В обширной галерее проектов от Apple TV, обычно славящихся высоким качеством и новаторским подходом, этот сериал, к сожалению, выделяется как заметное исключение. За его созданием стоит Скотт З. Бёрнс, известный по сценарию к фильму "Заражение" Стивена Содеберга – ленте, ставшей своеобразным культовым феноменом в начале пандемии, вызвавшей ощущение зловещего предвидения. Судя по всему, перед нами не просто художественное произведение, а ещё одна тревожная предостерегающая нота, обращенная к человечеству, антиутопическая антология, очерчивающая перспективы ближайшего будущего.
Сюжетная канва сериала охватывает несколько десятилетий, представляя истории, разворачивающиеся в разное время, однако все они объединены единой, всепроникающей темой – разрушительным воздействием глобального потепления и безрассудной эксплуатацией природных ресурсов. Однако, если отбросить техническую выдумку, перед зрителем предстает скорее выдержанная и несколько утомительная лекция, произносимая убежденным эко-активистом, придерживающимся радикально левых взглядов, словно она была подготовлена для аудитории типичного американского университета.
Парадоксально, но в сериале разворачивается своеобразная полемика: корпорации, декларирующие поддержку "зеленой повестки" и призывающие к переходу на альтернативные источники энергии, в то же время осуждают компании, активно извлекающие прибыль от добычи нефти. Представители США и Европейского Союза, чья совокупная доля в объеме выбросов углекислого газа не превышает 20%, настойчиво призывают граждан к сокращению потребления и раскаянию, попутно умалчивая о реальном вкладе в экологическую ситуацию со стороны Китая и развивающихся стран, чья общая доля в выбросах превосходит западные показатели в разы.
Визуальный ряд дополняется мрачными картинами грядущего, подкрепленными, вероятно для наименее осведомленных зрителей, статистическими данными и тревожными отчетами о текущем состоянии экосистем. Сюжетная линия представляет собой собрание несвязанных, фрагментарных эпизодов – от безумной идеи строительства казино в Арктике до истории становления карьеры афроамериканского раввина, искренне верящего, что лишь иудаизм способен спасти человечество от неминуемой гибели.
Персонажи кажутся поверхностными, их судьбы обрываются прежде, чем зритель успевает проникнуться к ним симпатию. Непродуманные образы богатых злодеев, безусловно, отсылают к клишированным представлениям о буржуазии и капиталистическом укладу, как их представляли в советской пропаганде. Противостоящая им элита, состоящая из руководителей высшего звена, выдающихся ученых и активных борцов за экологические права, не вызывает достаточного доверия и не привносит в повествование глубины и значимости.
Вся структура повествования пронизана высокомерным, проповедническим, покровительственным тоном, сопровождающимся постоянным нагнетанием атмосферы, напыщенностью и чрезмерным пафосом. Не представляется очевидным, что подобный подход способен привлечь внимание среднестатистического зрителя. Сторонники теории глобального изменения климата, вероятно, не обнаружат здесь ничего нового – привычные образы тающих ледников, опустынивания земель, лесных пожаров и вымирающих видов. Скептики и отрицатели, в свою очередь, скорее всего, почувствуют раздражение и возмущение, поскольку попытки представить их в роли невежд или высмеивать, например, Илона Маска, не приведут к изменению их мнения. Остальным же, по всей видимости, станет неловко и смущенно наблюдать за говорящим китом, озвученным Мэрил Стрип, после чего их просто охватит скука и разочарование. Так считает Павел Никитин.
Безусловно, это выдающийся сериал, вызывающий глубокие размышления и, по моему ощущению, несет в себе заметное сходство с концепцией "Черного зеркала". Однако, в то время как "Черное зеркало" фокусируется на влиянии технологий на человеческую природу, этот сериал обращает свой взор на куда более фундаментальную проблему – экологическую катастрофу, разворачивающуюся на наших глазах.
Он представляет собой, по сути, серию независимых повествований, где каждая глава служит самостоятельной антологией, рисующей картины жизни в новом, радикально измененном мире. Мир этот, дабы обеспечить выживание человечества, опирается на передовые технологии, призванные адаптировать остатки разрушенной Земли к суровым реалиям. Это Земля, обезображенная и обедненная нашими же собственными действиями, продуктами нашей неуемной жажды потребления и пренебрежения к хрупкому балансу природы.
И вот возникает насущный вопрос: как можно прервать этот пагубный цикл? Ответ ускользает, поскольку власть имущие, укоренившиеся в системе потребления, продолжают генерировать огромное количество избыточных товаров и с манипулятивной убежденностью навязывают их обывателям, убеждая их в их кажущейся незаменимости. Эта пропаганда служит мощным инструментом отвлечения внимания от истинных причин экологической деградации.
Сериал – это не просто развлечение, это вызов к осознанию, заставляющий зрителя критически переосмыслить собственное существование. Он побуждает задуматься о тех ценностях, которыми мы обладаем, но зачастую не замечаем, и о той ответственности, которую мы несем перед будущими поколениями. Если мы продолжим в том же темпе истощать ресурсы планеты, что останется в наследство нашим потомкам? Какой мир мы им передадим?
Осознание того факта, что у нас есть только одна Земля – это не просто констатация факта, это призыв к действию. Этот сериал является мощным напоминанием о том, что наше будущее напрямую зависит от того, как мы взаимодействуем с окружающей средой сегодня. Он призывает к пересмотру наших приоритетов, к поиску устойчивых решений и к осознанию того, что настоящее благосостояние заключается не в безграничном потреблении, а в сохранении хрупкого и бесценного мира, который мы имеем.