## Возвращение тени: размышления о сериале «Забытый»
Примерно три месяца назад, еще до того, как о жизни телеэкранизации стало известно широкой публике, мне довелось познакомиться с прозой Анатолия Азольского – с его романом «Облдрамтеатр». Завершив чтение, я испытал сложное, двойственное чувство. С одной стороны, сюжет захватывал, что было весьма приятно, учитывая мою склонность к подобным детективным историям. С другой – возникло ощущение недосказанности, как будто автор, погрузившись в творческий процесс создания одной из глав, внезапно потерял нить повествования, прервав связующую ткань романа. Те, кто имел удовольствие прочесть книгу, наверняка поймут, о чем я говорю: даже на протяжении всего девятнадцати захватывающих страниц повествования остается неразгаданной тайна завершения расследования, неопределенной участь младшего лейтенанта Ропни и самого Мишиной.
Я не мог поверить в отсутствие продолжения, отчаянно искал его повсюду, лишь бы разрешить возникшие вопросы, но все мои поиски были напрасны. Эта ситуация приобрела трагикомический характер, пока я не ознакомился с анонсом сериала «Забытый», после чего испытал чувство облегчения, ибо, наконец, возникла надежда на разрешение загадок, пусть и в интерпретации создателей, не имеющих прямого участия самого Азольского.
Сюжетная линия разворачивается вокруг Сергея Гастева, бывшего сотрудника разведки и теперь преподавателя права в провинциальном институте Советска. Его жизнь – это череда воспоминаний, философских размышлений и попыток утолить одиночество, ведь семья у него отсутствует, а возлюбленная занимает почетное место в горкоме и безоговорочно следует идеологическим установкам Коммунистической партии. Нежданно, в тихий городок обрушиваются события, окрашенные в мрачные тона – убийства, аварии и преступления. Гастев получает задание расследовать, казалось бы, несвязанные между собой дела, и в качестве напарника ему назначается молодой деревенский участковый, Илья Ропня. Это описание, воссозданное с особой тщательностью, максимально соответствует духу первоисточника.
Невозможно не отметить существенные изменения, которые сценаристы внесли в первоначальный сюжет. Многие вопросы, вызывавшие недоумение при чтении романа, теперь обретают ясность благодаря их интерпретации. Некоторые детали были раскрыты, другие – изменены, третьи – намеренно проигнорированы, а финал был полностью переписан. В целом, результат оказался весьма приятным и убедительным. Атмосфера Советска, снятого в Риге, создает неповторимый колорит, вызывающий ассоциации с яркими и запоминающимися декорациями Арбатов и Старгорода из произведений Ильфа и Петрова.
Безусловно, присутствуют и некоторые недочеты. Например, решение Гастева покинуть Штаб по борьбе с бандитизмом, оставив выданный мандат и служебное оружие, впоследствии представляется необъяснимым, хотя вскоре в ходе следственных мероприятий документа оказывается при нем. Не менее заметен сломанный правый подол младшего лейтенанта, за который в реальной жизни наверняка последовало бы строгое замечание. Однако, это лишь незначительные мелочи, не способные омрачить общего впечатления.
По моему мнению, наиболее ощутимым недостатком сериала является его некоторая наивность, отсутствие напряженности и динамизма, характерных для таких проектов, как «Ликвидация» или «В августе сорок четвертого…», и недостаток мистической подоплеки, присущей «Инспектору и кофе». Сюжет лишен той острой остроты, которую можно было бы ожидать, следуя по стопам «Диверсанта» Азольского. Тем не менее, в целом, сюжет представляет собой достойную и качественную работу.
**Актёрский состав и воплощение образов**
Сергей Гастев, воплощенный Евгением Цыгановым, – персонаж чрезвычайно сложный и многогранный. Он прошел через горнило Великой Отечественной войны, получил четыре ранения, потерял лучшего друга на войне, не был зачислен на уголовно-правовой факультет по причине компрометирующей истории, связанной с отцом, выразившим критические замечания в адрес партийной политики. Все это, вместе взятое, сформировало личность, уставшую от жизни, как выразительно отметил Борис Акунин, – «социальный инвалид», тихого, не склонного к радости человека, склонного к философским рассуждениям.
Сложно представить себе более подходящего актера на эту роль, ведь Евгений Цыганов ранее уже создал запоминающиеся образы философа-любовника в «Займемся любовью» и психотерапевта в «Неадекватных людях». Я искренне рад его участию в проекте и благодарен за озвучку внутреннего монолога персонажа.
Илья Ропня, исполненный Александром Ильиным, – абсолютная противоположность харизматичного и беззаботного Лобанова из «Интернов». Он воплощает образ молодого милиционера из деревни Калашино – серьезного, ответственного, уверенного, сообразительного, но при этом наивного и малоопытного. Он привык действовать строго по правилам и беспрекословно подчиняться указаниям Коммунистической партии.
Мария Машкова играет Любмилу Мишину, женщину, пережившую в детстве сексуальное насилие, а ныне занимающую должность секретаря горкома. Её внешность и убежденность в идеологических установках напоминают о недавнем прошлом руководства МВД России. Я должен признать, что Машковой не совсем удалось передать глубину образа Мишиной, ей не хватило той «стервозности», «холоднокровности», «металла в глазах» и «металла в голосе».
Андрея Мерзликина, исполнившего роль капитана Тампеева, мне даже стало немного жалко, как жалко всех участников войны, чьи боевые таланты не нашли применения в мирное время. Однако, мне кажется, персонаж Тампеева должен был быть более опасным и циничным, чтобы добавить напряженности сериалу.
В целом, по этой категории (игра актеров) я бы поставил "отлично".
Сама концовка сериала напомнила мне один из эпизодов «Убойной силы», в котором основным акцентом было не установление личности убийцы и не раскрытие преступления, а вывод преступников из-под угрозы, в соответствии с законом. И не случайно, в сценах, где Гастев проводит занятия для студентов, поднимается тема соотношения закона, справедливости и морали в правовой системе.
И, наконец, вопрос, который занимает умы: почему сериал носит название «Забытый»? Возможно, потому, что талантливый, но забытый временем следователь Гастев, доживающий свой век в провинциальном городе, утопая в алкоголе, смог найти истину в запутанном преступлении, оставив при этом всё, что имел, сохранив верность своим принципам и убеждениям. Однако, точный ответ, вероятно, известен только создателям проекта.
## "Советск. Год тридцать восьмой": Загадки прошлого в тени великой эпохи
Недавний мини-сериал, насыщенный драматизмом и психологической глубиной, способен увлечь даже самого искушенного зрителя, предлагая бесценный взгляд на непростую эпоху. Высочайший профессионализм актерского состава, воплотившего ключевые персонажи, несомненно, является краеугольным камнем успеха этой постановки. Особого внимания заслуживает мастерство артистов, сыгравших главные роли, подкрепленное сильной режиссурой, созданной известным драматургом и мастером театрального искусства Азольским – фигурой, безусловно, способной придать проекту особый шарм и новаторский подход.
Одной из ключевых особенностей, обогащающих сюжетную канву, является новаторское использование закадрового голоса, словно проводника, сопровождающего зрителя в сложной паутине расследований. Этот голос не просто комментирует происходящее, но и помогает прояснить наиболее запутанные аспекты повествования, добавляя глубины и многогранности происходящему на экране.
Действие разворачивается в непростые сталинские годы, когда атмосфера всенародной радости, приуроченной к очередной годовщине Великой Победы и дню рождения вождя, накладывала оттенок благополучия на выжидающую реальность. Однако, за фасадом кажущегося мира и стабильности зреют темные силы, подпитываемые преступными замыслами и коррупцией, пронизывающей всю область.
Когда рутинные дела перегружают штат государственной милиции, для решения деликатных и важных преступлений привлекается Сергей Гастев, до этого времени преподаватель, щедро делящийся знаниями с юными умами университетских аудиторий. В прошлом – офицер армии, Гастев получает поручение от товарища Францева, секретаря обкома, и, несмотря на предрассудки относительно карьерного рвения, с чувством долга берется за новое дело.
На пути к справедливости Гастеву сопутствует лейтенант Ропня Илья Ефимович, молодой участковый, выходец из провинциальной глубинки. Не отличаясь выдающимся интеллектом, Ропня, тем не менее, стремится к совершенству под руководством опытного товарища. Эта динамичная пара, напоминающая классический дуэт Шерлока Холмс и доктора Ватсон, начинает пристальное наблюдение за местными властями, пытаясь установить истину и сближаясь в процессе совместной работы.
В центре драматических перипетий оказывается и личная жизнь главного героя – его сложная и страстная любовь к Людмиле Мишиной. Эта сильная и амбициозная женщина, занимающая пост второго секретаря областного комитета, живет по собственным принципам. Однако, их романтические отношения заканчиваются трагически, когда Людмила оказывается вовлечена в преступный заговор, тяготеющий к высшим эшелонам власти. Гастев, руководствуясь принципами справедливости и чести, не позволяет личным чувствам влиять на профессиональную деятельность.
Невозможно перечислить яркие моменты, не упомянув Анечку и Тампеева. Аня – талантливая швея, чьи золотые руки способны творить настоящие шедевры, а Тампеев – бывший разведчик, вынужденный нарушить закон из-за финансовых трудностей.
При всей своей внешней простоте, сюжет сериал затрагивает важную тему – попытки высокопоставленных чиновников скрыть свои махинации от глаз товарища Сталина, стремясь удержать власть и сохранить свои привилегии. Гастев и Ропня, последовательно распутывая клубок преступлений, постепенно приближаются к раскрытию правды, поднимая завесу над теневыми фигурами, контролирующими положение дел в обществе.
Место действия – загадочный и старый город Советск, сохранивший атмосферу ушедшей эпохи. Несмотря на изменения, произошедшие в стране, город избежал значительных перемен и сохранил свой облик: кирпичные и деревянные постройки, мостовая и старинные дома, создают ощущение погружения в прошлое. Несмотря на это, многие эпизоды были сняты в Риге, Латвия, что объясняет наличие в кадрах актеров, зачастую не имеющих большого опыта и позаимствованных прямо с улиц легендарного города. Были даже случаи, когда жители Риги возмущались использованием портретов вождя в декорациях, что послужило поводом для обращения в полицию.
Стоит отметить, что для создания атмосферы подлинности использовалась настоящая техника, взятая из частных коллекций Латвии. Так, Ропня, словно верный "Ватсон", рассекает на немецком мотоцикле "Zundapp".
С первых же кадров зритель переносится в удивительный мир прошлого, в эпоху зарождения нового государства. Одежда персонажей достоверна и вызывает скорее чувство симпатии, а в целом картина не перегружена пафосом, как это часто бывает в отечественном кинематографе. Реалистичности добавляют и вставки из военных хроник, в которых Сергей побывал во время службы в Латвии.
Неизбежно возникают вопросы к внешнему облику главного героя – его небрежность кажется несколько неуместной. В эпоху позднего Сталина бороды считались привилегией высокопоставленных чиновников и ученых. Название сериала нередко путают с американским аналогом. Однако, вопреки сомнениям, сериал получился весьма удачным и посвящен любителям истории сталинской эпохи.
Среди обилия современных медиа-проектов этот сериал, благодаря настойчивым рекомендациям близких мне людей, долгое время удерживал мое внимание. И когда, после просмотра нескольких эпизодов, я ощутил на себе подобное же волнение, подобное же восхищение, которым делились мои друзья, не смог удержаться от составления собственного отзыва.
Будьте честны с собой, признайтесь: ни одно творение не лише изъянов. И в этом сериале, безусловно, встречаются моменты, где прослеживается некоторая неосмотрительность со стороны авторов, отступления от безупречности замысла.
Однако, как преданный поклонник детективного жанра, я испытываю глубокую благодарность сценаристам за смелость воссоздания на экране тему политических интриг, расследуемых обычными людьми, живущими на периферии, вдали от столичной суеты. Этот парадокс, эта некая диспропорция между масштабностью проблемы и скромностью сил, призванных её решить, создает определенную когнитивную диссонанс. Двое скромных следователей из провинциального захолустья пытаются раскрыть преступный синдикат, прикрывающий деятельность высокопоставленных чиновников, что, на первый взгляд, кажется невозможным. Особенно меня беспокоит то, что главный герой, казалось бы, совершенно не уделяет должного внимания собственной безопасности и благополучию своих близких, что представляется грубым нарушением неписаных правил, которые диктует окружающая среда. В подобных обстоятельствах, обычно, государство проявляло немедленный интерес к подобным персоналиям.
Несмотря на отсутствие нарочитой запутанности и хитросплетений, присущих некоторым другим детективным историям, в сериале отчетливо чувствуется дух самоотверженного служения обществу, стремление к справедливости во имя простых людей.
Режиссеры проявили исключительную смелость и мастерство, решившись перенести на экран сложную и многогранную повесть известного писателя Азальского. И это поистине титанический труд – доступно и наглядно объяснить сложные перипетии истории, где все взаимосвязано и переплетено. При этом, повествование остается легким и понятным, не перегружая зрителя излишней информацией.
Восхитительны и картины эпохи, дух сталинских репрессий, пронизывающий каждый эпизод. Костюмы, реквизит, транспорт – все это воссоздано с поразительной точностью и вниманием к деталям, создавая эффект полного погружения в атмосферу сороковых годов. Поражает реалистичность картинки: на улицах ездят настоящие автомобили, трамваи, мотоциклы, без применения компьютерной графики и рисования на пленке.
С позиции рядового зрителя, я не обнаружил в этой работе серьезных творческих просчетов, способных омрачить блестящую игру актеров.
Знакомые лица, работающие на телевидении, отдали себя работе без остатка, не пряча свои эмоции и переживания. Именно благодаря этому фильм получился таким живым, таким реалистичным, превосходящим первоначальные ожидания.
Особенно меня тронул образ знакомого актера, исполнившего роль участкового. Он отошел от привычного комического амплуа, продемонстрировав зрителю совершенно новый, серьезный и сдержанный характер с несколько рассеянным взглядом и соответствующим образом ограниченным кругозором. Людмила, любовь всей жизни Гастева, вначале предстает перед нами вызывающей и энергичной сотрудницей обкома, но впоследствии вынуждена играть более строгую и серьезную версию самой себя.
Однако, даже несмотря на все эти достоинства, сюжет, в целом, несколько сковывает действие, придавая мрачной картине эпохи послевоенных лет определенную статичность. Герои, по всей видимости, вынуждены соблюдать политическую конъюнктуру, не нарушать установленный порядок, что несколько приглушает их героический облик защитников справедливости.
Но не стоит забывать, что перед нами экранизация произведения, и авторы стремились максимально сохранить первоначальный замысел автора. Поэтому, стоит ли смотреть этот сериал, решать вам. Это путешествие во времени, требующее определенной душевной подготовки, но, безусловно, способное подарить незабываемые впечатления.