## Хелльфьорд: Где секреты прорастают сквозь трещины повседневности
Сериал "Хелльфьорд" погружает нас в атмосферу провинциального городка, словно застывшего во времени, где на первый взгляд царит идиллия, а на деле бушуют водовороты тайн и скрытых конфликтов. Название, данное проекту, - не просто географическое указание, а ключ к пониманию его сущности – Хелльфьорд, небольшая община, хранящая в своих лабиринтах улиц и покосившихся домов нечто большее, чем может показаться на первый взгляд. В центре этого запутанного полотна событий оказывается Сал Мандер, полицейский, чья жизнь – это непрекращающийся поток досадных недоразумений и комичных промахов. Он – тот, на плечи которого ложится тяжесть ответственности за поддержание порядка в этом странном уголке мира, но, увы, сам является ходячим воплощением хаоса.
Сал – это персонаж, который заставляет зрителя одновременно сочувствовать и посмеяться над его метаниями. Его неуклюжесть и склонность попадать в нелепые ситуации стали настоящим испытанием для создателей, которые не поскупились на комичные вставки и гротескные сцены. Пожалуй, о нем можно с уверенностью написать руководство "Как *не* быть полицейским". Сал Мандер – это не герой в классическом понимании этого слова, а скорее комичный наблюдатель, вынужденный играть роль защитника порядка.
Однако, вокруг него разворачивается пестрая галерея колоритных личностей, каждый из которых обладает своим неповторимым характером и скрытой мотивацией. Среди них выделяется Кобба – стареющий, несколько эксцентричный сотрудник полиции, чей юмор граничит с безумием, а порой и переходит его черту. Именно он, своими необдуманными поступками и странными выходками, является источником большинства комических ситуаций, терзающих Хелльфьорд. Роль Коббы блестяще исполнил Стиг Фроде Хенриксен, известный своей работой над культовой комедией ужасов «Операция Мёртвый снег», где он выступил не только в качестве сценариста, но и исполнил роль Роя.
В противовес всеобщему хаосу, в сериале появляется Иоганна – журналистка, целеустремленная и не гнущаяся перед трудностями, олицетворяющая собой, на мой взгляд, единственную рациональную и уравновешенную личность в этом странном городке. Тихая и замкнутая Риина ведет скрытный образ жизни, окутывая себя завесой тайны и недосказанности. Заслуживает внимания и Роджер, яркий пример универсальности и самодостаточности, который, кажется, способен справиться с любой проблемой: он и врач, и почтальон, и водопроводчик, и механик, и трубочист – настоящий мастер на все руки.
Несмотря на увлекательность и динамичность повествования, я не могу не отметить, что сюжетная линия, возможно, несколько затянута. По моему мнению, более сжатое, концентрированное изложение материала вполне могло бы раскрыться в рамках полноценного художественного фильма. Жанр сериала определенно тяготеет к «черной комедии», в которой, однако, удачно вплетены элементы экшена, добавляющие динамизма и остроты. Зрителя не минуют столкновения с клише и штампами, но это лишь усиливает ощущение знакомости и придает сериалу некую ироническую отсылку к таким культовым работам, как «Типа крутые легавые» и «Джонни Инглиш». Рекомендовать "Хелльфьорд" я бы советовал тем зрителям, которые не боятся рейтинга R и готовы к нетривиальному, местами абсурдному, но безусловно увлекательному путешествию в мир провинциальных тайн и комических неловкостей.
В моей личной киноленте скандинавского кинематографа этот сериал стал вторым звеном, предшественником которого оказался норвежский проект. Что сразу бросилось в глаза и вызвало искреннее удивление, так это практически полное отсутствие цензуры, допустимость весьма откровенных сцен и тем. Подобный контент, безусловно, не предназначен для семейного просмотра, и уж тем более, не рекомендуется к просмотру детской аудитории. Однако, для индивидуального погружения в мир истории – это вполне допустимый выбор.
Вопреки некоторым опасениям, мини-сериал не оставил ощущения незавершенности или дефицита содержательности. Всего лишь семь эпизодов, продолжительностью двадцать минут каждый – казалось бы, слишком мало для развертывания полноценного сюжета. Но, на удивление, этого времени вполне достаточно, чтобы прочувствовать гнетущую атмосферу повествования, прочувствовать дух места, проникнуться мироощущением персонажей.
Особый интерес представляет собой необычный для норвежского кинематографа герой – иммигрант с востока, Сальмандер. В типичных комедийных и криминальных проектах подобные персонажи зачастую оказываются лишь фоновыми декорациями, лишенными индивидуальности. Но в данном случае, автор смело демонстрирует историю человека, столкнувшегося с нелегкой адаптацией к новой культуре и новым реалиям.
Если говорить о персонажах, то можно выделить лишь главного героя, чья личность прописана с удивительной глубиной и оригинальностью, его характер запоминается и вызывает сочувствие. Остальные фигуры в сюжете кажутся менее выразительными и сложенными.
Сочетание криминальной интриги, расследований, живописных пейзажей Норвегии и обилие юмора, зачастую достаточно провокационного и пошлого, создало уникальный коктейль, который сделал сериал «Хелльфьорд» настоящим флагманом скандинавского юмористического кинематографа, привнося в него заметный оттенок черного, ироничного юмора, столь характерного для региона. По сути, это не просто сериал – это смелое высказывание, разрушающее стереотипы и предлагающее зрителю по-новому взглянуть на привычные вещи.
Искренне признаюсь, что картина оставила после себя приятное впечатление. Хотя, если подходить к оценке с точки зрения изысканного вкуса, некоторые моменты с комедийными вставками, граничащими с непристойным юмором, и эпизоды, изображающие откровенно неприятные физиологические реакции, кажутся несколько избыточными, особенно в начальных эпизодах. К счастью, с течением сюжета, этот аспект становится фоновым, поскольку общая комедийная составляющая настолько увлекательна и остроумна, что отвлекает от первоначального дискомфорта. Невозможно оторваться от экрана, подстегиваемое непреодолимым желанием узнать, что ждет персонажей в дальнейшем.
Не могу не отметить крайне неприятного, вызывающего антипатию персонажа Кобба. Его поведение и манеры откровенно раздражают. Однако, как ни странно, финская супруга этого негодяя предстает перед нами как истинная находка – талантливая и многогранная женщина, настоящая мастерица на все руки.
Особое восхищение вызвала главная пара героев. Контраст их внешности и характера – это нечто поистине завораживающее. Белоснежная, с небесно-голубыми глазами и кудрявыми волосами, норвежская журналистка, воплощение невинности и чистоты, и темнокожий, уверенный в себе, с явными чертами восточного происхождения, полицейский – яркий представитель своего типажа, с толстыми губами и изящными руками. Получился поистине сочный, многогранный персонаж, за которым хочется наблюдать. Приятно было следить за их развитием и взаимодействием.
Эта пара – своеобразное олицетворение изречения о том, что противоположности притягиваются. Они как соль и перец, необходимые ингредиенты, которые всегда находятся под рукой и неразлучны, как белое и черное. И авторы, безусловно, умело дополнили сюжет, приправив его яркими красками и неожиданными поворотами. В результате получилась работа, которая не только развлекает, но и заставляет задуматься о вечных вопросах человеческого бытия и о сложности взаимоотношений между людьми.