Сериал Скандальное происшествие в Брикмилле онлайн

Скандальное происшествие в Брикмилле
IMDB
7.10
КиноПоиск
7.13

В тихом уголке провинциальной Англии, в крохотном городке Брикмилл, возвышался единственный в своем роде банк – краеугольный камень местной жизни. Во главе этой финансовой структуры стоял мистер Кэттл, человек, чье существование было тщательно выверено и подчинено неумолимому распорядку. Его день складывался из четко определенных этапов: сдержанный завтрак, пешая дорога до места работы, рутинные банковские операции, скромный обед, повторение трудовых будней, и лишь затем – долгожданный конец рабочего дня. Такая размеренная жизнь, без малейшего отклонения от установленного порядка, была его постоянным спутником. Но однажды, в день, окутанный моросью и серой пеленой дождей, когда мистер Кэттл был уже почти у порога банка, его внимание приковала витрина магазина игрушек. Среди пестрого ассортимента, предназначенного для детских радостей, он застыл, словно завороженный, забыв о своем долге и привычном графике. Дома, его экономка, миссис Твигг, была немало озадачена, когда он, сбивчиво бормоча что-то невнятное, ворвался в дом. Он был буквально заваленный большими, мешковатыми мешками, набитыми разнообразными покупками. В комнате повисла тишина, нарушенная лишь тяжелым дыханием мистера Кэттла. С небывалым для него напором, он провозгласил, громко и уверенно: "Я больше не намерен расходовать свои драгоценные часы на эту работу!" В его голосе звучало что-то новое, что-то, что миссис Твигг никогда прежде не слышала – отзвук решимости и, возможно, проблеск давно угасшей мечты. В этот момент жизнь мистера Кэттла, казалось, сделала поворотный момент, обрекая его на совершенно новую, непредсказуемую, но, возможно, настоящую жизнь....

Оригинал
Скандальное происшествие в Брикмилле
Страна
СССР
Жанр
драмы, отечественные
Год
1980
Режиссер
Юрий Соломин
В ролях
Юрий Соломин, Эммануил Виторган, Александра Яковлева, Евгений Весник, Александр Вокач, Нелли Корниенко, Борис Клюев, Борис Иванов, Яна Аршавская, Григорий Лямпе
Рецензии
В промозглый, неприветливый ноябрьский день, когда дождь монотонно барабанил по крышам, почтенный руководитель крупного банка, направляясь на работу, машинально взглянул в витрину магазина. Вспыхнувший образ – беззаботный ребенок, заливисто смеющийся, играющий в своем мире – внезапно оборвал поток его мыслей и вызвал болезненное осознание: где-то на протяжении жизненного пути он утратил что-то фундаментальное, что-то чистое и незапятнанное, постепенно трансформируясь в безликую, привычную фигуру, поглощенную рутиной. Казалось, душа угасала, погребенная под слоем повседневных забот, лишая человека его истинной человечности. В голове промелькнул вопрос, исполненный горечи и отчаяния: "Зачем все это?". Иллюзия стабильности, общественное признание, уважение коллег – разве это может быть истинным мерилом счастья? Назревал честный, болезненный диалог с самим собой. Юрий Соломин, признанный мастер кино, создал фильм, поразительно точно описывающий экзистенциальный кризис, подстерегающий души, привыкшие существовать по заученным, шаблонным принципам. Безусловно, сильная, проникновенная игра главного героя является одним из ключевых достоинств картины, добавляя ей глубины и эмоциональной насыщенности. Тяжелое бремя лицемерия, словно цепь, сковывает каждого, кто вращается в бесконечном круговороте обыденности. Приятно осознавать, что остальные тоже не избежали этой участи, порабощены условностями, но как мучительно видеть, как отдельные личности, пробиваясь сквозь стену стереотипов, осмеливаются нарушить хрупкий порядок. Порядок, церемониал, унаследованные от предков представления о жизни и морали – не являются ли они лишь путами, мешающими истинному самовыражению? Неужели весь мир действительно держится на этих непробиваемых столпах? Что же запечатлело воображение мистера Кэттла? Что послужило толчком, вырвавшим его из летаргического сна? Непринужденный, чистый смех ребенка. Даже в такую мрачную погоду, когда серые тучи затягивают небо, дети обладают внутренней силой, чтобы сиять, озаряя все вокруг. А что можно сказать о взрослых? Они тоже смеются, но это уже совершенно иная эмоция – циничная, язвительная, саркастичная, насмешливая. Но если человек способен найти в глубинах своей души искру детской непосредственности, он еще жив, он еще не превратился в бездушное, механическое существо. И какое счастье, что есть люди, понимающие эту простую истину, – в каждом из нас таится внутренний ребенок, нуждающийся в защите. Важно найти таких людей и подружиться с ними, чтобы вместе, объединив свои внутренние силы, бороться против серости и апатии, против безликого мира. Этот скромный по внешнему оформлению фильм лишен показной роскоши, и это абсолютно оправдано. Речь идет о внутреннем мире, о духовном преображении, происходящем незаметно, под покровом тайны, в ограниченном пространстве нашего внутреннего мира. Съемки проходили в условиях строгой экономии, практически в одной комнате, на одной улице небольшого прибалтийского городка. Однако атмосфера чопорности, свойственная старинной английской традиции, передана с поразительной точностью. Актерский состав – это настоящая плеяда звезд: Корниенко, Яковлева, Витроган, Клюев, Вестник, Иванов. Среди актеров старой советской школы трудно выделить кого-то, кто значительно выделялся бы на фоне остальных. Однако Юрий Соломин, исполнивший главную роль, без сомнения, возвышается над всеми, что, впрочем, и закономерно. Ведь его герой, так же как и зритель, неожиданно обнаруживает себя выше общей массы людей, покорно бредущих к неминуемой черте. Оптимистичная концовка фильма дарит приятное ощущение, поскольку зритель глубоко проникается историей главного героя, и отнюдь не желает видеть трагического финала. Искренняя любовь зрелого банкира вызывает волну сочувствия и надежды. Мечта – это право на самореализацию, и даже пришедшая с запозданием – лучше, чем ее отсутствие.
Смутило, признаюсь, рецензия, написанная с каким-то отстраненным, почти презрительным кивком в сторону Нелли Корниенко. Спешу же развеять это необоснованное мнение, поскольку, на мой взгляд, исполнительница роли Делии Мун – истинная ода актерскому мастерству, воплощенная в красках и нюансах. Первый раз я увидела этот фильм, и это произошло уже три десятилетия назад, – и с того самого мгновения влюбилась в этот персонаж, в его многогранность и уязвимость. Спустя десять лет, пересматривая «Скандальное происшествие в Брикмилле», я убедилась, что первоначальное впечатление нисколько не померкло, а лишь усилилось. Именно тогда я с удивлением узнала, что Нелли Корниенко, несмотря на относительно немногочисленные работы в кино и на телевидении, в течение многих лет была ведущей актрисой труппы Малого театра, посвятив себя сценическому искусству. С тех пор этот фильм занимает особое место в моей киноколлекции, став своеобразным камертоном, настроенным на чистый звук актерского таланта. Я не представляю себе актрису, которая смогла бы органично вписаться в роль Делии Мун так, как это удалось Нелли Корниенко. И это не просто моё субъективное мнение. В одном из обзоров, опубликованных в известном журнале, утверждалось, что именно миссис Мун сыграла поистине судьбоносную роль в той неординарной истории, связанной с мистером Кэттлом, влиятельным чиновником и представителем консервативного общества. Внезапно, словно проснувшись от долгого сна, он обнаружил, что больше не может существовать в привычном, автоматизированном режиме. В нем проявилось неожиданное, детское восприятие жизни, вызывающее в обществе смесь страха и осуждения. И если бы не сдержанность и, казалось бы, неприступность миссис Мун, сложно представить, чем бы закончилась эта история для мистера Кэттла. Возможно, он просто вернулся бы к своей серой, обыденной жизни, если бы не появление этой на первый взгляд благопристойной, но по сути – замкнутой женщины. Особого внимания заслуживает первый выход Нелли Корниенко на сцену: строгая, словно закованная в броню массивных очков, посетительница мистера Кэттла резко контрастирует с остальными персонажами. За этой нарочитой непроницаемостью скрывается некая внутренняя, неповторимая сущность, которую и сумел разглядеть мистер Кэттл, пробившись сквозь оболочку условностей. И зритель тоже, интуитивно ощущает, что под маской внешней сдержанности скрыта настоящая, живая душа. Именно это предчувствие и делает последующую метаморфозу героини такой логичной и закономерной, вызывая глубокий эмоциональный отклик. Нелли Корниенко намеренно акцентирует внимание на своей героине, выводит ее из общего ряда персонажей, подчеркивая ее душевную близость с мистером Кэттлом, создавая ощущение сопричастности и взаимопонимания. Притягательная сила собственного достоинства, столь ярко выраженная в исполнении миссис Мун, на самом деле является неотъемлемой частью актерского гения Нелли Корниенко. Её естественная простота, лишенная напыщенности, и подлинное благородство позволяют ей избегать любых манипуляций с публикой, в её общении со зрителем нет даже намека на кокетство, лишь уверенность и внутренняя сила. Поэтому я искренне озадачена высказываниями госпожи Аленкиной, решившейся на столь необъективный и снисходительный отзыв в адрес талантливой актрисы. Я призываю пересмотреть её работы, такие как роли в телеспектаклях «День рождения Терезы», «Заговор Фиеско в Генуе», «На бойком месте», «Средство Макропулоса», «Так и будет» – и, возможно, тогда вы сможете оценить масштаб таланта Нелли Корниенко. Возможно, тогда, вы поймете, что перед нами – актриса, чья игра способна трогать самые тонкие струны души.
Появление Юрия Соломина в кресле режиссера, ознаменовавшееся картиной «Скандальное происшествие в Брикмилле», несомненно, послужило прекрасным поводом для обстоятельного и всестороннего обзора. История кинематографа знает немало случаев, когда актеры решались на эксперименты, пытаясь реализовать себя в режиссуре, а режиссеры – одновременно демонстрировали актерский талант. Однако в большинстве случаев одна из этих ролей неизбежно доминирует, вытесняя другую. Лишь единицам, истинным универсалам, под силу столь сложная и многогранная задача, как балансирование между требованиями исполнителя и руководителя художественного процесса. Речь идет не о кратковременных эпизодических появлениях режиссера в кадре, а о феномене полного и безоговорочного сочетания актерского мастерства и режиссерского видения. В анналах мирового кинематографа лишь два имени – Орсон Уэллс и Чарльз Чаплин – заслужили признание в качестве мастеров, сумевших воплотить в жизнь обе эти роли на высочайшем уровне. Следовательно, в случае с Юрием Соломиным, природа одарила его, прежде всего, исключительным актерским талантом. Режиссерский дебют оказался куда более амбициозной и, увы, менее успешной задачей. Неудивительно, что фильм не попал в широкий телевизионный эфир. И это, безусловно, большая потеря, поскольку актерский ансамбль, включая самого Соломина, Эммануила Витрогана, Александру Яковлеву и Евгения Вестника, демонстрирует поистине выдающуюся игру. В кадре Соломин выглядит органично, даже элегантно, – и это стоит отметить, но уже не в качестве режиссера, а как блестящий актер. На его фоне Нелли Корниенко, к сожалению, теряется. Игра Юрия Соломина захватывает дух, лишена малейшего следа сценического зажатия, вызванного его безусловной популярностью. Его звездные роли словно растворяются, оставляя лишь образ мистера Кетла, в котором Соломин предстает перед зрителем в новом, утонченном и невероятно обаятельном ракурсе. Режиссерские недочеты в этой волшебной атмосфере отступают на второй план. Оговорки, касающиеся, например, неправдоподобного появления яркого солнца на фоне мрачного, ноябрьского небосклона, или непривычного правостороннего движения в добропорядочной Англии, – в каком же городе ввели такие нововведения? – несомненно, вызывают вопросы. Однако, парадоксальным образом, именно эти абсурды, подчас, вызывают улыбку и, в конечном итоге, кажутся незначительными по сравнению с тем, какую пленительную и запоминающуюся атмосферу создают актеры своей игрой. Возможно, это покажется наивным, но я искренне признательна человеку, который убедил меня посмотреть этот фильм. Это кинолента, сочетающая в себе все грани великолепия и недостатки (на мой взгляд, наиболее очевидной является неудачный кастинг актрисы на роль миссис Мун и ограниченность визуальных средств). Тем не менее, этот фильм, безусловно, заслуживает гораздо большего внимания зрительской аудитории. Кинолюбители, несомненно, получат незабываемое удовольствие от просмотра двухсерийной картины, после которой у каждого зрелища пробудятся глубокие и возвышенные размышления о жизненных целях, о мечтах и о тех неожиданных возможностях, которые порой скрываются в самых обыденных ситуациях. Этот фильм – приглашение к созерцанию, к поиску смысла и к переосмыслению ценностей, а это, бесспорно, делает его произведением, достойным пристального внимания.