## "Парижские широты, белорусские дали": Размышления о новом фильме Николая Князева
Непросто дать однозначный ответ на вопрос: о чем кино? Часто оно выходит за рамки привычных определений, погружая зрителя в многослойный мир, где переплетаются реальность и вымысел. Николай Князев, признанный мастер документальной кинематографии, чья фильмография включает в себя такие проекты, как «Прорыв», «Гостюхин», циклы о Радзивиллах, Сымоне Будном, «Молодая Беларусь» и даже необыкновенный «Белорусский космос», давно отошел от игрового кино. Поэтому возвращение Князева к художественному кино вызывало определенное напряжение и осторожные ожидания среди поклонников его работ. Попробуем же без предвзятости и с должной оценкой рассмотреть его новую картину.
В центре сюжета – судьба бывшего, некогда весьма популярного писателя, Веня Бакунина. Он находится в состоянии глубокого творческого кризиса, отягощенного депрессивным состоянием. В попытках найти утешение и справиться с подавленностью, он все больше прибегает к алкоголю, что, как это часто бывает, лишь усугубляет его положение, замыкая его в порочном круге.
Веня сталкивается с жестким предложением от его издателя, представляющим собой своеобразное пари. Идея проста: если за сто дней Веня сумеет создать новый роман, издатель щедро вознаградит его своим ценным, раритетным автомобилем. Однако, в случае неудачи, писателю грозит расставание с его любимым котом, украшенным романтической кличкой Бельмондо.
Условие Бакунина простое и парадоксальное: работу необходимо вести в Париже. Издатель, рискуя, соглашается на это странное условие. И вот пьяного Веню отправляют в белорусский городок, по удивительному стечению обстоятельств, носящий имя Париж. За ним, словно тень, следует команда из двух недоброжелателей, посланных конкурентом, писателем Стасом Гореловым, с единственной целью – похитить Бельмондо.
Судьба, как часто бывает, распоряжается по-своему. Неожиданно для самого Бакунина, его ждет творческий подъем, который способен перевернуть всю его жизнь.
Этот фильм, заявленный как народная комедия, безусловно, найдет своих поклонников, но, как это всегда происходит, найдутся и те, кому картина покажется не столь убедительной. В своей легкости и иронии фильм местами напоминает культовую «Особенности национальной рыбалки». Герой попадает в совершенно иную реальность, чем ожидалось, где его окружают искренние и доброжелательные люди, и где, конечно же, есть крепкие напитки.
Центральная сюжетная линия строится вокруг отчаянной погони за котом Бельмондо, но подспудно развивается множество других историй.
По пути, Бандиты останавливаются в местной забегаловке, где их встречает Панкратов-Черный, харизматичный пьянчужка, на чьем исполнении, по сути, держится весь фильм.
На первый взгляд, это обычный и довольно нелепый персонаж, однако за его внешним видом скрывается острый ум и наблюдательность. Он с умом следит за гостями, проявляя неожиданную смекалку и жажду полезной деятельности. То новый рецепт самогона изобретет, то к свиному корыту зеркало пришпандерит, пытаясь таким образом увеличить аппетит у животных.
Не обошлось, разумеется, и без небольших ляпов. Сцена досмотра пассажиров на границе, где пограничник говорит по-французски, выглядит несколько странно. Даже школьникам известно, что Беларусь не граничит с Францией, следовательно, пограничник должен был бы говорить на польском языке.
Однако, эти незначительные недочеты нисколько не портят общего впечатления. Фильм покоряет своей атмосферой, нежностью и красотой белорусской природы, которая очаровывает своей первозданностью. В картине затронуты важные темы белорусских традиций и истории, фильм пропитан неповторимым местным колоритом.
На фоне этой простоты и покоя происходит исцеление душ. Пробуждается не только московский писатель, избавленный от творческой заторможенности, но и французский гастролер, очарованный красотами местной природы. Даже бандиты, изначально намеревавшиеся совершить преступление, преображаются под влиянием окружающей среды.
Если же целью картины было привлечение иностранных туристов в Беларусь, то можно говорить о глубинной идее, заложенной в фильме. Впрочем, время покажет, насколько успешной окажется эта попытка.
А пока что можно смело дать фильму оценку в 6 из 10.
Дорогие ценители кинематографа! Спешу поделиться своими соображениями относительно недавнего просмотра мини-сериала «Украсть Бельмондо». Как убежденный поклонник белорусского кино, я не мог остаться равнодушным к этой ленте. Это комедийный сериал, несомненно, захватывает и обещает доставить удовольствие широкой аудитории.
Отдельного упоминания заслуживает актерский ансамбль, чье мастерство, безусловно, придает сериалу особый шарм. Безусловно, их игра не лишена очарования и живости, хотя, пожалуй, можно было и стремиться к более глубокой психологической проработке образов. Тем не менее, это не является критичным замечанием, ведь в каждом произведении искусства есть свои нюансы.
Не могу не отметить и некоторые моменты, которые, на мой взгляд, нуждаются в доработке. В первую очередь, это касается сюжетной линии, которая временами кажется несколько разрозненной, и требуется несколько серий, чтобы обрести ясное понимание общей концепции сериала. Случайно попадающиеся киноляпы, режущие глаз своей заметностью, а также несомненные отсылки к известным кинолентам, впрочем, не смогли омрачить общее впечатление. Особого внимания заслуживает и художественное представление Москвы и Парижа – визуальное воплощение городов кажется несколько скомканным, что, вероятно, связано с ограниченными сроками съемок.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки, в «Украсть Бельмондо» есть нечто большее, чем просто комедийный сюжет. Особенно тронули меня великолепные пейзажи, демонстрируемые в картине. Они вызвали у меня ассоциации с любимым фильмом «Белые Росы» – воспоминания о тишине и гармонии родных просторов.
Подводя итог, я хочу подчеркнуть, что мини-сериал оставил после себя исключительно положительные эмоции. В нем ощущается особая теплота, близость и искренность, словно соприкасаешься с родственной душой. Он вызывает чувство глубокой ностальгии и надежды.
Сердечно рекомендую «Украсть Бельмондо» всем, кто ищет душевного киносопровождения, жаждущего дарить чувство уюта и тепла. В современном кинематографе, столь часто перегруженном спецэффектами и погоней за зрелищностью, такие фильмы – настоящая редкость. Они являются источником вдохновения и напоминают нам о ценности простых человеческих радостей.