## "Хроники хороших обманщиков": Ода дерзкой аферы и сломанных судеб
Если вам полюбился динамичный сюжет и напряженная атмосфера испанского сериала "Бумажный дом", то роман португальского журналиста и писателя Марио Замбуджала "Хроники хороших обманщиков", увидевший свет в 1980 году и переживший несколько восторженных переизданий, непременно очарует вас. Эта захватывающая сатира, остроумно переплетающая элементы криминального романа и социальной драмы, представляет собой многогранное повествование о банде отчаявшихся людей, решивших бросить вызов устоям общества.
Книга разделена на девять тщательно выстроенных глав, где автор, словно искусный дирижер, ведет читателя от широких мазков общего плана к детальному изучению каждого персонажа и этапа подготовки дерзкой аферы. С самого начала, в первой главе "Квадрилья", мы знакомимся с необычными членами команды, объединившихся с единственной целью: спланировать ограбление, способное потрясти мир – дерзную кражу коллекции драгоценностей Рене Лалика из Фонда Галуста Гюльбенкяна. Их лидер, иронически названный "Пацифист", символизирует их отказ от насилия, но это не гарантирует им легкой жизни. Рассказ ведется от лица невидимого повествователя, чья позиция позволяет зрителю наблюдать за происходящим со стороны, становясь свидетелем забавных недоразумений, возникших из-за поспешного появления Сильвино.
Вторая глава фокусируется на судьбе Педро, деревенского юноши, погрязшего в конфликте с его учителем, "диктатором Капустного Ломбарда". Под псевдонимом "Линчеватель", он стал известен в преступном мире благодаря своей дерзкой реплике о посадке соснового леса, спровоцировавшей ссору и изгнание из школы. Этот эпизод становится отправной точкой для его погружения в мир правонарушений.
История Флавио, представленная в третьей главе, рассказывает о трагической судьбе человека, не завершившего юридическое образование. Обвинения в растрате и позор, нанесенный семьей, особенно презрительное отношение жены Зиниты, заставляют его искать утешение в японском баре, где он встречает Ренато, сокамерника, и знакомится с криминальным подпольем.
Четвертая глава посвящена эволюции Арнальдо, получившего прозвище "Арнальдо Фигурант" за эпизодическую роль в кинопроизводстве. Вынужденный прозябать на скудных гонорарах, он вынужден выживать, пока арест за участие в драке с полицией не превращает его в "статиста" своей собственной жизни.
Пятая глава, "Аделаида", раскрывает историю проститутки, арестованной вместе с Линой. Признание в причастности к банде и рассказ о любви к Карлосу, аресту которого она также подверглась, добавляют личную трагедию в общей картине.
Глава шестая, "Сильвино", представляет собой биографическую зарисовку о взрослении вора. "Согласно семейной памяти, первой кражей Сильвино была соска его брата-близнеца". Попытки вернуть его испанский крестный отец, изматывающие занятия в школе-интернате, в конце концов привели к тому, что Сильвино стал последним, кто присоединился к банде, несмотря на неприятие некоторых ее членов.
В седьмой главе, "Ренато и Марлен", переплетаются судьбы акробатки Марлен и сына ярмарочного артиста Ренато, чье детство прошло в атмосфере циркового представления. Неожиданная встреча в будущем станет началом череды трудностей для обоих.
Восьмая глава, "Отсрочка", повествует об исчезновении Аделаиды, решившей начать новую жизнь вместе с Карлосом, который был освобожден из-под стражи. Это решение вызывает волну солидарности среди маргинального мира.
В финальной, девятой главе, "Слава и смерть", разворачивается кульминация ограбления. Однако предательство Сильвино приводит к трагическим последствиям, вынуждая банду впервые применить оружие, разрушая иллюзию безграничного успеха и оставив горький привкус разочарования. В финале Замбуджала не просто рисует историю ограбления, а показывает крушение надежд, трагедию человеческих судеб и циничную реальность, в которой даже самые дерзкие планы могут рухнуть под натиском предательства.