## Пророк в офисе: размышления о комедийном откровении "Любимый идиот Бога"
"Это странные времена, когда необходимо возносить молитвы небесным покровителям," – прозвучал тихий голос Эмили, обращенный к ее партнеру, Кларку, пока они устремлялись прочь от апокалиптической реальности в новой комедийной экцентрике от Netflix – "Любимый идиот Бога". И она говорила это буквально. Кларк, блестяще воплощенный Беном Фальконе, оказался не просто IT-специалистом средних лет, но и, к всеобщему удивлению, пророком. А Эмили, супруга Фальконе и талантливая Мелисса Маккарти, до этого момента представлялась ей лишь своеобразной коллегой, склонной к приему фармацевтических препаратов, – внезапно стала свидетелем, как Кларк начал излучать божественное сияние, выходящее за пределы его рабочего пространства.
Восьмисерийный проект, автором которого выступил Фальконе, разворачивается преимущественно в стенах ничем не примечательного офиса Кларка – лабиринта кабинетов, населенного странными американскими коллегами, чья деятельность кажется лишенной всякого существенного вклада. Его непосредственный начальник, Фрисби (в исполнении Стива Мэллори, соавтора комедии 2016 года "Босс" вместе с Фальконе и Маккарти), представляет собой одного из низших ангелов Божьих, замаскированного под обычного руководителя среднего звена. Перед нами разворачивается ситком о рабочем месте, амбиции которого простираются до "Хорошего места" или фильма Джима Керри 2003 года "Брюс Всемогущий" - религиозных комедий, которые смело ставят под вопрос само понятие добродетели в религиозном контексте. Однако "Любимый идиот Бога" в конечном счете поднимает более фундаментальный вопрос: как отреагирует мир, если к нам явится посланник Божий?
Ответ, по крайней мере, в пределах зоны отдыха, оказывается поразительно теплым и искренним. Практически сразу после того, как у Кларка начинают проявляться не совсем ясные способности – он способен излучать свет, говорить на неизвестных языках, цитировать Священное Писание и видеть ангелов на Земле, – его коллеги оказывают ему безоговорочную поддержку. Они добровольно создают "Совет Кларка", не требуя взамен никаких оговорок или благосклонности.
Реакция внешнего мира оказывается более неоднозначной. Отец Кларка, сначала обеспокоенный кажущейся кощунственной выходкой сына, быстро приходит в себя. Сатана, гениально сыгранный Лесли Биббом, не в восторге от происходящего, но в целом Кларка привлекают толпы фанатов, ненавистников и просто любопытствующих. Фуры кабельных новостей стали постоянными гостями возле его дома, и они не спешат отъезжать. В стремлении достучаться до неверующих, Кларк даже снимает танцевальное видео для TikTok.
Однако, несмотря на экстравагантность и зачастую чрезвычайно забавную подачу, шоу так и не достигает аллегорических высот столь глубокого и проницательного сериала, как "Хорошее место", где Кристен Белл провела несколько сезонов в изнурительной борьбе за попадание в рай посредством самосовершенствования. Дело не в том, что ситкомы обязаны нести моральную ношу, а в том, что они поднимают фундаментальные вопросы – какой путь веры истинный? Существует ли жизнь после смерти? – зрители ожидают хоть какого-то ответа, хоть намека на разрешение.
Временами, религиозный сюжет может показаться лишь хитроумным приемом, средством для того, чтобы столь талантливая комедийная актриса, как Мелисса Маккарти, произнесла такие фразы, как "священный гуакамоле" – и произнесла их, обещаю, в последний раз. Зритель узнает, что вселенная устроена, как сложная пахлава, где битвы за небеса и землю разворачиваются одновременно на различных уровнях, каждый из которых подчиняется сложной бюрократической отчетности. Священная бюрократия! Бог (в исполнении австралийской актрисы Магда Шубански) выбирает Кларка в качестве сосуда, потому что он "милый и простой, как пирог с пеканом". Единственный моральный урок, который удается уловить – это необходимость проявлять доброту к милым и простым людям, поскольку они могут оказаться гораздо более значимыми на каком-то другом, неочевидном слое человеческого существования.
Уроки, которые, тем не менее, возникают, кажутся применимы лишь к бестолковому Кларку, который, благодаря своей пророческой роли, наконец-то решается пригласить Эмили на свидание после долгих лет томительного ожидания. Он также, в конце концов, противостоит своей матери, которая бросила его в детстве, но при этом произносит самую провокационную фразу сериала: "Никто никогда не говорит о том, как трудно маме уйти". Это, безусловно, вдохновляет, но как заключение к сериалу о самых сложных теологических вопросах в мире, это кажется несколько приземленным.
Несмотря на это, разочарование не приходит. Напротив, наиболее обнадеживающим моментом в "Любимом идиоте Бога" становится его опора на ситкомовскую форму. Учитывая религиозность телевизионной аудитории, особенно в Америке, все еще редко можно увидеть, как ситком – самая устойчивая форма телевидения – затрагивает вопросы веры. И в эпоху, когда комедия все чаще оказывается в центре скандалов из-за попыток зацепить спорными темами (вспомним спорные работы Дэйва Шаппелла и Рики Жерве), освежает стремление шоу найти точки соприкосновения, которые действительно стоит пересечь.