Мое отношение к наследию советской эпохи постепенно окрашивается все более сдержанными и критичными оттенками. Те ценности, которые вещательно прославлялись на протяжении десятилетий, сегодня воспринимаются мной как неоднозначные и требующие глубокого осмысления.
Восьмое ноября утратило свою прежнюю значимость для современного поколения. Этот день, некогда отмечаемый с особым почтением, теперь в значительной степени забыт, лишенный былой актуальности и не представляющий особой важности для рядового гражданина. За исключением, пожалуй, окружения Олега Меньшикова – его преданных поклонников, близких друзей и семьи. Ведь именно в этот день родился человек, чье творчество занимает особое место в их сердцах – любимый актер. Мастер, предпочитающий молчанием публичные споры и выносящий вердикт исключительно своим работами, не склонен к пространным объяснениям и комментариям. И даже самые выдающиеся творения гения нередко становились объектом ожесточенной критики, зачастую более суровой, чем любые рассуждения о его личной жизни.
В качестве яркого примера можно привести исполнение Олегом Меньшиковым роли Остапа Бендера в экранизации «Золотого теленка» Ульяны Шилковой. Гениальный, одаренный и харизматичный Бендер в его интерпретации был подвергнут резкому и, на первый взгляд, несправедливым остракизму, характеризуясь как плоский и лишенный зрительского интереса персонаж. Такая категоричность критики, безусловно, пробуждает любопытство и побуждает к просмотру фильма.
При этом, неожиданным образом, на экране перед нами предстает Остап Бендер, являющийся подданным Османской империи. И нельзя полагать, что его поклонников – единицы. Их значительно больше, чем можно предположить. Попытка сравнить двух Остапов – Меньшикова и Миронова – представляется делом неблагодарным, чревым риском обидеть приверженцев каждого из актеров. Объединение талантов, потенциально способное воплотить в жизнь человека, описанного Ильфом и Петровым, могло бы стать поистине выдающимся событием. Однако, на текущий момент, герой разделен на две отдельные сущности: одна воплощает неутомимую деятельность и генерирует новаторские мысли, а другая – пронизана лирикой и сентиментальностью.
Олег Меньшиков, словно незримая душа картины, присутствует во всех кадрах, задавая тон повествованию. Без него сложно представить, как мог бы выглядеть миллионер, нищий, свободный художник или философ. Все они – выдающиеся, творческие, достойные восхищения личности. «Золотой теленок», благодаря Меньшикову, предлагает зрителю совершенно иного Бендера – человека, утомленного мальчишескими глупостями, осознающего необходимость посвятить себя более серьезным делам и пересмотреть свое отношение к миру. Именно благодаря актеру персонаж обрел глубину и даже трагическую окраску.
Действия героя приобрели столь важные полутона, оттенявшие прежде черно-белую палитру. Он способен на поступки, не приносящие ни выгоды, ни очевидной пользы, способен на любовь. Вспомним, как Великий Комбинатор вступает в брак с Зосей. Связав свою судьбу с этой женщиной, он не собирается исчезать навсегда, не собирается эксплуатировать ее или использовать ее положение. В его голосе, порой, угасает та искра, способная вести за собой, но это лишь мимолетное явление. Сейчас Великий Бендер собирает мысли и "заседание продолжается, господа присяжные заседатели".
Олег Меньшиков, безусловно, идеально подходит на эту роль. Его легкость и пластичность превращаются в изящество и элегантность. Уже совершенно не имеет значения, в лохмотьях он или в наряде короля. После встречи с Командором никто даже не вспомнит об одежде, но его манеры, его бескомпромиссность навсегда останутся в памяти. Его невозможно не любить. Шура, Козлевич, Паниковский – каждый по-своему неравнодушен к нему, но каждый любит его по-своему, часто даже не признаваясь в этом самому себе.
10 из 10.
Я не стремлюсь к согласию или одобрению моего мнения. Мне просто выпала возможность выразить восхищение любимым актером, и я воспользовался ею.
## Ода прошлому и размышления о новом: взгляд сквозь призму воспоминаний
Признаюсь, этот сериал я решился пересмотреть лишь с третьей попытки. Предыдущие два раза я отчаянно пытался вникнуть в сюжет, но безуспешно – впадал в состояние, близкое к глубокой задумчивости, если не в лёгкую меланхолию, то, безусловно, в некое напряжение, вызванное бурей воспоминаний, воскрешенных из глубин детства, юности и ранней взрослости.
Первая встреча с этим произведением искусства, в детстве, произошла благодаря телевидению, а затем, в начале восьмидесятых, я месяцами возвращался к нему в кинотеатре, где работал киномехаником, буквально "крутя" его на пленке. Только отделившись от сравнения с бессмертной лентой Эльдара Рязанова, сумел я в полной мере оценить этот новый взгляд на классическую историю. Для человека, посвятившего себя кинематографу, как это, возможно, будет воспринято как кощунство – даже простое сопоставление с фильмом Рязанова, с его великолепными актерами – Сергеем Юриным, Зиновием Гердтом, Евгением Евстигнеевым и Леонидом Куравлевым – и, что самое главное, с теми чувствами, которые вызывал (и до сих пор вызывает) этот фильм, уже давно ставшей легендой. Словно пытаешься нарушить священные устои. В итоге, я смог оценить этот сериал лишь "забыв" о существовании его предшественника. И с этой позиции я могу констатировать, что он мне понравился, хотя и не вызвал бури восторга. Ощущается, что молодые, пока еще не столь известные актеры, стараются, подчас даже чрезмерно, стремясь соответствовать великим предшественникам. Меншиков, на мой взгляд, безусловно, хорош! Ему, пожалуй, впервые за долгое время удалось создать собственный, узнаваемый образ Остапа, можно сказать, Остап нового тысячелетия – Остап-2000! Мечтаю увидеть его и в роли молодого Остапа в экранизации "Двенадцати стульев", где, уверен, его талант проявился бы с новой силой и выразительностью.
Позволю себе поделиться наблюдением, которое неоднократно возникало в различных онлайн-платформах, где проходили опросы: "Кто из Остапов – лучший?". При просмотре ответов на этот вопрос я обнаружил отчетливую закономерность: большинство респондентов называли того Остапа, которого они видели первыми. И я не избежал этой тенденции – "мой" Остап, даже если рассматривать не его как лучший, а как самый значимый для меня, это, конечно же, Сергей Юрин. Молодой, искрометный Остап Гомиашвили – он тоже занимает особое место в моей памяти. А вот блистательный во всех своих ролях и фильмах Андрей Миронов, к сожалению, просто не принял участия в съемках этого сериала, словно подарив нам калейдоскоп из своих предыдущих, незабываемых ролей. Это мое мнение, и я готов принять виртуальные «помидоры» от поклонников Миронова, к числу которых я и сам принадлежу уже на протяжении полувека. Однако, это справедливо лишь в отношении фильма «Двенадцать стульев».
В заключение хочу добавить пару слов, не напрямую связанных с фильмом. В классической ленте Рязанова присутствуют некоторые отступления от первоисточника, однако, на мой взгляд, эти изменения вполне органично вписываются в канву романа. В качестве примера приведу один эпизод: когда Остап приближается к зданию, на двери которого написано: "Вход только для членов профсоюза", вахтёр спрашивает: "Член?". Остап, с присущей ему находчивостью, отвечает: "Член, член! Профсоюз пролетариев умственного труда". В книге этой фразы нет, сам удостоверялся. Интересно, что схожий, не менее комичный случай произошел в восьмидесятых годах с Сергеем Филипповым при посещении им «Дома кино» в Ленинграде. Мой отчим был свидетелем этого эпизода. Вахтёрша, не узнавшая актера, спросила: "Член дома?". На что Филиппов, не теряя самообладания, ответил: "Нет! С собой!". И вошел. Представляю себе реакцию вахтёрши с широко раскрытыми от изумления глазами!
Новая интерпретация романа Ильфа и Петрова, перенесенная на экран, стала поистине неожиданным и, без преувеличения, удачным событием в современном кинематографе. Предыдущие попытки адаптации казались неспособными уловить ту особую, неповторимую атмосферу, ту тонкую иронию, которая пронизывает страницы оригинального произведения, не говоря уже о том, чтобы превзойти его. Образ Остапа Бендера, по сути, представляет собой некий собирательный портрет, олицетворяющий множество черт и граней, и, следовательно, воплотить его в пределах, заданных одним исполнителем, всегда будет обречено на определенную потерю нюансов. Он, неизбежно, будет "немного" не дотягивать до той многогранности, что заключена в литературном первоисточнике. Тем не менее, в контексте всех возможных кандидатур, выбор Сергея Меньшикова кажется наиболее точным и оправданным.
Новая экранизация скрупулезно, бережно и с присущей мастерам уважения к оригиналу воссоздает точное содержание этого великого произведения. На протяжении всего просмотра я испытывал состояние легкой, почти опьяняющей эйфории, погружение в знакомый мир казалось полным и настоящим. Однако, финал картины оставил послевкусие некоторого разочарования – признаюсь, являясь убежденным консерватором, я испытываю искреннюю привязанность к печальному завершению истории великого комбинатора.
Я питаю искреннюю любовь не только к самому роману, но и к его разнообразным интерпретациям на экране. Многочисленное пересматривание любимого сериала каждый раз открывает для меня новые, неожиданные грани этих, казалось бы, досконально знакомых персонажей. И главные, и второстепенные роли в этом кинематографическом произведении выглядят абсолютно органично, колоритно и достоверно, избегая нарочитости и гротеска, присущего некоторым другим адаптациям. Актерская игра проникнута глубоким пониманием характеров и нюансов повествования.
Стоит также отметить, что Остап Бендер – это настоящая сокровищница афоризмов, искрометных шуток и едких наблюдений. Эта его ключевая черта, без сомнения, была идеально и точно передана в фильме, и авторам за это полагается особая благодарность. Поклонники доброго, тонкого и осмысленного юмора, несомненно, останутся довольны "Золотым теленком", в то время как ценители масштабных спецэффектов, динамичных перестрелок и чего-то сверхъестественного, вероятно, будут ощущать потерю времени и не смогут выставить картине положительный отзыв.
Оценка: 8 из 10.
Остап Бендер в трактовке его создателей предстаёт фигурой крайне противоречивой, циничным романтиком, чьё необычное сочетание качеств открывает бездну его сложной натуры. И это уже не просто персонаж, это масштабная, легендарная личность, воплощение определённого типа. Попытки других актёров, таких как Юрий Юрский или Сергей Миронов, передать глубину этой фигуры, к сожалению, оказались не столь убедительными. Их интерпретация, как ни странно, несет в себе оттенок наигранности и позёрства, не позволяя раскрыть истинное величие Бендера. Он предстает не как гениальный авантюрист и мастер манипуляций, а скорее как акробат, лишившийся публики, неспособный больше удивлять и очаровывать.
Леонид Окунев, напротив, заслуживает бурю оваций и признание, ведь создать столь правдоподобный образ этого едкого, даже неприятного на первый взгляд старика казалось практически невозможным. Он не просто передал внешние черты, он воссоздал душу Бендера, его искру, его неугасимый огонь. Его игра – это торжество актерского мастерства, глубокое погружение в психологию героя, которое позволяет зрителю увидеть не просто мошенника, но и человека, сломленного судьбой и ищущего свою истинную роль в этом мире. Его персонаж – это точное зеркальное отражение того, что мы знаем и любим по страницам романа Ильфа и Петрова.
Фильм в целом представляет собой крайне увлекательное зрелище, особенно радует акцент на раскрытии характера героя, отодвинутый на второй план, уступая место психологической глубине. Создатели картины с терпением и вниманием, словно перелистывая страницы книги, с неподдельным восторгом обнаруживали и передавали новые грани личности Бендера. Конечно, ни одна работа не обходится без недостатков, и лично меня несколько разочаровал финал, однако, даже этот нюанс не способен омрачить общее, неизменно положительное впечатление от фильма, который, безусловно, достоин внимания каждого, кто ценит классическую литературу и талантливое актерское исполнение. Это не просто экранизация, это новое прочтение, новая интерпретация, дарящая зрителю возможность заново открыть для себя этот культовый образ.