В поисках захватывающих детективных историй, мой выбор пал на сериал, привлекший внимание прежде всего благодаря впечатляющему актерскому ансамблю. Подборка исполнителей, безусловно, заслуживает высшей похвалы – каждый актер блестяще воплотил свою роль, демонстрируя безупречное мастерство. Неудивительно, что вокруг проекта возникло немало противоречивых мнений. Подобные произведения, выходящие за рамки привычных жанровых ограничений, требуют от зрителя определенной ментальной открытости и готовности к восприятию нестандартных повествовательных приемов.
Нельзя игнорировать и тот факт, что за проектом стоит творческий коллектив, возглавляемый Дмитрием Цекало, с его специфической продюсерской философией и окружением. Ощущается, что компания ориентирована на международную аудиторию, что проявляется в стилистике, визуальном ряде и общем подходе к повествованию. Коммерческий успех, связанный с проектом "Проданный мажор", во многом определяет дальнейшую стратегию развития компании.
Интересно, что сериал "Русалки" создан по мотивам израильского телепроекта "Шахера Моган", что добавляет ему своеобразный, нетипичный для отечественного телевидения колорит. Стремление продюсеров и сценаристов, возможно, обусловленное влиянием международного опыта, приводит к тому, что они кажутся некоторым зрителям "не своими".
Безусловно, проект, прежде всего, коммерческий, и это отражается в его многожанровости – здесь и фантазия, и элементы хоррора, и детективные интриги, и мистические мотивы. Для привыкшего к более прямолинейному, "советскому" типу повествования зрителя, сериал может показаться перегруженным, тягостным и непостижимым. Однако, если позволить себе не спешить, погрузиться в атмосферу и медленно расшифровывать слои смысла, можно оценить как замысел создателей, так и актерскую игру, которая зачастую способна компенсировать недостатки сценария. В конечном итоге, не каждый способен постичь и оценить глубину и поэтичность "Зеркала" Андрея Тарковского, и "Русалкам", как и многим другим произведениям искусства, требуется определенная интеллектуальная подготовка и открытость к новому.
Попытки познакомиться с израильской версией этой истории оказались, к сожалению, безуспешными. Существует некая особенность, присущая работам режиссера Саши Кириенко, – своеобразная, подчеркнутая элитарность, пронизывающая каждую деталь. Даже в скромных титрах его имя представлено не как Александр, а ласково – Саша, что само по себе говорит о неформальном, авторском подходе.
Отбор актеров – это отдельная история, безупречно выверенная и поражающая своей оригинальностью. Прибалтийские актрисы, известные своей сдержанностью и характерной отстраненностью, органично вплетаются в канву повествования, добавляя персонажам глубины и психологической достоверности. Кастинг Иевы Андреевайте – настоящее попадание в яблочко. Ее игра захватывает, заставляет с нескрываемым восторгом наблюдать за каждой интонацией, каждым жестом. Природа одарила ее красотой, достигнувшей, пожалуй, голливудского стандарта – эталон совершенства, способного покорить любого зрителя.
Пётр Фёдоров, безусловно, достойно справляется со своей ролью, но нельзя не отметить, что в его богатом актерском репертуаре были и более яркие, запоминающиеся амплуа, позволившие ему полностью раскрыть свой талант.
Довольно неожиданно и, признаться, огорчительно, что количество эпизодов оказалось столь ограничено. Этот факт лишь подчеркивает захватывающий характер сюжета и оставляет ощущение незаконченности. Евгений Антропов – бесспорно, выдающийся актер, чье мастерство невозможно не оценить, вне зависимости от конкретной роли. Его присутствие в этом проекте - это уже само по себе украшение.