В жизни порой наступают моменты, когда выбор между молчанием, соглашательством и открытым протестом теряет всякий смысл. Не имеет значения, насколько страстно звучит твой голос, если тебя уже признали виновным, если тебя заранее обрекают на гнет несправедливого приговора. Современная система, к сожалению, зачастую построена на принципе презумпции вины, где каждый, кто входит в ее поле зрения, представляется потенциальным нарушителем закона. Знания правовых норм, отточенное владение юридической терминологией – все это меркнет перед связями, что крепче судебной практики, перед влиянием, способным склонить чашу весов в сторону одного лишь субъективного решения. Этот горький опыт знаком мне не понаслышке: я сам познал горечь потери деловой репутации, ощутил на себе тяжесть трех потерянных лет, став жертвой чужой профессиональной небрежности.
Именно в подобной ситуации оказался главный герой нашего сериала. Десять лет – столь долгий срок – он провел за решеткой, наказанный за преступление, которого не совершал. Это история трагедии молодого человека, обвиненного в убийстве своей возлюбленной. Он оказался пешкой в сложной игре, жертвой недобросовестного адвоката, который, убеждая принять на себя вину, пообещал смягчение приговора, надеясь избежать пожизненного заключения или смертной казни, что грозило в случае признания виновным по статье об убийстве первой степени. Наивный и доверчивый Эдди, поверив в этот обман, признал свою вину и, вместо прогнозируемых трех лет, получил двадцать пять.
Выйдя на свободу по Условно-досрочному освобождению, он столкнулся с жестостью реальности, где его жизнь навсегда оказалась сломленной и перечеркнутой. За трудным поиском работы стоит наталкивался на непреодолимые преграды и подозрения, личные отношения оказались на грани разрыва, близкие родственники, даже племянницы, отвернулись от него, а друзья, некогда верные товарищи, демонстративно отстранились. Мир неумолимо двигался вперед, технологии совершали технологическую революцию, в то время как Эдди остался за бортом, отрезанным от прогресса. Постоянный прессинг, регулярные проверки, всеобъемлющий контроль лишали его свободы и возможности нормально функционировать. Ощущая несправедливость происходящего, Эдди решает во что бы то ни стало докопаться до истины и доказать свою непричастность к преступлению.
В этом нелегком деле ему находит поддержку сестра и, позже, присоединяется офицер полиции, Пола – человек, который разделяет его стремление к справедливости. Шансы на успех невелики, но они не собираются сдаваться, пока правда не будет раскрыта и не восторжествует.
Сериал делает акцент не на детективной интриге, а на глубоких переживаниях главного героя, на его внутренней борьбе и на формировании образа "Врага Общества". Тюремное заключение оставляет неизгладимый отпечаток, не позволяет полноценно развиваться как личности, несмотря на ошибочность восприятия Эдди окружающими.
Главный посыл, адресованный зрителю, заключается в том, что общество не готово принять бывшего заключенного в качестве равного, предоставить ему шанс на исправление и реабилитацию, поскольку система, однажды вынесшая обвинительный приговор, навечно клеймит человека, превращая его в потенциального преступника. Бесконечный цикл: однажды сиделец – навсегда сиделец, и точка. И возникает вопрос, кто же является большим врагом: человек, отбывший наказание и стремящийся вернуться к нормальной жизни, или общество, ищущее в нем скрытые мотивы и угрозу повторного преступления? Лишение возможности законной самореализации, закрытие перед ним всех дверей, неминуемо подталкивает его на путь греха и порока, вновь побуждая к совершению преступлений.
В финале автор, скорее, представляет исключение из правила, а не подтверждение общепринятой истины. Сериал скорее драматическая история, чем детектив, поскольку для Эдди все заканчивается относительно благополучно. Молодым и активным зрителям предстоит задуматься над поднимаемыми в сериале проблемами. В нем показано, как легко все потерять и как трудно вернуть утраченное. Именно это осознание и является, пожалуй, самым ценным уроком, ведь умный человек учится на чужих ошибках, мудрый – на своих, а необучаемым суждено повторять их вновь и вновь.
«Враги общества» – драматическая лента, которая не поразит воображение непредсказуемым повествованием, однако щедро одарит зрителя глубокими психологическими переживаниями и трогательными моментами, способными вызвать поток слез. По сути, это история о человеке, стремящемся вернуться к нормальной жизни после совершённого им поступка.
После десяти лет, проведённых за решеткой, Эдди Моторама обретает вновь обретенную свободу. Естественное стремление к возрождению, к возможности начать все с чистого листа, захватывает его. Он ищет работу, надеется на обретение новых приятелей и товарищей, стремясь заполнить пустоту, образовавшуюся в его жизни. Однако путь к искуплению оказывается тернист и сложен. Эдди вынужден подчиняться строгим ограничениям: ему предписано проживать в скромном хостеле, с обязательным возвращением до наступления девятого вечера, а также предоставлять подробные отчеты о своих передвижениях и деятельности. Такое стеснение, подобное постоянному надзору, способно довести до отчаяния даже самого спокойного человека, не говоря уже о герое, отличающемся повышенной эмоциональностью и склонностью к вспышкам гнева. Его попытки ассимилироваться в обществе, выстроить новые отношения оказываются под постоянным давлением обстоятельств.
В главной роли убедительно воплотил образ Эдди Моторамы Дэниэлс Мэйс, знакомый зрителям по культовой телесаге «Доктор Кто». Его присутствие добавляет глубины и достоверности персонажу. Нельзя не признать, что жанр мелодрамы предоставляет актеру широкие возможности для проявления актерского мастерства, и он, безусловно, использует их в полной мере, передавая все нюансы внутреннего мира своего героя.
Не менее интересна и Паула, чья роль досталась Анне Фрил. После оглушительного успеха, полученного ею благодаря сериалу «Мертвые до востребования», наблюдать за ее трансформацией в строгую и принципиальную сотрудницу правоохранительных органов – поистине неожиданно и увлекательно. Этот контраст между прежним образом и нынешним обликом персонажа добавляет драматизма и интриги.
«Враги общества» – это зрелище, предназначенное для ценителей жанра драматических лент, для тех, кто готов сопереживать героям, размышлять о проблемах справедливости и человечности, и верить в возможность искупления даже для тех, кто оказался на самом дне. Это история о борьбе, надежде и стойкости человеческого духа.