Сериал Фандорин. Азазель онлайн

Фандорин. Азазель
КиноПоиск
7.29

В альтернативной картине мира, где календарь отсчитывает события 2023 года, российская история пошла иным путем. Вместо грохота революционных потрясений и установления нового строя, Российская Империя уверенно сохранила свои традиции и институты власти. Императорский Петроград, величественный и блистательный, остается политическим и культурным центром державы. Сверхинституаты власти останулись незыблемыми, и Николай III, оставаясь на троне, вынужден делить бремя управления страной с опытным и влиятельным министром Орловым, чья роль в поддержании стабильности и порядка приобрела особое значение. В этой сложной и многогранной реальности, появляется молодой человек, Эраст Фандорин, которому только исполнилось двадцать лет. Воодушевленный идеей служения Отечеству, он поступает на службу в полицию, надеясь обрести свою нишу в системе правосудия и стать достойным стражем закона. Первые месяцы службы Фандорина оказываются рутинными и не слишком захватывающими. Ему доверяют мелкие дела, зачастую связанные с финансовыми махинациями и разборами в деловом мире – мир, который, несмотря на видимую стабильность, пестрит интригами и нечестными практиками. Однако, вскоре судьба подбрасывает ему задачу, которая обещает стать настоящим испытанием и вывести его на совершенно иной уровень профессионализма. В поле зрения главного героя попадает шокирующее событие: внезапная и трагическая смерть молодого, успешного миллионера. Произошло личное падение человека, ставшее зловещей публичностью – на глазах у десятков свидетелей, запечатленных на современные камеры наблюдения. Смерть выглядит как суицид, но Эраст Фандорин, обладая острым умом и аналитическим складом ума, не готов мириться с поверхностной трактовкой произошедшего. Он чувствует, что за фасадом трагедии скрывается нечто гораздо большее – темные секреты и тщательно спланированный замысел. Фандорин твердо намерен провести первое в своей жизни серьезное расследование, не собираясь довольствоваться легкими ответами и очевидными объяснениями. Его решимость подпитывается чувством долга и стремлением докопаться до истины, какой бы горькой она ни оказалась. Начинается погружение в запутанный мир богатства, власти и интриг, где каждый может оказаться как жертвой, так и подозреваемым. Куда приведет это расследование? Какие опасности и неожиданные открытия ждут молодого сыщика на пути к правде? Вскоре все тайны будут раскрыты, когда Эраст Фандорин решительно поставит точку в деле об убийстве известного и весьма влиятельного дельца, чья смерть, по его мнению, была не случайностью, а результатом тщательно продуманного плана. Кому же была выгодна гибель этого богатого и уважаемого человека? Ответ на этот вопрос станет ключом к раскрытию всего заговора, развернувшегося в сердце Российской Империи....

Оригинал
Фандорин. Азазель
Страна
Россия
Жанр
детективы, отечественные, приключения, фантастические
Год
2022
Режиссер
Нурбек Эген
В ролях
Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Милена Радулович, Уршула Малка, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин, Татьяна Владимирова, Артём Быстров, Александр Танхилевич, Игорь Черневич, Слава Киселева
Рецензии
## Размышления о экранизации «Приключений Эраста Фандорина»: между восторгом и разочарованием С каким неподдельным восторгом мы, мои близкие и я сам, некогда погружались в волшебный мир романов Бориса Акунина о неутомимом Эрасте Фандорине! Да, действительно, это были эпохальные страницы, полные приключений, загадок и неповторимого колорита. Однако, подойдя к экранизации с некоторой долей скепсиса, я вынужден признать, что мое отношение к ней в процессе просмотра претерпело существенную трансформацию. Изначально, будучи искренним поклонником литературного первоисточника, я смотрел с оглядкой, не ожидая от сериала откровений. И, как это часто бывает, я был приятно удивлен некоторыми аспектами. Прежде всего, стоит отметить великолепный актерский состав. Создается ощущение, что каждый, даже эпизодический персонаж, подобраны с особой тщательностью. Массовка, как единый сплав, создает убедительную атмосферу эпохи. Конечно, исключения были, но к ним я вернусь чуть позже. Режиссура также заслуживает похвалы: актеры демонстрируют превосходное владение мастерством, буквально проживая свои роли, и безупречно воплощая поставленные задачи. Операторская работа, отличающаяся тонкостью и вниманием к деталям, создает неповторимую визуальную палитру. Музыкальное оформление, органично вплетенное в повествовательный ход, усиливает эмоциональное воздействие. И, что немаловажно, присутствуют дерзкие, ироничные вставки, добавляющие сериалу своеобразный шарм, вроде неожиданного появления мавзолея в аргентинской глубинке или сломанного минивэна с цитатой Акунина во дворе дома – нетривиальные и запоминающиеся детали. Однако, неизбежно наступает момент, когда от восторга приходится переходить к более критическому анализу. И здесь, при всем уважении к создателям, у меня возникли серьезные вопросы. Позволю себе, как выразился бы поэт, «взять большую ложку и лезть за дёгтем». Первое, что бросается в глаза – поверхностное отношение сценаристов к первоисточнику. Создавая сценарий, они, кажется, лишь бегло пролистали книги, а не вникли в их глубинный смысл. Ощущается, будто они лишь слегка «задели крылом» задуманное автором развитие сюжета и характеров. Где же, я вас спрашиваю, эстерфилдская леди Эстер? Где гениальная, пусть и терзаемая внутренними противоречиями, женщина, чья личность столь ярко проявилась в книгах? Ее судьба свелась лишь к нескольким эпизодам, что, безусловно, является существенным упущением. Похоже, создателям сериала было важнее продемонстрировать «нехорошие» дела злодеев, чем раскрыть тонкий психологизм главной героини. Не могу не отметить и судьбу Бриллинга – одного из самых интересных персонажей. Именно он, из неуверенного в себе, забитого чернилами юноши, превратился в будущего гения сыска. Где та трансформация, тот стальной стержень, выкованный в короткий срок? Похоже, создатели решили, что такой персонаж менее интересен, чем «опыливший» несчастную царицу невесть откуда взявшийся лакей. И здесь я не могу не задаться вопросом: что думал кастинг-директор, приглашая на эту роль актера? Не хочу его обидеть, но роль не оказалась ему к лицу, и он не смог в полной мере раскрыть ее потенциал. Возможно, даже гениальный сценарист не смог бы сделать из этого материала шедевр, поэтому и более подходящие актеры и не претендовали на эту роль. Нельзя не коснуться и общей атмосферы «альтернативной истории» государства Расейского. Ощущается некоторая «скудность» и даже, позволю себе сказать, «непатриотичность» в изображении эпохи. Лично я убежден, что при другом, более благоприятном развитии событий, все могло бы выглядеть гораздо наряднее и эффектнее. Я понимаю, что каждый имеет свое видение «этногенеза» (хотя, честно говоря, отказ от компьютерной графики – «позорные красные фонтаны» и «голограммы» «фюрера» на штандартах – стал серьезной ошибкой). Очевидно, денег просто не было… Хотя даже после премьер можно было бы попытаться найти спонсора и довести проект до совершенства, подарив сериалу второе рождение. В заключение, позволю себе констатировать: если бы я не видел сериал "Фандорин.Азазель", я бы его посмотрел. И, возможно, даже с удовольствием. Однако, при всей симпатии к актерскому составу и некоторым виртуозным деталям, я испытываю легкое разочарование, ведь потенциал первоисточника не был раскрыт в полной мере. И, как говорится, "Если бы я еще не видел сериал, то с большим интересом его посмотрел бы!" В заключение, желаю всем мира и добра.
## Кризис самоидентификации на экране: размышления о новом российском сериале В последнее время российское кино переживает непростые времена, и данный сериал, к сожалению, служит весьма показательным примером того, что идет не так. Вопрос не в отсутствии талантливых людей, а в фундаментальных проблемах с подходом к созданию качественного продукта, в приоритетах и понимании того, что действительно важно для зрителя. Очевидная диспропорция в распределении бюджета, когда значительные средства были направлены на постпродакшн, представляется вопиющим просчетом. Забавно наблюдать, как поколение кинематографистов, воспитанное на наследии Андрея Тарковского и других столпов высокого искусства, преподающее тонкости режиссуры в университетах, на практике демонстрирует пренебрежение к базовым принципам киноязыка. Возникает закономерный вопрос: почему не удается решить проблемы, связанные с режиссерской работой, композицией кадра и логикой повествования? Ведь очевидно, что избыточное использование трехмерной графики, призванное, вероятно, скрыть недостатки сценария и актерской игры, не компенсирует отсутствие крепкого сюжета. Отсутствие целостного восприятия происходящего – одна из ключевых проблем. События развиваются фрагментарно, отдельные эпизоды не складываются в единую картину, и в результате сериал оставляет ощущение недосказанности. Как, например, дело "Азазель" могло быть закрыто столь внезапно, когда многие вопросы так и остались без ответа? Объяснения, предлагаемые новыми руководителями Бриллинга, кажутся надуманными и не убедительными. Чувствуется желание подражать успешным зарубежным детективным сериалам, создать красивую и понятную историю, но, увы, результат снова оказался далек от идеала, характеризуясь типичными для отечественного кинопрома недостатками. Наибольшее разочарование вызывает эстетика визуальной составляющей – того аспекта, на который обычно опираются российские сериалы, демонстрируемые на онлайн-платформах. Именно визуальная составляющая, при всей своей кажущейся простоте, способна погрузить зрителя в атмосферу, заставить "поверить" героям и их миру. И тут – провал. К этому добавляется и музыкальное сопровождение, которое тоже не соответствует общему тону повествования. Выбор основной композиции в исполнении Амалии кажется неудачным и не соответствует ни духу всего сезона, ни даже романтической линии между певицей и царём. Возникает диссонанс, ощущение, что даже в этот момент, казалось бы, должно было возникнуть сочувствие и понимание, но вместо этого зритель чувствует лишь отчуждение. Не стоит перекладывать вину исключительно на исполнительницу, ведь сама музыка, по сути, подчеркивает наигранность и фальшь происходящего на экране, что, возможно, и было задумано, но в итоге лишь усугубило общее впечатление. Таким образом, ожидаемый эмоциональный "кайф", который должен был доставить сериал, так и не возник. Относительно выбора Максима Матвеева на роль царя хочется либо промолчать, либо говорить без прикрас. Такая же оговорка относится и к роли Фандорина. Переосмысление актерского состава не прошло бесследно. Актерская игра, хотя и не безупречна, порой страдает от отсутствия химического взаимодействия между персонажами, что не позволяет зрителю проникнуться их переживаниями. Недостаток продуманности в кастинге, вместе с другими недочетами, создает ощущение искусственности и снижает общее качество сериала.
Время неумолимо, но проницательные слова Михаила Задорнова, произнесенные им много лет назад, звучат сегодня с особой остротой, подтверждая мрачную тенденцию, проявившуюся в современной культуре. По его меткому замечанию, когда-то Россия являла собой одну из самых читающих наций в мире. Сегодня же, к сожалению, реальность выглядит иначе – мы превратились в страну, одержимую творчеством Бориса Акунина. В этой трансформации отчетливо просматривается не только смена литературных предпочтений, но и, что гораздо важнее, угасание интеллектуального пламени. В эпоху, когда оригинальные идеи кажутся недосягаемой роскошью, а творческий поиск уступает место бездумному подражанию, остро ощущается нехватка вдохновения, неспособность современных сценаристов генерировать по-настоящему захватывающие и глубокие произведения. Невозможно не отметить, как причудливо переплелись имена Акунина и Гоголя – последнего, чье наследие приковало к себе внимание благодаря, скорее, возведенному вокруг его имени "Гоголь-центра", нежели глубоким познанием его произведений. Создается впечатление, что классики русской литературы, те, что заложили фундамент отечественной художественной мысли, остались вне поля зрения поколения, выросшего на упрощенных и шаблонных сюжетах. Попытка воссоздать масштабные исторические полотна, развернутые на фоне десятилетий, а то и столетий ушедшей эпохи, и наложить их на современность, выглядит, мягко говоря, неубедительно. Попытки удержать зрительский интерес зачастую разбиваются о примитивные сюжетные ходы и неправдоподобные диалоги. Кастинг актеров оставляет желать лучшего – порой, разглядеть на экране хоть отдаленное подобие художественного образа требует колоссальных усилий. Возьмем, к примеру, Максима Матвеева в роли "Царя-Анператара". При всем его безусловно присутствующем обаянии и, безусловно, определенном актерском опыте, он не смог передать ту величие и глубину характера, которые требовала эта роль. Просто не его персонаж – и это очевидно. Впечатления от просмотра оставляют ощущение любительской театральной постановки, где по нелепой случайности оказались задействованы реконструкторы, облаченные в парадные мундиры начала прошлого века. Не хватает внутренней правды, той самой искры, которая способна зажечь воображение зрителя и перенести его в другую эпоху. Отсутствует ощущение продуманности, тщательной подготовки, искренней любви к предмету. В этой связи возникает очевидная необходимость в срочном "ликбезе" для современной плеяды сценаристов. Именно чтение, чтение классической литературы, созданной десятилетия и столетия назад, способно вернуть им утраченные ориентиры, показать, как должны быть проработаны персонажи, как должен быть выстроен сюжет, как должен развиваться образ. Без этого, без этой возвратной связи с богатым литературным наследием, говорить о качественных сериалах и фильмах – просто не приходится. Прогнозы на будущее оставляют желать лучшего. Вердикт: просмотру не рекомендовано. И в качестве почетного, но едкого символа художественного провала, мы вручаем создателям этот "Орден Пробитого Дна" под номером два. Пусть он станет напоминанием о том, что без уважения к классике, без глубокого понимания искусства, настоящее творчество невозможно.
Попытки создателей заслуживают внимания и, безусловно, прослеживается искреннее стремление к созданию нечто выдающегося. Однако, если бы повествование сосредоточилось исключительно на фигуре Фандорина, избежав, к сожалению, довольно прямолинейной и, по сути, вторичной интеграции так называемой «конституционной монархии», подражающей английским образцам в самой, пожалуй, невыгодной ее интерпретации, результат мог бы быть значительно более убедительным. Именно эта конструкция, эта навязчивая попытка привнести чуждый элемент в самобытное повествование, и является, на мой взгляд, наиболее существенным слабым местом истории. Ощущается явная недоработка мира, окружающего героев. Едва ли трагический исход Первой мировой войны, поглотивший не только Российскую империю, мог бы остаться без более глубоких, масштабных последствий. Простое отсутствие гипотетической мировой войны порождает вопросы: что стало с другими империями, балансировавшими на грани краха? Куда делись те силы, которые, даже при другом сценарии развития событий, не могли бы просто исчезнуть? Болгарско-османский конфликт, занимающий важное место в мировой истории, также заслуживал более детальной проработки и органичного вплетения в альтернативную реальность. Вместо этого мы сталкиваемся с размытой, неопределенной картиной происходящего на Ближнем Востоке, лишенной четких перспектив и вызывающей ощущение незаконченности. Что касается актерской игры, то здесь наблюдается неоднозначность. Владислав Тирон и Максим Матвеев, безусловно, продемонстрировали заметную, запоминающуюся работу, однако исполнение остальных актеров, к сожалению, не смогло выдержать такую же высокую планку. Оно представляется, увы, довольно типичным, соответствующим общему уровню сериала. Завершение повествования оставляет ощущение незавершенности, порождая множество вопросов без ясных ответов. Не питаю больших надежд на появление продолжения, особенно учитывая принадлежность оригинальной книги к наследию автора, склонного к завершенности и самодостаточности. И, возможно, именно так и должно быть. Возможно, открытый финал и отсутствие продолжения – это наилучший способ сохранить впечатление от увиденного, не рискуя его испортить. Ведь зачастую, продолжение, даже самое талантливое, лишь размывает первоначальный блеск, уводя зрителя в бездонную пропасть неопределенности и, в конечном итоге, разочарования.
Откройте двери в захватывающее пространство российского телесериала, явившегося одновременно и новаторским экспериментом в области альтернативной исторической литературы. Проект, несомненно, станет серьезным вызовом для ведущих зарубежных стриминговых сервисов, стремясь занять в медиапространстве нишу, которую до него не занимал ни один российский аналог. Сериал задуман для аудитории поколения 40+, и освоить его тонкости может быть непросто для зрителей более старшего возраста. Однако, если вы с юности увлекались жанром фантастики, то вас ожидает невероятное путешествие. Сюжет удерживает в состоянии крепкого напряжения до самого эпического финала, не отпуская зрителя ни на мгновение. Высочайший уровень актерского мастерства, блестящая работа оператора и мастерское использование спецэффектов создают неповторимую атмосферу погружения. Особого внимания заслуживает виртуозная игра света и тени в сцене диалога Фандорина и графини Эстер – это настоящее кинематографическое великолепие. Именно эта кинематографичность отличает сериал от многих зарубежных проектов, которые, к сожалению, все чаще склоняются к упрощенному, телевизионному формату. В нем изобилие отсылок, и каждый зритель, обладающий определенным культурным багажом, наверняка найдет что-то знакомое и увлекательное для себя. В образе Владислава Тирона просматриваются явные черты смены поколений, которые, похоже, не ограничиваются лишь внешним сходством. Мы надеемся увидеть его в будущем на большом экране, где его талант сможет раскрыться в полной мере. С сожалением осознаешь, что не начал просмотр раньше. Теперь можно пересматривать сериал, отбрасывая сюжет и сосредоточившись исключительно на отсылках и тончайших деталях, которые при повторном просмотре открываются совершенно новым светом. И возникает закономерный вопрос: почему столь пристальное внимание аудитории привлекает черно-белая экранизация "Сильвы"? Что таит в себе очарование эпохи, запечатленное в монохроме?