## "Казахский Снайпер": Кино о Герое, Которого Не Захотели Помнить
Нельзя не признать, что кинематографисты России, Казахстана и Украины создали действительно достойный военный мини-сериал (четыре серии), демонстрирующий уровень производства, который способен приятно удивить. Фильм обладает ярко выраженным международным колоритом, что обусловлено авторским видением белорусского режиссера Леонида Белозоровича.
Особая ценность этой работы заключается в ее основанности на реальных событиях, на документальной летописи, а не на плодах художественного вымысла, как, к примеру, произошло с фильмом "Белый Тигр". Сценарий представляет собой тщательно проработанные воспоминания Касыма Кайсенова – казахского диверсанта, чье имя окутано завесой относительного забвения. Кайсенов был одновременно одним из руководителей украинского партизанского движения, лично участвовавшим в ключевых операциях.
Для большинства современников имя Касыма Кайсенова стало известно лишь благодаря выходу этого сериала. Зрителям предстает лишь один эпизод из богатой и разнообразной деятельности этого человека, чьи подвиги, казалось бы, должны были войти в золотой фонд национальной истории. Летом 1942 года Кайсенову было поставлена задача по ликвидации стратегически важного топливного склада, предназначенного для обеспечения танковых сил немецкой армии, готовящих наступление на юго-восточном направлении. Вызывают вопросы стратегические аспекты этой операции, целесообразность диверсии, учитывая многочисленные человеческие жертвы. Тем не менее, задача была выполнена, и подвиг Касыма, несмотря на сложность и трагичность обстоятельств, произошел.
История Касыма Кайсенова – это не просто рассказ о героизме, это рассказ о несправедливости. Трижды он представлялся к званию Героя Советского Союза, но эта высшая награда так и не была ему присуждена. Причина крылась в наличии влиятельных недоброжелателей, людей, чьи амбиции и интриги оказались сильнее признания заслуг. Даже в этом мини-сериале просматривается черта, отличавшая Кайсенова от многих современников – его независимость, его нежелание подчиняться навязанным правилам. Его известные 124 способа устранения противника и сотня уничтоженных фашистов были лишь средствами для достижения цели, а не предметом гордости.
Примечательно, что сам Кайсенов рассматривал свои диверсионные действия как тяжкое бремя, как неисчислимый грех. Возникают вопросы морали и духовности, сложно однозначно определить, кто заслуживает звания истинного христианина – тот, кто никогда не прибегал к насилию, или человек, вынужденный совершать жестокие поступки ради освобождения Родины. Ведь каждый раз, принимая решение, Касым переживал мучительную душевную боль, ведь в первые годы войны немецкие военнопленные не брались в плен.
На территории Украины Касым Кайсенов создал несколько партизанских отрядов, насчитывавших от ста до двухсот человек. В сериале воссоздан один из таких отрядов, руководство которым Кайсенов доверил сыну местного старосты. В процессе выполнения опасной миссии по ликвидации топливного склада, а также под влиянием личных обстоятельств, этот молодой человек претерпевает глубокую трансформацию, превращаясь в настоящего защитника своей земли. Художественная ценность картины заключается, в первую очередь, в последовательном и тонком изображении этого сложного процесса становления.
Нельзя не отметить, что легендарный Ковпак ценил вклад Кайсенова, называя его "Наш казахский народ". Местное население Украины окрестило его Васей. После войны Касым Кайсенов опубликовал несколько книг-воспоминаний, документирующих его жизненный путь. Легендарный диверсант ушел из жизни 30 декабря 2006 года, накануне своего 90-летнего юбилея. На родине Кайсенова, на казахской земле, пока отсутствует памятник этому герою, что является острой необходимостью, ведь подвиг Кайсенова должен остаться в памяти поколений.
Режиссер Леонид Белозорович, одновременно являющийся соавтором сценария, посвятил свою жизнь кинематографу. Его карьера началась с актерской деятельности, последовавшей за работой на студии «Беларусьфильм». Позднее он с успехом снялся во многих известных картинах. Получив дополнительное образование во ВГИКе на режиссерском факультете, он продолжил свой творческий путь.
Вдохновленный уроками великих мастеров Озерова и Столпера, Белозорович увлекся военной тематикой. Примечательно, что он также занимается озвучиванием зарубежных картин, демонстрируя свой универсальный талант и широту профессиональных интересов. Все это свидетельствует о том, что Леонид Белозорович – настоящая многогранная личность, работающая на передовой киноиндустрии.
Следует отметить, что сериал был удостоен первой премии на международном кинофестивале в Севастополе, подтверждая его художественную ценность и профессиональный уровень. Информацию о награде можно найти на сайте Кинопоиска.
Премьера фильма состоялась 9 мая 2013 года на телеканале «Евразия». Для тех, кто желает высказать свое мнение, более подробную информацию также можно найти на Кинопоиске. В настоящее время сериал доступен для просмотра в интернете в достаточно хорошем качестве. Хотя картину сложно назвать выдающимся произведением искусства, она снята на высоком профессиональном уровне.
Актерская игра, безусловно, не претендует на звание революционной. В отдельных эпизодах она выполнена немного лучше, чем в других. Однако её нельзя сравнивать с новаторскими решениями, представленными в фильме "Иди и смотри". Хорошо проявил себя Гостюхин, часто снимающийся в военных картинах, однако и его игра была предсказуемой. Наиболее интересным получился образ, созданный Александром Петровым, сыгравшим Леху, сына местного старосты. Казахский персонаж оказался таким, каким, скорее всего, он был в действительности.
Сложно не заметить, что воспоминания главного героя о цветущих маковых полях и о встречах с любимой, с использованием компьютерной графики, вызывают ассоциации с китайскими фильмами. Потенциал развития детских воспоминаний, встреч с дедушкой, был не реализован, вероятно, из-за ограничения экранного времени. В картине "Снайперы" 1985 года воспоминания главной героини, казашки-снайперши, о детстве были гораздо более убедительными.
Один вывод можно сделать с уверенностью – крайне желательно создание продолжения этого сериала, желательно с сохранением актерского состава и режиссера. Причем это необходимо не столько из-за художественных достоинств, сколько с познавательной целью! Мы так мало знаем о войне, а здесь открываются практически неизвестные страницы ее истории, основанные на документальной летописи. Важно, чтобы люди знали о подвигах Касыма Кайсенова и помнили о них!