## "Обрыв": Российский кинематограф на пике мастерства?
Невозможно не признать, что перед нами сериал, обладающий несомненной харизмой и захватывающим дух экшном, поданным на фоне тщательно воссозданной псевдоисторической эпохи. Если бы финансовые возможности позволили, разработчикам стоило бы вложить ресурсы не в американскую адаптацию "Побега", чья экспрессия оказалась бледной тенью оригинальной концепции, а преумножить потенциал этой великолепной российской картины, возможно, растянув повествование до масштабов знакомого многим телепроекта.
Сюжет, без сомнения, вызывает дежавю для поклонников "Prison Break". Главный герой, неожиданно оказавшийся за колючей проволокой, принимает на себя роль добровольного узника, движимый желанием помочь невиновному другу. Однако, в отличие от западной версии, действие разворачивается в совершенно иной исторической обстановке, что придает сериалу неповторимый колорит и самобытность. Создателям удалось выстроить повествовательную нить настолько убедительно, что даже при наличии знакомых элементов, восприятие становится совершенно новым и свежим.
Герои "Обрыва" выделяются своей глубиной и поразительной многогранностью. Они далеки от шаблонных персонажей, свойственных некоторым российским производным от западных сериалов, где отчетливо прослеживались заимствованные черты Майкла Скорп, Линкольна Бартса и Теодор Бэгвилла. Лишь образ Полонеза, матерого авторитета, напоминает Альбруцци, но даже в этом есть своя закономерность: на зонах, вне зависимости от страны и времени, формируется определенная иерархия, и люди склонны проявлять схожие поведенческие паттерны.
Сергей Петренко в роли Гранина/Митрохина выдает выдающуюся актерскую работу. Его герой, словно персонаж из советского шпионского боевика, излучает мужество, принципиальность и преданность близким. Однако, в отличие от героизированных образов советских разведчиков, Гранин – сложный, многогранный человек, лишенный идеализированного "страха и упрека". Он более реалистичен, отвергает абсурдность режима, способен на месть, и отличается вспыльчивым характером. Возможно, персонажу подошла бы и другая роль, но даже в этой он предстает чрезвычайно убедительным. Хотя, для большей органичности, актеру не помешало бы избавиться от излишней комплекции, поскольку округлое лицо несколько снижает ощущение страданий, пережитых на лагерной территории.
Андрей Смоляков, исполняя роль подполковника Аргунова, создает образ настоящего "Бати-комбата", на которого совершенно подходит фраза "русские своих не бросают". Уже в первой серии он совершает рискованные поступки, спасая от трибунала лейтенанта Петрова и подделывая личность Гранина, превращая его в Митрохина. В результате, Аргунов обретает двух надежных союзников, готовых прийти на помощь в любой ситуации.
Попадая в зону, герой, подобно многим, оказывается под влиянием негласного куратора, но возвращение офицерской закалки, вызванное появлением Митрохина, пробуждает в нем стремление к свободе и планирование побега.
Игорю Скляру удалось создать запоминающийся образ главного злодея – полковника Агафонова. Его персонаж - это злобный, мстительный тип, одержимый страстью к жене Аргунова и одержимый желанием видеть его низвергнутым. В нем чувствуется отголоски классических злодеев, таких как Данглар и Фернан, из романов Дюма.
Грумель, начальник лагеря, – отталкивающий, скользкий тип, увлеченный эксплуатацией заключенных, личными амбициями и досрочным выполнением плана. Он считает себя собственником чужих судеб и, что весьма иронично, совершенно лишен чувства юмора, и его страсть к собственной жене выглядит скорее как форма зависимости. Неудивительно, что роль досталась Андрею Панину, уже зарекомендовавшему себя в подобном амплуа в фильме "Граница".
Николая Добрынина сложно узнать в роли Полонеза, главного авторитета на зоне. За эту роль ему стоит поаплодировать. В его образе удивительным образом сочетаются черты Гоцмана, Горбатого, Жеглова, Альбруцци и даже Тони Сопрано. Выдающаяся игра! Нельзя не отметить и Игоря Полухина, создавшего образ Грека – точного российского аналога Теодор Бэгвилла. Словом, его роль в "Чужой" - Малыша не была случайностью.
Отдельно хочется отметить игру Андрея Зиброва в роли капитана Кушакова, главного "подлеца" картины. Исповедание личных трагедий, пережитых артистом, вызывает сочувствие, но лишь на короткий миг, затем ненависть берет верх. Вот что такое настоящее актерское мастерство!
Кристину Кузьмину, исполнительницу роли жены Аргунова – Елену, и Елену Лядову, сыгравшую роль жены Грумеля и возлюбленной Митрохина, стоит похвалить за хорошую игру, но их присутствие не добавляет картине существенных очков.
Конечно, у "Обрыва" есть и свои недочеты. Например, неправдоподобно свободное передвижение героев по территории лагеря, что создает ощущение псевдоисторичности. Сценаристам стоит обратить внимание на тот факт, что у начальника лагеря не было полномочий на расстрелы, а заключенные ОВД "Дальнем" твердо верили в недопустимость пыток людей, ссылаясь на Женевскую конвенцию.
В целом, сериал мог бы стать достойным ответом американскому "Побегу", однако его окончание оставляет желать лучшего. Спешное завершение сюжета, вызванное сроками, привело к созданию неудовлетворительной концовки, которая омрачает общее впечатление от картины. Тем не менее, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что российский кинематограф делает значительные шаги вперед и демонстрирует способность создавать сложные, многогранные и захватывающие истории.
Не могу похвастаться страстью к телевизионному искусству, мой зрительский интерес к сериалам весьма сдержан. Встреча с новым проектом обычно вызывает не безграничный энтузиазм, а скорее осторожный интерес. Если я и решаюсь на просмотр, то выбор мой почти всегда падает на детективные истории. Однако, признаюсь честно, достойных представителей этого жанра встречаются крайне редко – лишь один из десяти, пожалуй, способен предложить действительно захватывающее и глубокое повествование. Остальное, как правило, служит лишь пассивным времяпрепровождением. Иногда, поддавшись ностальгии, я обращаюсь к экранизациям классических произведений, но и там часто разочарование неизбежно.
Поэтому, приступив к просмотру сериала "Отрыв", я был настроен на предельный скептицизм. Сколько фильмов было снято на тему сталинских репрессий! И скольким из них не удалось избежать штампов и поверхностного подхода. На мой взгляд, лишь картина Тенгиза Абуладзе "Покаяние" смогла по-настоящему глубоко и оригинально раскрыть трагедию эпохи, создав при этом совершенно уникальный художественный мир. Фильмы жанра динамичного экшена и вовсе не оставили во мне след – любой из них, будь то "Холодное лето 53-го", "Дети Арбата", "Восток-Запад" или "Очарование Зла", отмечен существенными недостатками.
До начала просмотра я ознакомился с критическими отзывами о "Отрыве". И они, увы, не вселяли оптимизма. В основном звучали жалобы на исторические и географические неточности, а кульминацией недовольства стала критика финала. Тем не менее, любопытство взяло верх, и я все же решился на просмотр.
Первые эпизоды действительно оказались невыносимо медлительными, но к заявленным несоответствиям с исторической реальностью я отнесся с пониманием. Сериал явно не претендовал на документальную достоверность, и подобного рода вольности, на мой взгляд, вполне допустимы. Огорчило лишь одно – на абсолютно нехарактерную для него роль был приглашен блестящий актер Игорь Скляр. Убедительность злодея, без сомнения, не входит в его актерский диапазон, и этот кастинг кажется мне существенной ошибкой.
В целом, актерская игра в сериале неоднозначна. Николай Добрынин и Андрей Смоляков создали поистине запоминающиеся образы, полностью вжившись в своих персонажей. А вот Андрей Панин, к сожалению, ограничился воспроизведением заезженных актерских приемов, не сумев привнести что-то новое и оригинальное. С началом лагерных эпизодов сюжет приобрел динамику, и автору удалось вызвать у зрителя искреннее сочувствие к героям. О том, что финал вызвал разочарование, свидетельствуют многочисленные обсуждения и критические статьи.
Сюжет, если присмотреться, невольно напоминает сказку о Кощее Бессмертном. Герои вырываются из его власти, но сам Кощей остается невредимым. Сериал изобилует метафорами и аллюзиями. Ярким примером является главный герой – еврей из Одессы, народ, который много веков назад сумел избежать рабства в Древнем Египте. Запоминается и сцена, где «пахан» неожиданно декламирует стихи Державина, а впоследствии выясняется, что эти строки стали для него выражением стремления к переосмыслению жизни, разрушенной сталинским режимом.
Недвусмысленно проводится параллель между тоталитарными режимами Гитлера и Сталина. Особого внимания заслуживает концовка, где фронтовики начинают осознавать, что победители, возможно, сражались ради нового, не менее жестокого зла. Я не разделяю точку зрения, согласно которой финал сериала является неудачным. На мой взгляд, не столь важно, что происходит с главными героями. Гораздо важнее, что они обрели свободу.
В заключение, позволю себе оценить сериал "Отрыв" на 8 из 10.
## «Отрыв»: Глубокий взгляд в мир советских лагерей
Сериал «Отрыв», к сожалению, не вызвал особого восторга у зрителей благодаря типичной для многих современных телеповествований акцентированности на мелодраматических клише. Однако, именно в стремлении создателей передать достоверную картину жизни советских заключенных в послевоенные годы, кроется его истинная ценность и уникальность. Трагическая предыстория Митрохина и те хитросплетения судьбы, приведшие его в отдаленные лагерные пространства, были исполнены несколько неубедительно и не смогли полностью завоевать признание аудитории. Зато, атмосфера, глубоко прочувствованная и филигранно воспроизведенная команда авторов, произвела на зрителей совершенно иной, более сильный эффект, заставив прочувствовать суровость быта и душевные переживания тех, кто оказался за колючей проволокой. Завершение повествования, соответствующее, к сожалению, стандартным канонам жанра, не привлекло должного внимания, оставив ощущение некоторой предсказуемости.
Ядром сериала, его наиболее впечатляющей и убедительной составляющей, является воссозданная лагерная жизнь во всей ее неприглядной правде. Вниманию зрителя представлены взаимоотношения разведчика, заключенного, с административной частью зоны, с представителями криминального мира – хозяином, кумом, сокамерниками. Особое напряжение и любопытство вызывает сцена встречи главного героя с легендарным авторитетом, вором в законе Полонезом – какое впечатление произведет на него новоявленный заключенный, какие испытания ему предстоит пройти?
Кроме того, «Отрыв» поднимает важный вопрос о хрупкости авторитета, о том, какие усилия и жертвы требуются для его восстановления после потери. Смогут ли представители преступного мира вернуть утраченное положение, восстановить уважение и влияние в иерархии зоны? Эти драматические перипетии, пропитанные духом выживания и внутренней борьбы, неизбежно находят отклик в душе зрителя, оставляя после просмотра глубокие размышления о человеческой природе и цене достоинства. В целом, сериал «Отрыв» представляет собой достойный выбор для тех, кто ищет не просто развлекательный контент, но и возможность погрузиться в сложный и трагический мир советских лагерей, почувствовать атмосферу отчаяния и надежды, понять мотивы поступков и ценности, которые двигали людьми в те непростые времена.
**Оценка: 7 из 10**