## "Цикады": Размышления о Финале и Глубине Родительской Ответственности
Завершение показов сериала "Цикады" предоставило возможность переосмыслить увиденное, оторвавшись от последовательного просмотра фрагментов, которые поочередно представали перед зрителем. Появление полной картины позволило оценить амбициозность замысла режиссера, Евгения Стычкина, который, на мой взгляд, не просто создал художественное произведение, но и попытался выстроить своеобразный манифест. Отражение этой цели становится особенно явным в финальной серии, но чтобы понять всю сложность и многогранность, необходимо проследить развитие сюжета от начала и до конца.
Перед нами разворачивается непростая, изначально туманная драма, вокруг которой клубится множество вопросов. Школьный стрелок? Систематическое травли и буллинг, породившие цепь роковых событий? Старшеклассники элитной столичной школы, один за другим предстают перед следователем, и их рассказы не дают однозначного ответа ни на вопрос о произошедшем, ни на причины, лежащие в основе трагедии. Однако, тревожное напряжение нарастает с каждым новым фрагментом, будто нарастающая буря.
Каждый эпизод, словно распечатывая капсулу времени, возвращает к детской травме конкретного ученика, к его личным, тщательно скрываемым и до сих пор глубоко травмирующим скелетам в шкафу. Суицид матери, родительское стремление к успеху любой ценой, родительский абьюз, равнодушие – эти, казалось бы, отдельные элементы, со временем переплетаются в единый, разрушительный поток, несущий непоправимые последствия. Неисполненный родительский долг ложится на плечи детей тяжким грузом, насилие порождает насилие, создавая порочный круг.
Повествование сплетает множество историй, казалось бы, не связанных между собой. Однако, со временем становится очевидным, что их общая кульминация – не случайность. Внешнее благополучие, привычная атрибутика комфорта и достатка, не может стать щитом от внутренних проблем, напротив, оно усугубляет их, возводя в степень и создавая идеальную среду для преступления – его место действия, орудие и, к сожалению, жертв и свидетелей.
Начальный этап просмотра может создать иллюзию, что это очередная вариация на тему "богатые тоже плачут", повествующая о тех, кто страдает, несмотря на богатство и комфорт. Однако, по мере углубления в сюжет, становится понятно, что атрибутика – роскошная прислуга из Филиппин, кабриолет на восемнадцатилетие, вечеринки на Рублевке с участием старшеклассников и проституток, оплаченных отцом одного из них – это всего лишь фон. Речь идет о чем-то гораздо большем, о глубоких и болезненных проблемах, коренящихся в человеческой природе.
В какой-то момент возникает параллель со старым советским фильмом "Вам и не снилось". Если отбросить атрибутику времени и демонстративное изобилие современной эпохи, то можно с удивлением обнаружить, что "Цикады" исследуют схожие темы – о сложности любви в юности, о легкости, с которой можно совершить непоправимую ошибку, о трагической неправоте родителей, и о том, насколько хрупка человеческая жизнь.
Подобно тому, как в природе, родители на протяжении веков рассматривали своих детей как собственность, как нечто, данное им навсегда. В "Цикадах" этот аспект особенно остро проявляется в конфликте между директором школы-матерью и её взрослой дочерью, психологом той же школы. Неспособность понять, что ребенок повзрел и нуждается в свободе и самостоятельности, требует грубого и токсичного вмешательства – это, возможно, самый тяжкий родительский грех. Необходимо уметь вовремя остановиться, не навредить и не растоптать личность, отпустить.
Однако, если обратиться к школьникам, героям сериала, то можно заметить, что их, напротив, слишком рано вытолкнули во взрослую жизнь, предоставив им контроль над слишком мощными силами, что, к сожалению, привело к катастрофе. Короче говоря, во всем нужна мера и баланс – задача, которая оказывается на удивление сложной.
Изначально, возраст актеров, играющих школьников (от 23 до 28 лет), вызывал вопросы и создавал ощущение неестественности, особенно в сценах в бассейне. Однако, по мере приближения к финалу, начинает проясняться, что это, вероятно, было осознанным режиссерским решением, отражающим сложность актерских задач и создающее серьезное психологическое напряжение. Недаром каждая серия предваряется предупреждением о тяжелых сценах, а сюжет постепенно приближает зрителя к пониманию сути произошедшего. Открытием не стало ни имя жертвы, ни имя убийцы, но шокирующей оказалась непроизнесенная речь директрисы на отмененном выпускном – манифест несостоятельности родительской ответственности. Слова, полные лжи и лицемерия: "Мы вас воспитали. Мы выпускаем вас в мир".
В конечном счете, герои сериала, как цикады, прожили 17 лет, чтобы совокупиться и умереть – вот и вся жизнь, трагически оборвавшаяся в один миг. Последняя сцена между отцом Стычкиным и сыном Верником показалась неестественной и вымученной. Наверное, такие люди никогда не попросят прощения и не признают свой родительский провал, обвиняя во всем окружающих, особенно своих детей. Однако, возможно, требовалась сцена, дающая надежду на исправление, хотя бы частичную. В любом случае, идея обратиться к зрителю, заставить его пристально вглядеться в это страшное зеркало и исправить ошибки, пока не поздно, является чрезвычайно важной и своевременной. Родителям подростков настоятельно рекомендуется просмотр фильма целиком, сопровождаемый самоанализом и честными ответами на сложные вопросы.
Несомненным парадоксом, подрывающим всякий потенциал художественной ценности, является выбор актерского состава в этом сериале. Заставляет задуматься, как столь критическая ошибка могла быть допущена при кастинге. Представление о старшеклассниках, воплощенное актерами, чей возраст значительно превышает указанный в сюжете, создает крайне диссонирующую картину. Более того, сам "несчастный" герой, в исполнении 28-летнего Городничего, вызывает ощутимый дискомфорт и разрушает иллюзию достоверности происходящего. Разрыв между юношеской неуклюжестью и зрелостью актеров столь значителен, что его невозможно игнорировать, приводя к ощущению театральности и фальши. Если присмотреться к ранее вышедшему, не лишенному недостатков, проекту "Слово пацана", там акцентировалось внимание на использовании актеров, действительно соответствующих возрасту своих персонажей, что значительно повышало градус реалистичности повествования.
Данная работа, созданная, к сожалению, не самым умелым мастером, пытается выдать за глубокую драму банальную попытку демонстрировать, что и обеспеченные люди подвержены страданиям. Словно самодовольно отобрав себе роль богатого и влиятельного отца, пытающегося наладить контакт с сыном и его окружением, режиссер создает карикатурный образ, лишенный искренности и глубины.
Невозможно найти положительные слова ни об одном из персонажей – и это касается как "деток", так и их родителей, и даже учителей. Все они вызывают исключительно отторжение и не располагают к сочувствию. Они кажутся плоскими, стереотипными и лишенными внутренней жизни.
Особое возмущение вызывает нарочитое затягивание сцен, посвященных вечеринкам в доме одного из главных героев, режиссер, простите, Стычкин, уделяет этим эпизодам, казалось бы, неоправданно много экранного времени, почти половину одной из серий. Наводит на мысль, что съемочная группа ощущала прилив адреналина и удовольствия от организации и съемки этих эпизодов, однако это не оправдывает их навязчивость и неактуальность для развития сюжета.
Оценивать целесообразность просмотра этой работы – личное дело каждого зрителя. Однако есть основания полагать, что использование актеров, действительно не достигших совершеннолетия, существенно изменило бы восприятие сериала. Возможно, трагический финал был бы иным, но, безусловно, не производил бы такого гнетущего впечатления неправдоподобности. Вместо этого перед нами представлена история не о подростках, а о золотой молодежи, погрязшей в бессмысленном времяпрепровождении. В качестве альтернативы, рекомендую обратить внимание на проект "Слово пацана" – просмотр которого, безусловно, принесет больше пользы, как моральной, так и воспитательной. Это не просто развлечение, это шанс прикоснуться к истинным ценностям и осознать важность правильного выбора жизненного пути.