Сериал Первые радости онлайн

Первые радости
IMDB
6.10
КиноПоиск
6.36

Вдохновленный прозаическим талантом Константина Федина, этот кинематографический проект представляет собой трогательную адаптация его романа, перенося зрителя в атмосферу увядающей Российской Империи. Действие разворачивается в провинциальном, оторванном от столичной суеты волжском городке, в предреволюционные годы – эпоху перемен и затаенных надежд. В центре сюжета – судьба молодого Кирилла Извекова, чья жизнь, как и у многих сверстников, находится в поиске смысла и своего места в стремительно меняющемся мире. Он, учащийся технического училища, стоит на перепутье, пытаясь понять, что ему предначертано и как ему реализовать свой потенциал. «Необыкновенное лето» – так же, как и роман Константина Федина, давший толчок созданию этой картины, – служит своеобразной отсылкой к предыдущей ленте «Первые радости», углубляя и развивая повествовательную линию, начатую в ней. Фильм погружает зрителя в турбулентный период 1919 года – года, отмеченного жестокими схватками и драматическими переломами в ходе Гражданской войны. Зритель становится свидетелем разворачивающейся трагедии, чувствует дыхание эпохи и сопереживает героям, оказавшимся в эпицентре исторических событий, где будущее кажется туманным и непредсказуемым. Картина не просто рассказывает историю, она воскрешает дух времени, давая почувствовать всю сложность и противоречивость того бурного периода российской истории....

Оригинал
Первые радости
Страна
СССР
Жанр
мелодрамы, драмы, отечественные, исторические
Год
1977
Режиссер
Григорий Никулин
В ролях
Юрий Демич, Николай Волков мл., Светлана Орлова, Ирина Печерникова, Ольга Машная, Евгений Лебедев, Анатолий Азо, Роман Громадский, Петр Шелохонов, Владимир Емельянов
Рецензии
Фильм, в своей сути, воплощает в себе горькую истину, запечатленную лаконичной фразой: «Революция и война – время быстрых карьер». События разворачиваются на фоне рубежа эпох, около 1910 года, в тихом, провинциальном городке, где под маской спокойствия скрывается подпольная ячейка большевиков. Молодой, амбициозный студент технического училища, поглощенный революционными идеями, становится активным участником этого тайного движения. Однако пламя политической страсти не препятствует развитию искренних чувств: он безответно, но взаимно влюблен в дочь преуспевающего купца Мешкова, чья семья стоит особняком в иерархии провинциального общества. Счастливое развитие событий прерывается арестом главного героя царской охранкой, и он оказывается в ссылке на каторгу. Горькая ирония судьбы вступает в силу: отец возлюбленной, ревностно охраняющий репутацию своей семьи, категорически против союза с революционером и, вопреки воле дочери, вынуждает ее вступить в брак с ничем не примечательным и бесчувственным купцом. Не менее важную роль в повествовании играют драматург Пастухов и актер Цветухин, пользующиеся всеобщим вниманием и искренним восхищением со стороны провинциального общества. Цветухин, обладающий пышными формами и харизмой настоящего дон-жуана, пленяет женские сердца. Пастухов же, тонкий и интеллигентный человек, глубоко сочувствующий участи простых людей, служит олицетворением русской интеллигенции. Вторая часть фильма переносит нас в 1919 год, когда разразилась жестокая гражданская война. После установления советской власти в городке, на глазах зрителя разворачиваются стремительные, порой шокирующие карьерные взлеты и падения. Возвращение главного героя, Извекова, из каторги – это трансформация: за молодым энтузиастом остается лишь тень, заслоненная пафосом и обретенной властью. Он занимает кабинет и обзаводится личной секретаршей, демонстрируя явный переход на сторону новых обстоятельств. Его товарищ по революции, внезапно преобразившийся, становится влиятельным финансистом. А бывший купец, некогда обладавший значительным капиталом, вынужден довольствоваться ролью ночного сторожа, радуясь мелочам, таким как подаренный свисток. В облике новых красных комиссаров заметно нескрываемое упоение властью, которое порождает неприятные вопросы о подлинных различиях между ними и теми, против кого они когда-то боролись. Красная власть, в своем стремлении к порядку, пытается выселить из дома скромного и интеллигентного библиотекаря, некогда предоставившего убежище будущему финансисту. Лишь счастливая случайность, узнавание в старичке своего спасителя, позволяет ему остаться в своем доме. Вся канва фильма – это мрачное свидетельство о вечном явлении, присущем любой эпохе и общественной системе: бал правит лицемерие, кумовство и коррупция. Без «мохнатой руки» и связей с влиятельными лицами человек остается ничем. Удивительно, что фильм, созданный в 1977 году, не оставляет зрителю возможности проникнуться симпатией ни к одному из представителей новой власти. Ощущается, будто автор сценария отчаянно пытался создать положительные образы, но его попытки выглядят неубедительными и натянутыми. Исключением является образ старичка-библиотекаря, чей бескорыстный труд и искреннее желание помогать людям, лишенный стремления к власти, оставляют неизгладимое впечатление, а также драматург Пастухов, чья принципиальность и нежелание подстраиваться под новую реальность вызывают уважение. Не менее удивительно то, что фильм, затрагивающий столь острые темы, был допущен к показу в СССР. В целом, картина не является шедевром кинематографа, и ее просмотр можно смело пропустить, не потеряв ничего существенного. Она, скорее, служит предостережением о неизбежности человеческих слабостей и о том, как легко идеалы могут быть искажены властью.
Спешу поделиться размышлениями о мини-сериале «Первые радости», который представляет собой талантливую адаптация одноименного романа Константина Федина. Это глубокое погружение в жизнь молодого человека из провинциального городка, события которого разворачиваются в предреволюственную эпоху. В центре повествования – Кирилл Извеков, студент технического училища, стоящий на пороге взрослой жизни и стремящийся определить своё место в ней, найти своё призвание. Нельзя не упомянуть и о прямом продолжении этого мини-сериала – «Необыкновенном лете», также основанном на произведениях Константина Федина. «Первые радости» являются настоящей редкостью среди советского кинематографа, поскольку в те годы превалировали полнометражные фильмы, а концепция многосерийных телепостановок была практически неизвестна. Несмотря на год выпуска – 1977 год – сериал удивительно точно передаёт атмосферу 1919 года, по крайней мере, это личное впечатление. Лишь семь серий составляют эту телеисторию, однако для советской эпохи это, безусловно, существенный объем работы. Творческий союз продюсеров и сценаристов, кажется, превзошел самих себя, создав произведение, которое, без сомнения, достойно внимания. Конечно, если вы привыкли к современным динамичным сериалам, «Первые радости» могут показаться несколько неспешными. Однако стоит обратить внимание на них, если вас привлекает ностальгия по кинематографу 80-х годов, или вы являетесь поклонником советской киноклассики. К сожалению, или, может быть, к счастью, список советских многосерийных передач был крайне ограничен. С одной стороны, это, безусловно, ограничивало возможности для зрителей и не позволяло в полной мере насладиться подобными произведениями. С другой стороны, если бы в ту эпоху начали активно выпускать сериалы, мужская часть населения, вероятно, столкнулась бы с гораздо более ранней зависимостью от просмотра мелодраматических историй, что, несомненно, отразилось бы на их продуктивности. При личном знакомстве с серией я просмотрел несколько эпизодов, однако дальнейшее знакомство не вызвало особого желания, поскольку я не являюсь большим поклонником мелодраматического жанра. И, полагаю, вы сами прекрасно знакомы с тем, как в рамках советской эстетики развиваются любовные линии – зачастую, это весьма предсказуемые и не отличающиеся особой динамикой повествования.