[b]Разруха не в клозетах – она в головах. [М. А. Булгаков][/b]
Эта проницательная фраза Михаила Булгакова, как отблеск давно забытой истины, неожиданно возникла в сознании после просмотра, мягко говоря, противоречивого произведения. На протяжении просмотра я пребывал в состоянии растерянности, неспособный однозначно отнести его к какому-либо жанру. Это был лихорадочный коктейль из триллера, фильма ужасов, элементов научной фантастики и постапокалиптической антиутопии, который, тем не менее, так и не выдержал испытания временем и жанровой принадлежностью. В конечном итоге, за всей причудливой декорацией обнаружилась примитивная политическая агитка, неумело замаскированная под пестрый гобелен, сотканный из случайных и не связанных между собой фрагментов.
Начнем, пожалуй, с анализа персонажей, которые, к моему удивлению, оказались самым слабым звеном этой визуальной конструкции. Их количество, непропорционально большое для формата мини-сериала, вызывало ощущение перегруженности. Подобный масштаб персонажей и сюжетных линий был бы вполне оправдан в многосерийном эпосе, растянутом на 20-25 эпизодов, но в рамках ограниченного повествования он лишь подчеркивал поверхностность и недоработанность. Более того, практически все персонажи предстали перед нами плоскими и схематичными, лишенными глубины и сложности. Не ощущается никакой истории, каких-либо значимых событий, формирующих их характеры и мотивирующих действия. Семья репортера прибывает в отдаленный уголок республики под предлогом написания сенсационной статьи для глянцевого журнала. И это, по сути, вся их история. Нельзя даже уловить намека на то, что движет этими людьми, что заставляет их идти на столь отчаянные шаги. Полицейский, исполняющий функции и пожарного, практически в одиночку охраняющий пожарную станцию с устаревшим оборудованием, мэр – все они лишены индивидуальности, представляя собой картонные маски, скрывающие пустоту.
Сюжетные коллизии оставляют гнетущее впечатление обманутых ожиданий. Создается искусственное нагнетание таинственности, которое, однако, никуда не ведет. Белорусская атомная электростанция в Островце выставляется карикатурным воплощением зла, градирни исторгают клубы зловещего дыма, а над окрестными болотами, словно предвестники беды, порхают светящиеся огоньки. И что? После этой эффектной завязки герои, завладев подозрительным плавсредством, бросают всех остальных на произвол судьбы и уплывают прочь. Как гласят финальные титры, они прибывают к некоему «острову». Куда? Зачем? Вся эта интрига осталась без логического завершения, оставив зрителя в состоянии недоумения и разочарования.
Отсутствие ответов на ключевые вопросы, такие как что именно произошло на Островецкой АЭС? Какие эксперименты проводились в заброшенном военном подземном комплексе? Почему вся Прибалтика, словно легендарная Атлантида, погрузилась под воду? – заставляет зрителя самостоятельно додумывать концовку, что, безусловно, является признаком творческой небрежности.
Внимание также привлекает вопиющая экономия на производстве, которая, по иронии судьбы, выявила социально-экономические проблемы, о которых сами литовцы, возможно, и не подозревали. Дефицит средств привел к тому, что локации выглядят так, будто время остановилось в 1991 году: дома жителей Н-ска выглядят заброшенными, сельпо – словно декорации к советскому фильму, а пожарное депо с устаревшими автомобилями ГАЗ-51 и ЗИЛ-130 вызвали не смех, а искреннее сожаление. Более того, поражает полное отсутствие молодых людей. Все персонажи старше сорока лет, что наводит на определенные размышления о демографической ситуации в регионе.
В итоге, перед нами – дешёвая поделка, экстраполирующая фантазии о катастрофических событиях на Островецкой АЭС, в которых местные жители мечтают о несчастьех у соседей. Это, безусловно, объяснимо, поскольку собственная атомная станция давно закрыта, и оживить ее уже не представляется возможным. Это – злость, зависть и мечты о том, чтобы всё было плохо у соседей, замаскированные под камуфляж, сшитый из обрывков «Сталкера», «Распада», «Чёрного аиста» и «Волков в зоне», но лишенный цельного сюжетного каркаса. Вердикт: 0/10 и почётный орден "Пробитое дно" под №2.