В течение многих лет я таил в себе искреннее желание познакомиться с этим сериалом, но жизненные обстоятельства не позволяли мне сделать это сразу после премьеры. Пропустить первые эпизоды – значит лишить себя понимания фундаментальных основ повествования, упустить ту самую завязку, которая служит ключом к восприятию всей последующей истории. Я не раз испытывал прилив желания погрузиться в мир этой экранной саги, во многом благодаря незабываемым композициям группы ДДТ, пронизывающим каждую серию, но хронический дефицит свободного времени неумолимо откладывал эту встречу. И вот, этот долгожданный момент настал!
Особого внимания заслуживают музыкальные сопровождения, которые, возможно, и не достигли вершин массовой популярности, но тем не менее сумели придать фильму неповторимую, ни с чем не сравнимую атмосферу. В качестве яркого примера можно привести сцену, когда главный герой, с горечью и глубоким сочувствием, сообщал родственникам погибших товарищей о трагической участи близких. В этот момент звучала мрачная и пронзительная «Церковь без крестов», словно усиливающая боль и отчаяние. А печальная, исполненная хрупкой красоты «Белая ночь» добавила повествованию глубины и трагизма. Помню, как не сдерживал себя, увеличивая громкость акустической системы до максимума, позволяя этой песне полностью захватить мое сознание. В сериале можно услышать и другие, не менее знаковые произведения знаменитой русской рок-группы, каждая из которых добавляет новое измерение к происходящему на экране. В частности, завораживает слегка переработанная версия композиции «Осенняя».
Немалый вклад в создание общей картины внес и композитор, талантливо заполняющий промежутки между песнями ДДТ увлекательным саундтреком и создающий несколько по-настоящему прекрасных музыкальных фрагментов.
Однако не только музыка оставила неизгладимое впечатление. Сюжетная линия, безусловно, заслуживает самых высоких похвал. События разворачиваются с невероятной скоростью, и каждая сцена – будь то робкий любовный эпизод главного героя или напряженный диалог между преступниками – наполнена гаммой чувств и глубоким смыслом. Невозможно отвлечься ни на секунду, ведь в противном случае можно упустить важные детали и не до конца понять дух той манящей, бурной эпохи девяностых.
Порой атмосфера сериала перекликается с мрачной эстетикой «Бандитского Петербурга», поражая своей жестокостью и беспощадностью, с которой обращаются с главными героями. Однако этот сериал отличается значительно более динамичным развитием, демонстрирует выдающуюся актерскую игру, и к финалу зритель начинает испытывать искреннее сопереживание актерам.
Особого внимания заслуживает реалистичное изображение как простых, законопослушных граждан, так и мелких уголовников, каждый из которых является частью сложной мозаики эпохи. Абдулов, безусловно, является настоящим украшением этого сериала, однако и остальные актеры проявили себя на высоте мастерства. Явным творческим триумфом стала сцена, где Абдулов, в разгар ожесточенной схватки, пытается незаметно подстрелить преступника из пистолета-улики – это сценарий, достойный пера Достоевского. А финальная фраза, произнесенная Абдуловым в самый пик сражения: «Ты – дерьмо! И место тебе – в унитазе!», – казалось, была задумана как ироничная дань уважения поведению Высоцкого из знаменитого детективного сериала, ставящая точку в жестоком и бескомпромиссном сюжете.
В конечном итоге, я остался чрезвычайно доволен этим сериалом. Наибольшее восхищение вызвала профессиональная актерская игра, динамика сюжета, ощущение реалистичности происходящего и, конечно же, проникновенные песни Шевчука, навсегда отпечатавшиеся в моей памяти.