## Размышления о фильме «И была война»: Эхо эпохи и разочарование зрителя
С большим интересом я приступила к просмотру военной драмы «И была война», режиссером которой выступил Алексей Феоктистов, а сценарий также написан им самим. Операторскую работу доверили Олегу Ихлову, музыкальное сопровождение – Егору Шашину, художественное оформление – Виктору Дроздову. В создании картины также принимали участие продюсеры Владислав Ряшин, Борис Клюев и Алексей Терентьев. В актерский состав вошли именитые исполнители: Сергей Назаров, Кирилл Дарин, Анна Ковальчук, Алексей Булдаков, Борис Клюев, Алексей Панин, Анатолий Кузнецов, Виктор Проскурин, Сергей Рубеко, Анатолий Котенёв, Наталья Худякова, Михаил Дорожкин, Алексей Красильников, Владимир Беляковский, Владимир Пермяков, Алексей Воропанов, Сергей Стеблов, Сергей Муравьёв, Анна Гуляренко, Сергей Заботин, Александр Сухинин, Полина Царева, Александр Ильин и многие другие. Фильм, позиционирующийся как военная драма, экранизация по мотивам романа Ивана Акулова "Крещение", к сожалению, оставил весьма противоречивые впечатления.
Сюжет разворачивается в июне 1941 года, погружая зрителя в судьбы двух молодых крестьян, чью размеренную жизнь внезапно нарушает стремительно надвигающаяся угроза войны. Одному из них предстоит столкнуться с необходимостью службы, получив повестку в военкомат, хотя и не испытывая особой тяги к фронту. Другой, вдохновленный идеалами комсомольского движения, в добровольном порядке отправляется в ополчение, несмотря на свой юный возраст – всего семнадцать лет. Обостренная военная подготовка, разбившиеся надежды первой любви, и вот взвод ополченцев, в котором оказываются наши герои, уже на пороге столкновения с мощной немецкой армадой… Предстоит узнать, кто есть кто, кто сможет выдержать испытание огнем.
Однако, к глубокому сожалению, картина не оправдала ожиданий. Позволю себе выразить искреннее сожаление, что господину режиссеру пришло в голову реализовать столь неоднозначный проект. При жизни ветеранов войны, тех, кто познал ее ужасы на своем опыте, это представляется особенно обидным. Возникает желание, чтобы после столь болезненного опыта, саморегуляция, внутренняя критика, хотя бы на некоторое время, заглушила творческий порыв.
Смущает тот факт, что я не знаю, к какому поколению принадлежит режиссер. Трудно представить, что человеку, вероятно, далекому от пережитого героями эпохи, не должно быть стыдно перед близкими, перед памятью своих прародителей.
Актерский состав также вызывает вопросы. Безусловно, можно поверить в образ воевавшего героя, которого воплотил Анатолий Котенёв – его исполнение выглядит вполне убедительно, несмотря на 50 лет на момент съемок. Однако, проявительное уважение к Анатолию Кузнецову, чьему возрасту на момент съемок было 79 лет, не может сгладить ощущение нереалистичности его присутствия в действующей армии. Несмотря на звездный статус актеров, их игра кажется оторванной от эмоциональной глубины, как будто они просто отработали гонорар в очередном коммерческом проекте, не пытаясь вжиться в роль. Практически единственным исключением, демонстрирующим подлинную самоотдачу, стал незвездный главный герой.
Отсутствие массовки, отсутствие сцен с участием немецких и русских солдат, отсутствие даже взвода, да и сама атмосфера войны, оставляют ощущение театрализованного представления, нежели документальной реконструкции исторических событий. Использование картонных танков, непонятного мотоцикла на гусеничном ходу, игрушечных гранат – все это лишь усугубляет негативное впечатление. Исключением является лишь игра Анатолия Кузнецова, который, как и всегда, убедителен в своей роли. Однако, что иронично, именно эта убедительность подчеркивает общую неубедительность остальных актеров. Похоже, актеры, согласившиеся участвовать в проекте, не могли предвидеть окончательного результата. Зачастую, привлекаясь интересным сценарием, основанным на литературном произведении, они оказываются вовлечены в проект, который в итоге не оправдывает их надежд. Вероятно, почувствовав неладное в процессе работы, отказаться было уже невозможно – контракт, обязательства... Диалоги звучат фальшиво, напоминая ток-шоу «Час Суда» или «Дом-2». А ведь фильм был выпущен к 65-летию Победы, что делает его оплош еще более вопиющим.
Неизбежны экономии на консультантах:
* Начальник станции с петлицами майора-танкиста, самонадеянно называющий себя капитаном, притом, капитану положена одна шпала.
* Комполк Булдаков, принимает решение об отступлении, игнорируя приказ командования.
* Комполк обращается к личному составу с обращением «Товарищи ОФИЦЕРЫ...» – какое понимание офицеров в РККА в 1941 году? В то время использовались термины «командир», «красноармеец» и "политработники". Звание "офицер" стало использоваться лишь с 1943 года.
* Немецкие солдаты произносят немецкую речь с гротескным славянским акцентом – словно их отправили на передовую из-за неуспеваемости в школе. А звукорежиссер где был? Впрочем, Булдаков выглядит несколько лучше. И молодежь… Ее игра кажется механической, будто они просто декламируют текст с “горящим глазом”.
По всей видимости, молодые актеры настолько проникнуты современной культурой, что создается ощущение, будто действие разворачивается не в военное время, а в начале XXI века. Вероятно, проект столкнулся с финансовыми трудностями, и большую часть бюджета ушло на гонорары известных актеров. В трех сериях удалось разместить лишь треть содержания романа Акулова – недостаток финансирования не позволил реализовать масштабный проект. Если бы фильм был профинансирован должным образом, он мог бы получиться действительно интересным. К сожалению, реальность оказалась совсем иной – фильм оказался невыразительным, разочаровывающим. Я настоятельно не рекомендую тратить на него время. Этот шедевр литературы был испорчен.
В современном кинематографе, к сожалению, нередность явления коммерческой выгоды превалирует над художественной ценностью. Многие киностудии, стремясь к легкому успеху и быстрому получению прибыли, прибегают к производству развлекательного, но поверхностного контента, зачастую представляющего собой шаблонные боевики, призванные лишь занять внимание зрителя на короткое время. Такие проекты, как правило, не оставляют глубокого следа в памяти, не вызывают особых эмоций и быстро забываются, не представляя собой ничего больше, чем мимолетное развлечение, доступное практически повсеместно.
Однако, особенно болезненным представляется ситуация, когда подобный подход реализуется в производстве сериалов исторического жанра, и уж тем более, когда речь заходит о проектах, повествующих о событиях Великой Отечественной войны. Это вызывает глубокое разочарование и, пожалуй, даже трагедию, ведь повествование о столь значимой и драматичной эпохе требует от авторов не просто точного воспроизведения исторических фактов, но и проявления глубочайшего психологизма, искреннего драматизма, понимания и уважения к подвигу народа. Поверхностный, безавторский подход, столь часто встречающийся в современном кинематографе, лишает подобные проекты всякого очарования.
Представляется, что данный проект, к сожалению, является ярким примером этой тенденции. Он не вызывает ни вовлечения, ни сопереживания, не пробуждает чувства восхищения ни мастерством авторов, ни актерской игрой. Складывается ощущение, что перед нами очередная попытка заработать на популярной теме, не прикладывая ни малейших усилий для создания настоящего произведения искусства.
Примитивизм пронизывает буквально все аспекты проекта, начиная с изначально слабого и предсказуемого сценария, и заканчивая невыразительными, плоскими персонажами, неправдоподобными декорациями, лишенными атмосферы эпохи, и диалогами, которые, увы, не добавляют глубины повествованию. Отсутствие авторской индивидуальности, своеобразных "фишек", которые могли бы выделить проект из общего потока, делает его крайне непривлекательным для взыскательного зрителя.
В результате, сериал не удерживает внимание, не вызывает желания досмотреть его до конца. Актерская игра, к сожалению, оставляет желать лучшего; возникает стойкое впечатление, что исполнители роли, скорее, стремились лишь формально отработать свое время и поскорее завершить съемки.
В заключение, хотелось бы выразить искреннее сожаление о низком качестве данного проекта и настоятельно не рекомендовать к просмотру. Такое разочарование – это, пожалуй, самое малое, что можно почувствовать, столкнувшись с произведением, которое не уважает ни историю, ни зрителя. Это не просто недоработка, это упущение.
С первых же эпизодов возникло смутное ощущение, будто нам предложили нечто, скрывающее под своей внешней привлекательностью массу скрытых недостатков – некий «кот в мешке». Проект, повествующий о войне, стартовал с эпизода столь шокирующего и гнетущего, что обычные слова кажутся недостаточными для его описания. Выступление актеров вызывало не столько удивление, сколько глубокое разочарование, заставляя задуматься о том, как можно столь неумело подойти к исполнению столь ответственной роли. И кинематографическая составляющая, увы, не смогла предложить ничего, способного исправить сложившееся впечатление.
Непрофессиональная игра актерского состава бросалась в глаза, не требуя никакого специального анализа. Создатели, по всей видимости, сознательно пренебрегли качеством, отдавая предпочтение быстрого и, вероятно, нечестного способа привлечения внимания и поднятия рейтингов на начальном этапе. Итоговый продукт оказался невероятно монотонным и лишенным какого-либо художественного достоинства. Поиск подходящих эпитетов, способных адекватно передать увиденное, оказался практически безнадежным.
Очевидное отсутствие глубокого понимания исторических реалий описываемой эпохи – вот что бросается в глаза, рассматривая этот так называемый "шедевр". Эта небрежность прослеживается как в неубедительности диалогов персонажей, так и в нелогичности и поверхностности разворачивающихся событий. В душе поселяется горькая печаль, поскольку возникает ощущение, будто фильм создали американские кинематографисты, возомнившие себя продолжателями голливудских традиций, где русская армия предстает в образе героев, списанных с персонажей легкомысленных боевиков, таких как "Рембо-3" и подобных им. В этой концепции правдоподобие отходит на второй план, главным становится лишь скорость реализации проекта и его коммерческий успех.
Признаюсь, я никогда прежде не писала столь критических рецензий. Однако, этот сериал вызвал во мне столь сильное желание поделиться своим разочарованием, что рука сама собой потянулась к клавиатуре. И вот, предоставляю свой вердикт: оценка – 1 из 10.