В дебюте захватывающего корейского триллера «Решение уйти» (2022), режиссерский взгляд Пак Чан Ука, мастера интриги, чей предыдущий труд, «Служанка», оставил неизгладимый след в истории кинематографа, а «Кочегар» поразил своей мрачной глубиной, зритель сталкивается с загадочным событием – обнаружением тела альпиниста, склользнувшего, как кажется, в пропасть, или намеренно подтолкнутого в бездну. Детектив Хэ-Джун берется за расследование этого зловещего происшествия, лишенного очевидных свидетелей и окруженного пеленой тайн. В центре его внимания – Со-Рэ, вдова погибшего, женщина китайского происхождения, чья внешняя сдержанность и отсутствие бурных проявлений скорби вызывают не меньшее удивление, чем сама трагедия. Первые десять минут, подобно тщательно выстроенной головоломке, лишь закладывают фундамент для последующих откровений.
Что же делает "Решение уйти" столь особенным? Изначально представленный как детективный сюжет, фильм постепенно трансформируется в нечто гораздо более сложное и многогранное. Сценарий виртуозно манипулирует ожиданиями зрителя, не позволяя загнать его в рамки привычных жанровых конвенций. Чем меньше о фильме известно заранее, тем сильнее впечатления от просмотра. Пак Чан Ук, словно опытный дирижер, умело настраивает атмосферу, держа зрителя в состоянии напряженного ожидания.
Впечатляющая операторская работа, запечатлевшая великолепие корейских ландшафтов (удачно избегая, к счастью, избитого городского пейзажа Сеула), создает визуально ошеломляющую палитру, усиливающую эмоциональный резонанс происходящего. Однако, как и в лучших работах Пак Чан Ука, настоящая сила фильма заключена в его новаторском повествовании – том самом элементе, который стал его визитной карточкой на мировой арене.
"Решение уйти" произвело фурор на Каннском кинофестивале, где режиссер был удостоен престижной награды за лучшую режиссуру. Рейтинг 94% на Rotten Tomatoes говорит о многом – критики единогласно признают высокий художественный уровень этой работы. Неудивительно, что можно с уверенностью прогнозировать номинацию фильма на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Несмотря на то, что моя недавняя встреча с фильмом в местном артхаусном кинотеатре в Цинциннати проходила в скромной обстановке (всего десять зрителей, включая меня, в день после Дня Благодарения), я не мог сдержать энтузиазма и спешу поделиться своими впечатлениями. Я искренне надеюсь, что положительные отзывы, предвыборные кампании и распространение информации о фильме привлекут к нему более широкую аудиторию.
Если вы ищете первоклассный иностранный фильм, способный удивить и заставить задуматься, – фильм, который начинается как детектив, но перерастает в историю о чем-то гораздо большем, чем кажется на первый взгляд, – я настоятельно рекомендую вам "Решение уйти". Позвольте ему самому рассказать свою историю, и сделайте собственные выводы.
## Трагедия успеха: Отражение социального кризиса в корейской драме
Заглавие сериала – “БТР-богатые тоже рыдают” – не просто иронично, оно метафорически передает глубокую, почти экзистенциальную тоску, пронизывающую судьбы героев. Постановка, безусловно, актуальна и резонансна прежде всего для корейского зрителя, однако острота поднимаемых социальных проблем столь универсальна, что находит живой отклик и в японском социуме, сталкивающемся с аналогичными вызовами.
В центре повествования – героиня, далекая от шаблонных представлений о внешней привлекательности. Она не ищущая романтических приключений женщина, чья жизнь сконцентрирована вокруг профессиональной деятельности и ответственного воспитания приемной дочери, а также заботы о брате, нуждающемся в особенном уходе. Её предполагаемый "успешный" бизнес, несмотря на видимость благополучия, позволяет лишь обеспечить дочери возможность посещения дополнительных курсов, направленных на успешную сдачу вступительных экзаменов в колледж, а в перспективе – и в университет. Трагичность ситуации подчеркивается тем, что ежегодно в Южной Корее происходит огромная потеря молодых людей, не сумевших преодолеть этот сложный барьер. В попытке смягчить горечь поражения, власти предпринимают символические шаги, создавая атмосферу праздника – бесплатный проезд в общественном транспорте, однако это лишь подчеркивает глубину проблемы. Для тех, чьи родители не имеют собственного дела, выбор ограничен: неквалифицированная работа, сервисная сфера, и, к сожалению, нередко – вовлечение в маргинальную деятельность, порой переходящую границы закона.
Особое внимание привлекает демографическая картина – ощутимая нехватка мужчин среднего и старшего возраста. В семье главной героини и ее дочери будто бы отсутствует отцовская фигура. Этот аспект находит свое отражение в анализе феномена «великолепной семерки» матерей – из этой группы лишь одна имеет мужа и стабильный заработок. Судьбы остальных разбросаны между переутомлением и отсутствием надежного тыла. Демографическая ситуация в стране достигла критической точки, Южная Корея занимает одно из последних мест среди развитых стран по показателям рождаемости.
Как и Япония, корейское общество характеризуется строгой иерархией, укорененной в национальных традициях и консервативных ценностях. Главный герой, кажется, лишен родовых связей, близких друзей, окружен лишь профессиональной необходимостью. Несмотря на привлекательную внешность, он сделал карьеру благодаря репетиторству, используя в своих интересах труд нескольких людей. Он – редкое исключение, сумевшее подняться по социальной лестнице. В их обществе он – своего рода приобретенный маркиз, купивший право на дворянство. Ему посчастливилось отблагодарить бабушку, обеспечившую его пропитанием в период учебы – ведь существует известное наблюдение: плохая память подталкивает к изучению математики.
В итоге перед зрителем разворачивается история, напоминающая "Королеву бензоколонки", перенесенную на корейский лад. К счастью, корейские женщины не являются безусловным воплощением стереотипа, представленного персонажем Фан Бинь Бинь. Однако, за ярким фасадом благополучия скрывается целая гамма социальных проблем, глубокие демографические кризисы и вечная борьба за выживание в жестко структурированном обществе. Сериал провоцирует на размышления о цене успеха, ответственности перед будущими поколениями и о том, что даже у самых состоятельных людей есть причины для грусти.