Изначально я отнеслась к проекту с заметным скепсисом, но уже вскоре убедилась в выдающемся таланте Богомолова, в его принципиальной порядочности и невероятной работоспособности. Создать что-то поверхностное, используя потенциал, которым обладает автор, было бы тривиально и не позволило бы окупить вложенные средства. Однако, получившийся сериал поражает своей глубиной проработки, выстроенной четкой структурой, филигранно написанными диалогами, и, что особенно ценно, – монологами. Напомню, искренние, вдумчивые монологи от отечественных киногероев – явление, практически исчезнувшее из современного кинематографа. И здесь они не просто присутствуют, а становятся ключом к раскрытию скрытых смыслов, демонстрируют многослойность характеров, выявляя второе дно персонажей через, казалось бы, незначительные детали. Театральная школа, безусловно, ощущается в каждом движении, в каждой интонации.
Тема перверзного нарцисса настолько прочно укоренилась в сознании современного горожанина, стала неотъемлемой частью его мировоззрения, что казалось неизбежным появление серьезного кинематографического исследования этого феномена.
Кеша, в своей манипулятивной игре, следует классической схеме: здесь и приторно-сладкое обаяние, переходящее в ледяной сарказм, и газлайтинг, и обесценивание, и абсолютно безжалостная утилизация человеческого достоинства. Эмоциональные качели, разумеется, тоже присутствуют в изобилии. Некоторые зрители выражают сомнение, утверждая, что женщина с интеллектом и расчетливостью, подобной Елене, не могла бы оказаться вовлеченной в подобную ситуацию. Для меня это не является загадкой. Существует понятие нарциссического транса, фактически наведенного психоза, когда жертву вводят в измененное состояние сознания, где она теряет способность к адекватной оценке происходящего. Именно Елена, привыкшая к рациональному мышлению, отчаянно ищет выход из сложнейшей ситуации, в которой оказалась. В отличие от других женских персонажей, стремящихся к мести и возмездию, ее цель – выживание, любой ценой, любой жертвой.
К слову, особой жалости к женщинам Кеши не испытываешь, за исключением, пожалуй, его последней пассии, Аллы. В целом, все они, в той или иной степени, обладают отталкивающими чертами. Исключение – младший сын, чья чистота души неизменна, а также секретарша, проявившая внутреннюю силу духа и способность противостоять манипуляциям, что реализовано на экране с исключительной художественной выразительностью.
Все видят в Кеше ресурс и стремятся завладеть им полностью. Он прекрасно понимает их мотивы и с издевкой наблюдает за их потугами, ему легко манипулировать ими, дергать за их слабости.
Что касается актерской игры Богомолова, ее иногда называют недостаточно выразительной, бесцветной. Однако, это совершенно ошибочное мнение. Игра выше всяких похвал, интонационная палитра фильма выдержана идеально. Здесь нет нарочитого фарса, нет трагикомедийного эффекта. В моменты, когда ты по-настоящему вовлечен в происходящее, возникает ощущение, будто смотришь документальную хронику. Кеша не должен быть ярким и страстным, он не должен отдавать ничего. Образ Казановы 90-х, щедро раздающего себя направо и налево, вызывающий бурление эмоций и страстей, мастерски воплотил Верник. Эта концепция устарела, она не соответствует зрелым годам, она изжила себя. В отличие от его приятеля, который сумел извлечь выгоду из ситуации и обеспечил себе спокойное будущее на долгие годы. Именно таким он и должен быть – обволакивающим, почти незаметным, мягким и интеллигентным поначалу, чтобы женщина не боялась его впустить в свою жизнь, чтобы она позволила ему приблизиться.
В целом, этот фильм – однозначно важное кинематографическое событие, однако я настоятельно рекомендую воздержаться от просмотра, если вы сейчас переживаете сложные отношения или находитесь в состоянии душевного раздрая. Он способен вызвать сильный эмоциональный отклик и спровоцировать травматические переживания.
С первых же секунд просмотра зрителя захватывает вихрь тревожного ожидания и завораживающей интриги. Фильм представляет собой сложную и многогранную историю, повествующую о человеке, оказавшемся втянутым в паутину сложных взаимоотношений с четырьмя женщинами и собственной матерью. На экране разворачивается парадоксальный портрет героя: то вы вызываете искреннее сострадание, глубоко сопереживаете его непростой судьбе и пытаетесь найти оправдание его поступкам, то, поддавшись гневу и разочарованию, испытываете к нему неприязнь, граничащую с ненавистью.
Эмоциональный фон картины резонирует с атмосферой бунинской прозы, с тем самым меланхоличным, неуловимым персонажем из "Темных аллей" – фигурой, окутанной аурой роковой привлекательности и цинизма. Этот мужчина, словно опытный манипулятор, умело использует невинность своих ухажеров, а затем бросает их, когда они больше не представляют для него интереса. Их привязанность к нему перерастает в патологическую зависимость, толкающую их на отчаянный поступок – спланировать убийство, чтобы наконец прервать этот бесконечный, мучительный роман. Однако и здесь всё оказывается далеко не однозначным, скрывая в себе новые загадки и неожиданные повороты.
Картина поражает своей глубиной страстей, их непрерывным нарастанием и остротой переживаний. Актерская игра, особенно блистательный перформанс Богомолова, а также безупречная игра исполнительниц женских ролей, заслуживает самых высоких похвал. Это не легкая комедия, а напряженный детектив-драма, выдержанная в лучших традициях жанра. До самой кульминации зритель находится в состоянии неопределенности, терзаемый вопросами: смогут ли героини свершить свой грязный замысел, или же в погоне друг за другом прибегнут к взаимной расправе, а может быть, появится новая, еще более страстная увлечение, которая безжалостно покончит со всеми? И, безусловно, зрителя ждет абсолютно неожиданный, шокирующий финал. Это поистине шедевральное кино, достойное самых пристальных вниманий и заслуживающее места в золотом фонде кинематографа.