## "Три мушкетёра": Эпоха депрессии и рождение легенды
В эпоху Великой депрессии, когда американская масс-культура искала новые формы эскапизма и развлечений, расцвел жанр киносериалов – уникальный феномен, воплощавший в себе дух времени и определивший вкусы целого поколения. Эти "растянутые" художественные фильмы, разбитые на серию короткометражных "глав", стали настоящим спасением от тягот повседневности, предлагая зрителям увлекательные истории, разбитые на еженедельные порции. Обычно каждая серия не превышала получаса, а кульминация, как правило, приходилась на финальный эпизод, где в эффектной развязке раскрывался замысел нежданного злодея.
Особенностью этих относительно недорогих и динамичных зрелищ стало их производство. Их создавали небольшие, независимые киностудии, часто работающие с ограниченным бюджетом и стремящиеся к максимальной эффективности. Кинокомпания «Талисман», стоящая за созданием этой необычной адаптации классического романа, впоследствии трансформировалась в известную «Рипаблик Пикчерз», оставив заметный след в истории американского кинематографа.
Популярность этих киносериалов была феноменальна. Каждая серия демонстрировалась на протяжении недели в одном и том же кинотеатре, вызывая у зрителей неутолимую жажду продолжения. Мастерство сценаристов заключалось в умении оставлять каждую серию на самом напряженном моменте, оставляя героев в кажущемся безвыходном положении, подстегивая интерес и предвкушение следующего эпизода.
Особенно сильно эти киносериалы полюбились американской молодежи. Порой субботний день молодого американца проходил под знаком развлечений: просмотр эпизода захватывающего сериала, тематический киножурнал с актуальными новостями, короткометражный мультфильм и, конечно же, один или два полнометражных художественных фильма, длительностью около часа или чуть больше. Это был целый ритуал, способ убежать от реальности и погрузиться в мир приключений.
И вот перед нами уникальная версия классической истории – "Три мушкетёра", перенесенная в необычную эпоху и место. Действие разворачивается в 1933 году во французской колонии в Северной Африке, где сталкиваются культуры и судьбы. Запоминающимся дебютом стал молодой и тогда еще малоизвестный актер, впоследствии ставший звездой жанровых вестернов от студии «Рипаблик», - Марион Роберт Моррисон, прославившийся под сценическим псевдонимом Джон Уэйн. Именно он воплотил на экране образ Артаньяна, получившего имя Том Уэйн в рамках этой адаптации.
"Три мушкетёра" в этой версии – это отряд французских солдат, служащих Иностранному Легиону. Каждый из них представляет собой карикатурное, стереотипное представление о национальных особенностях: Кленси – ирландец, воплощающий образ вспыльчивого драчуна; Шмидт – немец, помешанный на сосисках; и Ренар – типичный француз. А «д’Артаньян»-Джон Уэйн, пилот американских ВВС, лейтенант Том Уэйн, спасает этих троих от арабских партизан в самом начале повествования.
Главным антагонистом этого необычного "Мушкетерского" эпоса выступает таинственная фигура, чье имя, Эль-Шайтан, говорит само за себя – "Дьявол пустыни". Стремясь к освобождению своей Родины от иноземного гнета, он создает секретную организацию, "Дьявольский Круг", оставаясь неуловимым и скрывая свое лицо.
Затем, на протяжении 12 захватывающих серий, разворачиваются приключения наших современных "Мушкетеров", полные опасностей, интриг и неожиданных поворотов.
Впоследствии, спустя 13 лет, в 1946 году, когда Джон Уэйн уже был признанной звездой кинематографа, этот киносериал был смонтирован в полноценный художественный фильм и выпущен на экраны под названием "Пустынный отряд", подарив зрителям возможность насладиться этим захватывающим сюжетом в более продолжительном формате.
Приятного просмотра! Погрузитесь в эпоху депрессии и откройте для себя уникальное переосмысление классического романа.
## Песчаные бури и призраки Дюма: о приключениях в калькаре от "Трех мушкетеров"
– Что-то неладное с двигателем?
– Нет!!! Арабы!!!
Эти короткие реплики – ключ к пониманию всего, что вас ждет. Если же вы, очарованные знакомым названием, предвкушаете эпическую сагу, достойную пера Александра Дюма, то, увы, придется пересмотреть ожидания. Авторы, скромно упомянувшие в титрах связь с бессмертным литературным наследием, создали произведение, отдаленно напоминающее оригинал, словно сравнить полет Юрия Гагарина с магическими приключениями Гарри Поттера – два выдающихся события, но в совершенно разных измерениях.
В центре повествования, вопреки всем ожиданиям, оказывается не благородный французский дворянин, а отважный пилот ВВС Соединенных Штатов Америки. Судьба забросила его в эпицентр яростных противостояний с арабскими отрядами, развернувшихся на фоне безжалостных просторов африканской пустыни. Чтобы вырваться из этого непроглядного лабиринта, герою предстоит пройти через череду лишений, преодолеть невероятные трудности и столкнуться с предательством близких.
Неожиданно для себя он примеряет на себя мундир французского легионера и оказывается втянутым в ожесточенную борьбу между элитными французскими иностранными легионами и хитрыми, безжалостными арабскими боевиками, под предводительством загадочного Эль Шайтана. И сопровождает его в этом путешествии не столь широтный состав, как привыклось, а лишь трое верных соратников, бесцеремонно нарекших себя "Тремя мушкетерами". Лейтенант Том Уэйн, в свою очередь, воплощает на экране образ отважного Д’Артаньяна, стремящегося к справедливости и чести.
Фильм, созданный в 1933 году, поражает воображение масштабностью художественного замысла и реалистичностью постановочных сцен. Конные баталии выглядят впечатляюще и правдоподобно, а захватывающие воздушные дуэли заставляют зрителя замирать от напряжения. Съемки проходили, по большей части, в Калифорнии и Аризоне, что, возможно, и объясняет вполне убедительный образ пустынного пейзажа, воссозданного на экране.
Однако, на мой взгляд, наиболее спорным моментом является весьма вольная трактовка исторических событий. Вряд ли реальная жизнь французского легиона могла быть столь беззаботной и лишенной драматизма, как это показано в фильме. Хотя, конечно, кто я такой, чтобы судить? Основываюсь лишь на увиденном. Воины легиона здесь предстают как отвязные сорванцы, живущие по своим собственным законам. Добавьте лишь немного ускорения в кадре – и у нас получится настоящая комедия. В отдельных моментах фильм даже напоминает немое кино, что, впрочем, внесло своеобразное разнообразие в просмотр.
Несмотря на все вышесказанное, отрицательных моментов в работе 1933 года я не вижу. Джон Уэйн великолепен в своей роли легионера. Где еще, если не в этом фильме, можно было увидеть его в подобном амплуа?
Искренне благодарим за ваше внимание и желаем приятного просмотра!
В сердце жаркого Алжира, на фоне бесконечных песков и знойных пейзажей, разворачивается повествование, претендующее на связь с бессмертным романом Александра Дюма. Однако, при ближайшем рассмотрении, сходство ограничивается лишь названием, не простираясь на содержание, глубину характеров и даже общую канву сюжета.
История повествует о трех легионерах, чья крепкая дружба и товарищество породили в армейской среде прозвище, отсылающее к знаменитой троице мушкетеров. Судьба, словно испытывая их на прочность, бросает им вызов в виде внезапной и тщательно спланированной засады. В самый критический момент, когда надежда кажется угасшей, на помощь приходит американский летчик, чей аппарат, подобно спасительному ангелу, спускается с небес. Восхищенные и благодарные, легионеры, недолго думая, даруют ему имя, навеянное легендарным героем – Д'Артаньяном, и клянутся в нерушимой верности.
В тени алжирского солнца плетет свои интриги некий персонаж, известный лишь под именем Эль Шайтан – "Дьявол". Он готовит дерзкое восстание против французского присутствия, и для достижения своей цели активно занимается закупкой оружия, предпочитая действовать скрытно и тайно. Теперь уже четверо друзей – троим легионерам и американскому летчику, объединенные судьбой и клятвой верности – оказываются вовлечены в опасную игру, где каждый шаг может стать последним. Мучимые подозрением, они начинают кропотливую работу по выявлению личности Эль Шайтана, тщательно анализируя каждый намек и каждую улику, скрывающуюся в хитросплетении алжирских политических интриг.
К сожалению, попытка воздать должное литературному первоисточнику обернулась настоящей катастрофой. Сериал, призванный вдохнуть новую жизнь в классическую историю, оказался снят с поразительной примитивностью. Попытка воссоздать атмосферу приключений и героизма разбивается о нагромождение грубых режиссерских ошибок и поверхностного подхода к сценарию. Похоже, что создатели картины явно не обладали ни достаточным талантом, ни способностью к глубокому осмыслению материала.
Действующие лица, лишенные всякой индивидуальности, совершают поступки, которые кажутся нелогичными и неправдоподобными. Их диалоги, наивные и безликие, лишены всякого драматизма и остроумия. Даже харизматичный герой американских вестернов, исполненный в этой картине главной роли, вызывает лишь недоумение своей откровенной нелепостью. Его образ, лишенный былой героической палитры, вызывает скорее жалость, чем восхищение.
В результате стараний всех причастных к созданию этого, мягко говоря, некачественного проекта, перед зрителем предстает кинематографическая халтура – бессвязная и утомительная, способная лишь разочаровать и отнять ценное время. Рекомендовать этот сериал, при всей его номинальной связи с бессмертным романом Александра Дюма, было бы не просто глупостью, а настоящим преступлением по отношению к литературному наследию и зрительскому вкусу. Безусловно, это произведение не заслуживает внимания и останется лишь печальной иллюстрацией того, как можно бездарно исказить даже самый гениальный первоисточник.
Безусловно, оказавшись в 1933 году на съемочной площадке, зритель был бы поражен организацией и уровнем исполнения. Производство фильма того времени, по меркам современности, кажется невероятно изысканным, приближающимся к стандартам, которые вошли в кинематограф уже в 1960-х годах. Можно с уверенностью утверждать, что это был один из краеугольных камней становления мирового киноискусства, момент, когда создавались первоосновы профессии и закладывались традиции, которые легли в основу индустрии.
Современная индустрия развлечений, с ее культом стремительности и эффектов, порой не позволяет нам оценить скромное величие и новаторский дух той эпохи. Мы привыкли к калейдоскопу впечатлений, требуем виртуозных диалогов, сложных сюжетных переплетений, остроумного юмора и захватывающих, хореографически выверенных сцен столкновений. Но стоит ли на секунду задуматься о том, что мастера того времени, режиссеры, сценаристы, операторы и актеры, были пионерами, первооткрывателями в огромной и неизведанной вселенной кино. Они смело шагали вперед, изобретая язык визуального повествования, открывая новые возможности для самовыражения и художественного воздействия.
Киноретро всегда будет иметь свою неповторимую ценность. В определенные моменты, когда желание отдохнуть от бешеного ритма современной жизни становится особенно острым, возвращение к истокам кинематографа может стать удивительно целительным опытом. Позвольте себе погрузиться в атмосферу тишины, простоты и искренней страсти к созданию чего-то нового.
Вспомните, каким беззаботным и насыщенным казался мир до наступления пандемии Covid-19! Казалось, перед нами открыты безграничные горизонты, а будущее манит обещаниями прогресса и благополучия. Эти воспоминания, словно теплый луч света, пробиваются сквозь туман неопределенности и напоминают о ценности каждого мгновения, подаренного нам жизнью. Возможно, именно это осознание и делает классическое кино особенно привлекательным – оно позволяет нам заглянуть в прошлое и найти утешение в воспоминаниях о более простых и безмятежных временах.