## Когда история превращается в калейдоскоп абсурда: размышления о "Тайне святого Патрика"
В эпоху, когда телевидение все чаще грешит творческим переосмыслением исторических событий, зритель рискует столкнуться с продуктом, далеким от достоверности и лишенным уважения к прошлому. Вместо того, чтобы предлагать качественные сериалы, основанные на реальных фактах, современная индустрия развлечений нередко балует нас своеобразной фантасмагорией, граничащей с абсурдом. Исторические полотна превращаются в поле для безудержного воображения, где Гагарин похищают инопланетяне, Ленин оказывается грибом, а пингвины открывают порталы в параллельные миры. Подобные выходки демонстрируют полное пренебрежение к исторической правде и порождают закономерный вопрос: где же границы допустимого творческого подхода?
"Тайна святого Патрика" – один из ярких примеров того, как благие намерения и желание рассказать интересную историю могут привести к созданию проекта, вызывающего лишь недоумение и разочарование. Авторы искренне признались в спонтанности процесса создания сюжета, утверждая, что сюжетные линии выковывались буквально на коленке, под влиянием спонсорских предпочтений и случайных находок в сети. Неудивительно, что результат получился столь неровным и противоречивым.
Сюжетный переплетение стремится связать трагические события Великой Отечественной войны с современностью, перенося солдата Лосицкого в гущу боёв, где он находит странный артефакт – крест с мощами святого Патрика, принадлежавший некогда влиятельному ордену тамплиеров. Лейтенант, воодушевленный находкой, пытается вдохновить своих сослуживцев лекцией о значении реликвии, но атмосфера пропитана не столько духом патриотизма, сколько странной смесью ленинизма и сталинской идеологии. Мальтийский, а не храмовнический знак на кресте, сомнительная связь с ирландским святым и современными событиями – все это рождает неисчислимое количество вопросов, на которые нет однозначных ответов.
Нельзя не отметить вопиющую наглость сюжетных выходок и абсолютно небрежное отношение к историческим деталям. Спор о фишках в казино, за которые дают серебряные и золотые монеты тамплиеров, – это лишь один из множества абсурдных эпизодов, подрывающих доверие к происходящему на экране.
Вместо того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу военного времени, авторы создали калейдоскоп нелогичных и зачастую бессмысленных событий. Пейзажи Подмосковья и Украины внезапно сменяются коста-риканским побережьем, что создает эффект дезориентации и подрывает ощущение реальности.
Помимо сюжетных ляпов, проект страдает от навязчивого продакт-плейсмента, в частности от бесконечной рекламы водки "Немирофф". Эпизоды, когда этикетка напитка на несколько секунд занимает весь экран, доказывают, что приоритеты создателей отходят от художественной ценности в пользу коммерческой выгоды.
Несмотря на все недостатки, "Тайна святого Патрика" не лишена позитивных моментов. Игра Василия Ланового, Даниила Спиваковского и Михаила Жигалова, безусловно, украсила проект и позволила отвлечься от всего сюрреалистичного окружения.
В заключение, хочется отметить, что "Тайна святого Патрика" – это, безусловно, странный и не оправдавший надежд проект. Его стоит избегать тем, кто ценит историческую достоверность и качественные развлечения. Это скорее пример того, как стремление к оригинальности и творческая свобода, без должного контроля и понимания границ дозволенного, могут привести к созданию продукта, который больше вызывает недоумение, чем удовольствие.
В последнее время современный медийный ландшафт поражает своей причудливостью и зачастую абсурдностью. Кажется, что аудитории предлагают не столько произведения искусства, сколько своеобразные ментальные эксперименты. Зрелища, где солидные, порой до абсурда процветающие личности, чье благосостояние было достигнуто, без сомнения, тяжелым трудом, с воодушевлением и неистовой убежденностью заявляют о невероятных, граничащих с фантасмагорией теориях: о том, что Ленин – всего лишь гриб, Гагарина похитили инопланетяне, а антарктические пингвины обладают ключом к порталам в параллельные реальности.
Особую популярность приобрела художественная кинематография, где порой встречаются весьма экстравагантные сюжетные ходы: от романтизированных трактовок непростых отношений Александра Македонского до неправдоподобных противостояний между американскими солдатами и Адольфом Гитлером, от наделения Григория Распутина сверхъестественными способностями до искажения исторических фактов ради развлечения.
Не отстает от этого тренда и российское телевидение. Вспоминать идеи Никиты Сергеевича – отдельная история, заслуживающая, пожалуй, собственной главы. Однако, сегодня наш фокус – на сериале «Тайна святого Патрика». Забавно, что этот скромный, украинский проект, всего из восьми эпизодов, регулярно транслировался на государственных телеканалах, вызывая немалое количество вопросов и размышлений.
Режиссерская ответственность за этот витиеватый проект легла на плечи Андрея Бенкендорфа, известного по работе над "Бандитским Петербургом" (серии с 4 по 10), а за сценарий отвечал Михаил Шевченко. Создатели работали в спешке, часто черпая вдохновение из случайных находок на интернет-форумах, не забывая при этом о поддержке спонсора.
В результате получилась своеобразная причудливая смесь эпоса и фантастики, где действие Отечественной войны разворачивается в наши дни. Рядовой-аспирант Лосицкий, находящийся в самом сердце сражения, случайно сталкивается с Крестом, содержащим мощи святого Патрика – объектом его научного исследования. Этот артефакт, как он заявляет своим коллегам, имеет огромное значение для ордена тамплиеров, который, как известно, потерял его много веков назад.
Несмотря на то, что Крест, на самом деле, оказался мальтийским, а не святого Патрика, это не вызвало ни малейших сомнений у солдат, воспитанных коммунистической культурой. Попытка связать ирландского священника, существовавшего за сотни тысяч лет до основания ордена, с современной войной казалась абсурдной. Особенно комичным выглядел конфликт, разгоревшийся вокруг карих фишек из казино, которые бутафоры принимали за тамплиерские реликвии – золотые или серебряные. Конечно, визуально определить металл без профессионального оборудования сложно, но это уже переходит все границы.
Понимая всю сложность исторической точности, создатели, похоже, отказались от попыток воссоздать достоверную картину прошлого. Вместо этого они сосредоточились на создании авантюрных сюжетов, отдаленно напоминающих романы Хаггарда, с его поиском родственных душ по генетическим меткам. Здесь уместно вспомнить и о НКВД, и о всепоглощающем страхе перед Иосифом Сталиным. Атмосфера была слегка разбавлена украинскими пейзажами, которые то и дело превращались в московские рощи, а иногда – в побережье Коста-Рики.
Операторы и монтажеры столкнулись с особенно сложной задачей: аккуратно вписать в канву повествования рекламные вставки Nemiroff, создавая видимость органичности. Однако, чем больше становилось этих вставок, тем сложнее становилась задача, и тем очевиднее становилась искусственность происходящего. К заключительным сериям рекламные ролики занимали целых пять секунд, занимая практически весь экран. Подобная стратегия, как известно, успешно применяется в Латинской Америке для продвижения бытовой химии, но здесь выглядит крайне навязчиво.
Однако, где же обещанное раскрытие тайных секретов? Увы, этого не происходит. Завершение сериала обернулось лишь намеком на новую, еще более загадочную тайну, чем-то напоминающее концовку «Необычайных приключений итальянцев в России».
Отдельная тоска охватывает при размышлениях об игре Василия Ланового, исполнявшего роль преклонного возраста эмигранта. В то время как Михаил Жигалов и Даниил Спиваковский, несомненно, привлекли внимание своим мастерством, известные герои позволили мне отвлечься от латиноамериканских штампов и наемных отечественных сыщиков.
Искренне говоря, я не могу рекомендовать к просмотру этот сериал…