Сериал Блиндаж онлайн

Блиндаж
КиноПоиск
6.87

Июль 1941 года. В белорусских землях разворачивались жесточайшие схватки, пропитанные кровью и дымом. Под селом Любаши развернулись кровопролитные сражения, оставившие на ландшафте неизгладимые шрамы. Часть местного населения, повезло избежать непосредственного участия в этом ужасе и укрылась в дремучих лесах, надеясь переждать бурю войны. Однако, судьба распорядилась иначе, и часть жителей оказалась в самом эпицентре этого чудовищного противостояния. Сопротивление, несмотря на ожесточенность, оказалось недостаточным для сдерживания неумолимого натиска немецких войск. Наши подразделения, понеся значительные потери, вынуждены были отступать, уступая занятые позиции. Линия фронта, словно раненое животное, медленно перемещалась вглубь восточных территорий, увлекая за собой трагедию и разрушение. В хаосе взрывов и обломков, капитан Хлебников, получивший тяжелую травму, повлекшую потерю зрения, пришел в сознание. Он обнаружил себя в полуразрушенном, окопанном блиндаже, окутанном запахом сырой земли и пороха. Отчаяние сковало его душу, лишив надежды на спасение. В момент максимальной безысходности, он предпринял попытку прервать свои страдания, направив оружие на себя. Однако, его отчаянный замысел был сорван появлением Серафимы, жительницы разрушенного села. Эта женщина, несмотря на свой страх и потерянное все, проявила нечеловеческую доброту и решимость спасти искалеченного бойца. Действуя инстинктивно, движимая состраданием, она предотвратила трагедию. Вскоре к этой необычной парочке присоединились еще несколько фигур, соединенных обстоятельствами войны и общей безысходностью. Среди них оказался немецкий солдат, дезертировавший из своего подразделения, Хольц, национально-ограниченный райкомавец Демидович, и Нохим, чудом выживший после жестоких расстрелов. Эта случайная, притянутая судьбой компания, была полна внутренних противоречий и взаимных предубеждений. Разные взгляды, разные национальности, разные языки, – все это порождало напряженность и конфликты. Однако, осознание того, что выживание Серафимы напрямую зависит от их поведения, от их способности к компромиссу и взаимопониманию, заставляло их подавлять личные обиды и предрассудки. Она, рискуя собственной жизнью, находила для них продовольствие и медикаменты, добывала воду из глубоких колодцев. Понимая, что их судьба неразрывно связана с ее благополучием, они, невзирая на трудности и личные неприязни, пытались ужиться друг с другом, проявляя ограниченную, но все же существенную, дозу терпимости и уважения. Их существование представляло собой хрупкий, искусный баланс, удерживаемый на грани отчаяния и надежды, в самом сердце безжалостной войны....

Оригинал
Блиндаж
Страна
Россия
Жанр
драмы, отечественные, исторические
Год
2011
Режиссер
Александр Горновский
В ролях
Ирина Рахманова, Игорь Хрипунов, Алексей Шевченков, Евгений Князев, Евгений Атарик, Сергей Угрюмов, Кирилл Полухин, Федор Лавров, Роза Хайруллина, Константин фон Ящерофф
Рецензии
## "Блиндаж": Эхо Великой Войны Всплывшая на экранах картина "Блиндаж" вдохновлена незавершенной повестью Василя Быкова, признанного мастером белорусской прозы, чье творчество посвящено трагическим событиям Великой Отечественной войны. Оценить степень соответствия повести и киноадаптации затруднительно, поскольку ознакомиться с первоисточником не представилась возможность. Однако, ощутимое влияние прозы Быкова, его неповторимый художественный почерк, отчетливо прослеживаются в картине, создавая особую атмосферу и глубину. Первое впечатление от "Блиндажа" – это радостное удивление. В эпоху, когда киноиндустрию захлестнула волна развлекательного контента, низкопробных и поверхностных кинолент, появление столь значимого и содержательного произведения – событие поистине знаменательное. Скептицизм, конечно, закрадывался при первых кадрах, но постепенно, словно втягиваясь в завораживающее течение сюжета, начинаешь испытывать искреннее сопереживание героям, осознаешь их человечность, убеждаешься в отсутствии фальши, в реалистичности и подлинности происходящего. Картина словно вырвана из самой жизни, что придает ей особую ценность. С первых же минут зрителя обволакивает меланхоличная, проникновенная песня, словно рефрен, звучащая сквозь весь хронометраж. Интересный факт: мелодия, исполненная Ксенией Тимчук, имеет украинские корни, а не белорусские, что, тем не менее, не умаляет её эмоциональной силы и влияния на общее настроение картины. В центре повествования – Серафима, простая деревенская женщина, сыгранная с поразительной убедительностью Ириной Рахмановой. Война обрушивается на тихую, по-деревенски мирную жизнь белорусского села, где и проживает Серафима. В непосредственной близости от её дома разгораются ожесточенные бои. Под натиском немецких войск советские войска вынуждены отступать. Капитан Хлебников, воплощенный на экране Игорем Хрипуновым, – истинный герой, чья судьба трагически переплетена с войной. Он теряет зрение в результате взрыва снаряда и приходит в себя уже после отступления, окруженный лишь безжизненными телами погибших. Появляется еще один значимый персонаж – ефрейтор немецкой армии, Хольц, в исполнении актера Константина фон Ящероффа, чьи корни уходят в Германию. Его задача – вытаскивать раненых с поля боя. Нелепая случайность: капрал, которого Хольц по ошибке оставил «мертвого», остался жив, что привело к аресту молодого солдата и угрозой расстрела. В отчаянии тот бежит. Нельзя не отметить яркую, запоминающуюся роль райкомовца Демидовича, исполненного Алексеем Шевченковым. Этот персонаж – символ уходящей эпохи, прожженного коммуниста, неспособного смириться с потерей власти и влияния после прихода гитлеровцев. Именно эти совершенно разные по мировоззрению и социальному положению люди оказываются вынуждены укрыться в одном месте – в блиндаже, найденном капитаном. Серафима, отчаянно ищущая пропавшую корову после бомбардировки, случайно натыкается на этот импровизированный приют. Она, рискуя своей жизнью, оказывает помощь раненому капитану и его товарищам. Вскоре за женщиной начинается слежка со стороны братьев Пилипенко, ставших полицаями и работающих на немецкую администрацию. В селе появляется Казимир, бывшего жениха Серафимы, в исполнении Сергея Угрюмого. Его жизнь трагически переплетена с войной: он стал уголовником и был освобожден советской тюрьмой, захваченной немецкими войсками. Особое место в картине занимает тема Холокоста. Белорусские земли, как известно, являлись домом для значительного числа евреев, и община евреев проживала в Любашах. Сюжетная линия, посвященная этой трагедии, получилась особенно убедительной и вызывающей глубокие переживания. Сцены, в которых представители нацистской идеологии и их пособники уничтожают евреев, настолько реалистичны, что шокируют своей жестокостью. Для нормального, уравновешенного человека, тем более для эмоционально восприимчивых, подобное зрелище невыносимо. Трагической фигурой сериала является Нохим, роль которого с мастерством воплотил Евгений Князев, на долю которого выпали самые тяжелые испытания. Помимо захватывающей интриги, "Блиндаж" выделяется великолепной актерской игрой. На фоне общего высокого уровня мастерства, работа Ирины Рахмановой заслуживает особого внимания. Она создает удивительно правдивый и многогранный образ Серафимы, настолько деревенский и белорусский, что кажется, будто перед нами не молодая актриса, а настоящая сельская жительница из глубин Полесья. Изначально возникало ощущение, что роль исполняет настоящая крестьянка! Непостижимо, как ей удалось передать аутентичный белорусский говор и манеру речи. Демидович, вызывающий искреннее неприятие своим фанатизмом и номенклатурным мышлением, также получился весьма убедительным. Как обычно, безупречно сыграли Евгений Князев и Сергей Угрюмов. Несмотря на все достоинства, у картины есть и свои недостатки. Сцена боя у села выглядит несколько неправдоподобно, а количество полицаев кажется избыточным для белорусской территории. Авторов можно упрекнуть и в том, что расправу над евреями проводят полицаи, а не войска СС. Однако, эти недочеты меркнут на фоне общего масштаба и значимости фильма. “Блиндаж” – это прежде всего иллюстрация трагедии белорусского народа, подчеркивающая трагизм противостояния фашистским захватчикам. Именно это и хотел передать Василь Быков. Определенные моменты из картины навсегда остаются в памяти. Прежде всего, это грустная, пронизывающая песня, звучащая на протяжении всего фильма, и сцена жестокой расправы над евреями. "Блиндаж" – это мощное и проникновенное произведение, заставляющее задуматься о цене человеческой жизни и о трагедии войны. 8,5 из 10.
## "Блиндаж": Эхо войны и глубина человеческой души Эта масштабная и глубоко драматичная работа, несомненно, занимает одно из почетных мест в ряду лучших отечественных военных драм, созданных за последние десятилетия. Назвать это произведение просто серилом было бы упрощением, не способным передать всю многогранность и художественную ценность этого кинематографического феномена. Предыдущие работы коллектива, подарившего миру «Блиндаж», – будь то «Наркомовский обоз» или «Вольф Мессинг» – кажутся бледной тенью по сравнению с этим потрясающим шедевром. Подобный скачок творческого мастерства, безусловно, заслуживает самых искренних поздравлений создателям этого выдающегося проекта. Неудивительно, что «Блиндаж» сумел достичь такого уровня художественного совершенства – благодаря стремительному творческому росту коллектива и, конечно же, благодаря гению Василия Быкова, чьи произведения послужили фундаментом этой истории. Представить себе плохую экранизацию работ Быкова – задача практически невыполнимая, поскольку сама природа его творчества требует особой чуткости и уважения. Фильм отличается консервативной кинематографической манерой, лишенной нарочитых новаторств и излишней вычурности. Здесь нет места преувеличениям, неточностям или фантастическим элементам – перед зрителем разворачивается реалистичная картина жизни, с ее суровыми испытаниями и человеческими трагедиями. Нельзя не отметить лишь один аспект, вызывающий легкое сожаление: образы некоторых персонажей, хоть и яркие, остаются несколько схематичными. Особенно ощущается нехватка глубины в раскрытии образа Серафимы. Представлялось, что актерам было бы отведено больше возможностей для демонстрации внутренних переживаний, для "игры лицом", передающей всю гамму чувств. Однако, судя по всему, авторы знали, что делают, и давать оценку их работе не пристало – фильм и без того поражает воображение. Безусловно, заслуживает высочайшей похвалы актерский ансамбль, сумевший в полной мере воплотить на экране созданные Быковым характеры. Хотя, признаться, образы немецкого дезертира, интеллектуала, и партийного функционера представляются несколько карикатурными, лишенными необходимой психологической достоверности. Возможно, над этими персонажами стоило поработать и более тщательно продумать их мотивацию. Несмотря на это, они добавляют картине необходимой динамики и разнообразия. А образ Серафимы, белорусской крестьянки, – это настоящее откровение. Ирина Рахманова совершила титанический труд, создав поистине незабываемый образ, воплощающий в себе лучшие человеческие качества. Сложно представить себе актрису, способную передать всю глубину и красоту этого персонажа так, как это сделала Рахманова. Все остальные актрисы попросту не смогли бы раскрыть задуманный Быковым образ, превратив его либо в излишне стилизованный, либо в переигранный. За эту великолепную работу Ирина Рахманова, безусловно, заслуживает самых престижных наград. Музыкальное сопровождение фильма, основанное на печальных белорусских народных песнях, проникает глубоко в душу и вызывает сильные эмоции, порой заставляя зрителя прослезиться. Выражаем искреннюю благодарность композитору и музыкальному редактору за филигранную работу, за умение тонко уловить атмосферу эпохи и создать именно ту музыкальную палитру, которая необходима для полноценного восприятия повествования. Особое внимание стоит уделить потрясающей красоте пейзажей, служивших фоном для съемок. Именно на этой территории природа практически не затронута деятельностью человека, сохранив свою первозданную чистоту и экологическую ценность. За это необходимо выразить признательность студии «Белорусьфильм» – именно сотрудники этой студии выбрали столь живописное и символичное место для съемок. Нельзя не затронуть и наболевшую тему Холокоста. Западная Белоруссия всегда была местом проживания большого количества людей еврейской национальности, и картина честно и правдиво показывает ужасающие акты садизма и жестокости, которым подвергались евреи в ту трагическую эпоху. Особенно шокирующим является эпизод, в котором фотографа вынуждают снимать смерть собственных детей. Лишь один аспект вызывает некоторое сомнение: настолько ли наивны и не дальновидны были жертвы репрессий? Это кажется противоречивым, учитывая вековые преследования, которые пережил еврейский народ в разных странах. Впрочем, история Польши и Германии накануне войны свидетельствует о том, что еврейское население также подвергалось жестокому обращению со стороны других национальностей. Евреев, русских, белорусов и всех тех, кого немцы не считали достойными жить, уничтожали не только каратели СС, но и все военные, облаченные в немецкую форму – карателей СС просто не хватало, а приказ есть приказ, и его необходимо исполнить любым способом. Безусловно, в фильме присутствуют некоторые недостатки, например, несколько надуманная финальная сцена встречи персонажей в некоем "райском" месте. Однако, достоинств у картины значительно больше, чем недостатков. Просмотр этого произведения заставляет сопереживать, волноваться, искренне переживать за главных и второстепенных персонажей. Поэтому я не могу не оценить "Блиндаж" по достоинству, присвоив ему высшую оценку – твердую "пятёрку". Смело рекомендую этот сериал к просмотру – вы не пожалеете!
Невольно поражаешься, наблюдая за воспоминаниями тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Их рассказы, как правило, окрашены меланхолией, часто сопровождаются легкой степенью алкогольного опьянения, словно попытка притупить болезненные ощущения от пережитого. Эти повествования разительно отличаются от шаблонных историй, преподаваемых в школьных учебниках истории, от сухих и обобщенных сведений, запечатленных в книгах и представленных на экране кинохроники. Порой возникает ощущение, что мы видим лишь искаженное отражение реальности, отстраненное от подлинной трагедии. Даже Никита Сергеевич Хрущев, человек власти и значительных политических решений, по слухам, испытывал неприязнь к просмотру фильмов о войне, поскольку в них, по его мнению, многое умалчивалось, приукрашивалось, искажалось. К счастью, среди писателей нашлось некое исключение, голос честности и правды – Василий Быков. Один из его наиболее проникновенных романов был успешно перенесен на большой экран, став, пожалуй, одним из немногих достойных образцов кинематографического искусства, посвященного этой эпохе. Безусловно, в нем присутствуют и некоторые недочеты, неизбежные в любом художественном произведении, однако в целом фильм представляет собой поистине впечатляющее зрелище. Сценарий, основанный на книге Быкова, передает дух времени и реалистичность происходящего с поразительной точностью. Но главное достоинство картины заключается не только в воссоздании исторической атмосферы. Главное – это живые, правдивые персонажи. Зритель словно погружается в их внутренний мир, ощущает на себе тяжесть их переживаний, понимает мотивы, побуждающие к тем или иным поступкам, которые рождаются в условиях чудовищного, немыслимого ужаса. Невозможно не отметить великолепную актерскую работу Ирины Рахматовой. Она сумела филигранно передать всю палитру чувств, бушующих в душе ее героини, позволив зрителю сопереживать ей, чувствовать ее боль и надежду. К сожалению, далеко не все зрители осознают, что эта картина – это не просто история любви, а глубокое размышление о настоящей, искренней любви, о ее хрупкости и необходимости ее бережного отношения, как к самому драгоценному сокровищу. Василий Быков, несомненно, заслуживает глубочайшего уважения за то, что его произведение выходит за рамки простого перечисления военных событий. Он погружает нас в мир человеческих переживаний, заставляет задуматься о той невообразимой цене, заплаченной за роковую, безумную идиотию – войну… Его книги – это не просто хроника трагедии, а предостережение, напоминающее о хрупкости мира и необходимости ценить каждый момент жизни. Это призыв помнить, чтобы подобное никогда не повторилось.