем, получившим почетное прозвище Тишайший, стали временем серьезных испытаний и глубоких потрясений. Внутренние распря и внешние угрозы сопровождали его царствование, но самым болезненным и долгосрочным последствиям обернулся церковный раскол – событие, которое навсегда изменило религиозную карту страны и привело к глубокому социальному расколу в обществе. Инициатором радикальных преобразований в церковной жизни стал патриарх Никон, чьи реформы вызвали яростное сопротивление среди значительной части духовенства и верующих. Новые реалии, внезапно ворвавшиеся в привычный мир, не были восприняты однозначно. Напротив, бурные перемены в обрядах и канонах вызвали ожесточенную оппозицию, породив целое движение старообрядцев, защищавших традиционный церковный уклад. Церковный раскол стал своеобразным катализатором, предопределившим дальнейшую судьбу государства, его политическую и культурную эволюцию. Казалось бы, стремление унифицировать церковные службы в соответствии с принятыми в других православных странах – задача благое и насущное – сталкивалось с непреодолимым сопротивлением. Не самые безымянные и не без чести люди, представители разных слоев общества, встали на защиту устоявшихся традиций, упрямо противились насаждению новшеств, тем самым усугубляя внутренний конфликт и оттягивая процесс национального единения. Сюжет сериала обещает раскрыть мотивы этих столкновений, показать сложные и неоднозначные характеры участников событий, и погрузить зрителя в атмосферу эпохи, когда вера, власть и народ оказывались на перепутье истории....

Оригинал
Раскол
Страна
Россия
Жанр
отечественные, исторические, семейные, драмы
Год
2011
Режиссер
Николай Досталь
В ролях
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Рецензии
## Отголоски Вечности: О Сериале, Взглянувшем в Глубины Истории На рубеже эпох, когда в душах людей еще тлели искры благородных принципов, история отмеряла свои века, оставив после себя шлейф высокой духовности и нравственной чистоты. В наш же век, поглощенный неумолимым потоком комфорта и сиюминутных удовольствий, эти вечные ориентиры зачастую теряются в тумане потребительства. Цивилизация, одержимая стремлением к беззаботности, превращает глубокие убеждения в легкомысленные предрассудки, а самоотверженность – в нелепую, абсурдную жертву. На фоне беспощадной череды развлекательных программ, отравленных едкой атмосферой прагматизма, сериал Досталя словно оазис свежести, подающий кислородное спасение для угасающего искусства. В его рядах – незыблемая презумпция духовности: герои живут и умиреют, ведомые высокими идеалами, словно воплощение древних легенд. Непостижимым образом режиссеру удается сохранить убедительность, передавая этот, казалось бы, наивный посыл, демонстрируя непревзойденное мастерство и поразительную интуицию. Особенно вдохновляют фанатично верующие и преследуемые властями, протопоп Аввакум (в блестящей интерпретации Александра Короткова) и его верная супруга Марковна (в исполнении Дарьи Екамасовой), чья внутренняя стойкость, непоколебимая перед лицом жестокой тирании, ослепительно контрастирует с тщетностью усилий власти. Это по-настоящему потрясающая игра, заставляющая задуматься о вечных ценностях. Авторы скромно называют свою работу фреской, и это определение, как нельзя лучше отражает ее суть. Подобно творению древнего иконописца, картина обладает определенной жанровой условностью, создавая ощущение отстраненности от повседневности. В диалогах персонажей практически отсутствует разговорная речь, а даже в тесных покоях они общаются возвышенными, тщательно выстроенными предложениями, избегая сокращений и упрощений. Бытовой аспект показан деликатно, сдержанно, создавая впечатление, что Досталь сознательно отходит от строгого исторического подхода, от исторической герменевтики. Зрителю, казалось бы, отказывают в праве на полное погружение в мир XVII века, в жизнь простого люда. Повествование строится на определенной, тщательно выверенной дистанции – доступно, но без фамильярности, что постоянно корректируется автором, словно направляя внимание зрителя в нужное русло. Безусловно, одним из ключевых факторов успеха стало выдающееся актерское мастерство, позволяющее воплотить на экране сложные, многогранные образы. Патриарх Никон (в исполнении великолепного Виктора Гришко) – наиболее реалистичный, психологически убедительный персонаж, проявляющий сложную гамму чувств и переживаний. Активный, самолюбивый, он преувеличивает собственное влияние и значимость. Царь Алексей Михайлович (в исполнении Даниила Тихонова) предстает перед зрителем целостной, противоречивой личностью, трагически обреченной властью и ответственностью. Это зрелая, глубокая точка зрения на политическую реальность, заставляющая сопереживать даже в самых сложных ситуациях. В фильме представлено множество религиозных деятелей, наделенных необычайно выразительными, интеллектуальными лицами, словно отражающими их внутренний мир. Возможно, это и есть истинное обличье людей, призывающих к вере? Особого внимания заслуживает работа над антуражем, над созданием неповторимой атмосферы эпохи. Монастыри, избы, палаты – каждый элемент декора, на первый взгляд, кажется невероятно натуральным. Художники по костюмам проявили такую амбициозность и креативность, что их работы вполне способны задать новую моду под вдохновляющим брендом «Raskol», возрождая забытые традиции и эстетику. Разумеется, у произведения есть и недостатки. Несмотря на все достоинства, оно остается глубоко историческим, охватывая два десятилетия. Вполне уместными были бы текстовые датировки и уточнения географического положения, а также субтитровые подписи исторических персонажей, облегчающие восприятие материала для зрителя. Жаль, что ограниченный бюджет и стремление к драматизму несколько сузили масштаб и антураж батальных сцен, важных для понимания эпохи и цивилизации. Однако все это лишь детали. Главное, что произошло – Россия оглянулась на свое прошлое. Она вспомнила о тех временах, когда дух был свободен, а вера была крепка. И это, безусловно, является важнейшим и неоценимым аспектом этого замечательного сериала.
В современной российской киноиндустрии, к сожалению, все реже можно встретить работы, по-настоящему заслуживающие внимания. Похоже, что создатели кинематографических полотен все чаще отступают от принципов исторической достоверности, позволяя себе неприкрытое произвольное обращение с фактами и с персонажами, населяющими прошлое. Такие произведения, по сути своей, невольно напоминают халтуру, лишенную ценности и представляющую мало интереса для зрителя, обладающего хотя бы элементарными знаниями истории. Преобладают либо слепое копирование голливудских канонов, либо угодничество перед заказчиком, либо погоня за одобрением критиков. Фильмы, созданные для народа, для отражения его души и памяти, кажутся аномалией в этом водовороте тенденций. Однако, есть и исключения. Николай Досталь сумел добиться того, что для большинства современных российских режиссеров стало почти непосильной задачей – создать качественное, глубокое историческое кино. Он осуществил это без навязчивости, без дидактики и нравоучений, что, к сожалению, редкость в нынешних реалиях. Фильм Досталя отличается редкой мудростью, проникновенностью и заставляющей задуматься глубиной, избегая избитых штампов и вульгарных уловок, направленных на привлечение внимания публики. В каждом слове, в каждом движении героев ощущается глубина и какая-то самобытная, ни с чем не сравнимая красота. Я не могу вспомнить ни одного другого исторического фильма, который смог бы так правдиво и при этом так эстетично воссоздать определенный период в истории нашей страны. Наследие предков должно не только изучаться, но и почитаться, и Досталь, кажется, понимает это как никто другой. Особого внимания заслуживают диалоги в «Расколе». Чувствуется филигранное, деликатное, по-настоящему ювелирное отношение к каждому произнесенному слову. Фразы поражают своей осмысленностью, взвешенностью и неподдельным смыслом. Мне сложно даже представить, какой колоссальный труд проделали сценаристы, чтобы столь точно передать язык церковнослужителей, простых людей, монарха. Тщательно продумана и воссоздана атмосфера эпохи: одежда, предметы быта, уклад жизни – все это говорит о глубочайшем погружении в исторический контекст. Это, безусловно, огромный объем кропотливой работы. Подход Николая Досталя к кинопроизводству вызывает искреннее восхищение. С каждым новым фильмом этот режиссер растет как художник, обретает все большую зрелость и мастерство. С нетерпением жду выхода «Раскола» на DVD, чтобы иметь возможность пересматривать этот шедевр снова и снова. В моей домашней коллекции уже есть его картина «Завещание Ленина», которая оказала на меня столь же сильное впечатление. Хочется выразить огромную благодарность всем создателям этого замечательного фильма, которые проявили не только талант, но и смелость, решившись на столь амбициозный проект. Необходимо, чтобы фильм был доступен максимальной аудитории и транслировался по всем доступным каналам. Заметим и еще один аспект картины. Несмотря на то, что я не являюсь человеком религиозным, я обратил внимание на обилие сцен перекрещения. Понимаю, что это было неотъемлемой частью культуры того времени, однако, на мой взгляд, избыточность в этом элементе несколько отвлекает. Гораздо важнее, что «Раскол» по сути своей не является пропагандой православия. Скорее, после просмотра возникает целый ряд вопросов, адресованных Русской Православной Церкви. Уверен, что количество верующих людей, склонных к религиозной практике, после просмотра картины не увеличится. Вероятно, именно это и было задумано автором фильма – побудить зрителя к размышлениям, а не к слепой вере.
Сначала я с неохотой приступил к просмотру этого сериала, не питая особых иллюзий относительно возможности найти что-то действительно увлекательное. К сожалению, современный кинематографический ландшафт отечественного исторического кино оставляет желать лучшего. Порой документальная точность подвергалась вопиющей деформации, а актеры, с их характерным налетом современной, зачастую надменной, самодовольной атрибутики, откровенно диссонировали с эпохой, лишая просмотр всякого удовлетворения. Однако, судьба распорядилась иначе, и я, к моему немалому удивлению, наткнулся на поистине достойную киноленту! Особую ценность в «Расколе» представляет собой доскональная приверженность сценаристов исторической достоверности, что позволяет избежать неприятного ощущения созерцания нелепых подделок. В этом фильме зритель получает уникальную возможность погрузиться в повседневную жизнь наших далеких предков, населявших Русь в середине XVII века, во времена Никоновских реформ – период кардинальных преобразований, оказавших глубочайшее влияние на все сферы жизни. События разворачиваются без излишней выдумки или нарочитой фальши. Возможно, именно поэтому в происходящем так легко поверить, и испытываешь благоговейное чувство, осознавая, что люди того времени были готовы отдать жизнь за незыблемость веры в Бога. Испытывая неимоверные лишения, заключаемые в темничные ямы, терпя мучительные голодные смерти, они продолжали возносить молитвы и искать прощения. Особенно ярко и проникновенно показано зарождение реформ, их колоссальное влияние на общество и Церковь, расколовшие верующих на приверженцев никонианской реформы и стойких защитников старой веры – старообрядцев. Но не меньшего эмоционального воздействия подвергаешь, сопереживая личным трагедиям, судьбоносным драмам, пронизывающим жизни героев. Стоит отметить и актерский ансамбль, органично вписанный в исторический контекст. Типажи главных действующих лиц подобраны с поразительной точностью, что исключает чувство отчуждения и неприятия у зрителя. Кинолента радует отсутствием навязчивого пафоса или нарочитой недосказанности, столь характерной для многих современных кинокартин. Костюмы, предметы быта, интерьеры крестьянских изб, традиции, уклад жизни, манера общения – все это воссоздано с поразительной достоверностью, передающее атмосферу Руси, минувшей несколько столетий назад. Но наиболее сильное впечатление произвела музыка! Живые, искренние музыкальные напевы настолько проникают в самое сердце, что невозможно остаться равнодушным! Они служат напоминанием о наших корнях, о нашей истории, о том, откуда мы родом… И можно бесконечно размышлять об этом фильме. Однако, позволю себе лишь добавить, что режиссер Николай Досталь, вместе со всей творческой командой, сумел создать живое, настоящее кино, посвященное простым, человеческим чувствам, о нашей родной русской земле. Это по-настоящему мощное произведение, способное растрогать даже самого закоренелого скептика!