Сериал Дюна/Dune онлайн

Дюна
IMDB
6.90
КиноПоиск
7.10

В развернутом полотне грядущего, когда судьба человечества оказалась неразрывно связана с существованием редчайшего и жизненно необходимого ресурса – Специи, кинематографическая интерпретация разворачивает трагический цикл борьбы за власть. Эта ценнейшая субстанция, источник долголетия и расширения сознания, добывается лишь на безжалостной планете Арракис, которую местные жители, коренные обитатели, называют Дюной. В эпоху перемен, когда баланс сил склоняется, могущественная династия Харконнен, деспотически властвовавшая над Арракисом на протяжении многих лет, лишается своего господства. Император Коррино, движимый собственными, порой неясные, политическими мотивами, принимает решение о передаче контроля над Дюной семье Атрейдис, известных своими принципами и честностью. Этот акт, казалось бы, справедливый, становится искрой, зажигающей пламя непримиримой вражды. Харконнены, уязвленные в своей гордости и лишенные возможности продолжать эксплуатацию планеты, накапливают ярость и жажду мести. Направленная на Атрейдисов тщательно спланированная и жестокая кампания, реализованная с безжалостным хладнокровием и под прикрытием политической интриги, обрушивается на них подобно песчаной буре. Почти все члены семьи Атрейдис, включая видных представителей их рода, гибнут в этой кровавой расправе. Уцелеть удается лишь Джессике, прекрасной и мудрой матери, и её сыну, молодому Полу Атрейдису, чья судьба, кажется, еще не определена. Понимая всю опасность, подстерегающую их, Джессика и Пол принимают решение искать убежище среди фременов – свободных и независимых коренных жителей Арракиса, населяющих безводные просторы планеты. Находясь под их опекой, Пол постепенно впитывает их традиции, оттачивает свои навыки выживания и проявляет неожиданные способности, которые не могли быть предсказаны. С течением времени, в сознании фременов зреет вера: Пол Атрейдис – это предсказанный пророк, Мессия, ожидаемый спаситель, который должен привести их к освобождению и навести порядок в этом жестоком и несправедливом мире. Его предназначение, кажется, выходит далеко за рамки личной трагедии и обещает радикально изменить ход истории целой цивилизации....

Оригинал
Dune
Страна
США, Германия, Канада, Италия
Жанр
приключения, фантастические, фэнтези, драмы
Год
2000
Режиссер
Джон Харрисон
В ролях
Уильям Хёрт, Алек Ньюман, Саския Ривз, П.Х. Мориарти, Иэн МакНис, Мэтт Кислар, Ласло И. Киш, Джанкарло Джаннини, Джули Кокс, Уве Оксенкнехт
Рецензии
## Ода песчаному Арракису: размышления об экранизации "Дюны" Джона Харрисона В начале было Слово. И Слово это – "Дюна". Роман Фрэнка Герберта, вершина фантастического искусства, не просто породил увлекательную историю, но и соткал целую вселенную, подчиненную собственным, уникальным законам. Эта вселенная одарила своим вдохновением бесчисленных творцов, подтолкнула к созданию собственных шедевров. Недаром Джордж Лукас, при создании грандиозной саги "Звездные войны", черпал идеи из "Дюны", органично вплетая в свою космооперу элементы, навеянные гениальной работой Герберта. Уже с первых страниц роман захватывает воображение, пробуждая неотложное желание не только пережить события в сознании, но и воплотить их на экране, воплотить в кинематографическую реальность. "Дюна" словно шепчет, умоляет, призывает: "Воплотите меня в жизнь!" И этот призыв был услышан. Первым, кто осмелился перенести эпическую сагу со страниц книги на полотно кино, стал Дэвид Линч. Оценивать адекватность его интерпретации, степень соответствия первоисточнику, достоверность образов персонажей – задача сложная и неоднозначная, подлежащая непрекращающимся дебатам. Однако нельзя отрицать значимость его работы для мировой фантастики, для поколения кинематографистов, явившихся его последователями. Джон Харрисон, в свою очередь, стремился продолжить дело Линча, взяв на себя ответственную задачу переосмыслить "Дюну" сквозь призму времени. Получилась работа, безусловно, достойная своего времени, попытка максимально полно и точно воссоздать замысел автора. Харрисон стремился передать не только сюжетные перипетии, но и глубинную целостность повествования, раскрыть сложную палитру характеров персонажей, показать их эволюцию под влиянием времени, отследить траекторию их взаимоотношений, передать гамму переживаний и чувств. Особенно мастерски он воссоздал саму вселенную Дюны, показав как масштабные события, так и внутренний мир героев. От суровой, выжженной солнцем пустыни Арракиса, с ее песчаными бурями и перепадами температур, до влажного, плодородного Каладана, с его океанами и буйной зеленью, до мрачного, пропитанного смогом Гиеди Прайм, с его бетонными джунглями и экологической катастрофой – каждый уголок этой планетарной мозаики оживает на экране. Представь, что эти миры обретут реальное существование в нашей Вселенной – зрелище было бы мало отличимо от того, что нам демонстрирует Харрисон. Величественные хайлайнеры, стремительные орнитоптеры, разрушительные огневые залпы, лезвие ножа, пронзающее плоть, мощь ядерных зарядов, превращающих горы в пыль – мир фильма органично вплетен в канву нашей реальности. И история развивается последовательно, каждое действие является следствием предыдущего, а причинно-следственные связи четко выстроены в логическую цепочку. Не встретишь в этом повествовании неожиданных сюжетных поворотов, не обнаружишь несправедливых deus ex machina – все события вытекают из предыдущих, подчиняясь незыблемым законам вселенной. Погружаясь в экранное повествование, невольно начинаешь ощущать, что герои перед тобой – не просто действующие лица, а живые люди, наделенные сложными судьбами, чувствами и мотивами. Их эмоции, переживания, страхи – все это раскрывается перед зрителем, вызывая глубокое сопереживание. Мир "Дюны" в интерпретации Харрисона кажется реальным, живым, осязаемым. Не стоит рассматривать работу Линча как неудачную или менее значимую. Это – иной взгляд на первоисточник, акцент на мистические и философские аспекты книги, в то время как Харрисон стремился к большей целостности сюжета, детализации и глубокой передаче характеров. Если бы мне предложили посоветовать одну из экранизаций, я бы настоятельно рекомендовал обе – как две грани одного бриллианта, позволяющие по-новому взглянуть на гениальное творение Герберта. Что касается зрелищности, то обе интерпретации, по своим меркам времени, представляют собой немалые достижения кинематографического искусства. Однако, современный зритель, привыкший к компьютерной графике, может заметить некоторую искусственность в некоторых сценах, особенно в эпизоде прыжка хайлайнера с орбиты Каладана. Также бросается в глаза упрощенность визуальных эффектов, например, дыма над Арракином после финального сражения. Графика, касающаяся Шаи-Хулуда и техники, выглядит вполне приемлемо, хотя к инопланетным животным и обстановке сиетчей есть некоторые вопросы. Однако самым ощутимым промахом в визуальной составляющей стали глаза ибада. Книга гласит, что постоянное употребление спайса приводит к изменению цвета белков и радужной оболочки глаз, придавая им ровный синий оттенок, слабо светящийся в темноте. В версии Линча этот признак прослеживался, хотя и не всегда безупречно. В фильме Харрисона же произошла заметная ошибка: у обладателей глаз ибада синева никуда не пропадала, даже когда они смотрели прямо на зрителя. Таким образом, экранизация "Дюны" от Джона Харрисона представляет собой обстоятельную и добросовестную попытку пересказа оригинального произведения, органично вписанного в канву современной реальности. Вселенная Дюны предстает перед нами как один из возможных вариантов развития нашей собственной Вселенной, спустя тысячелетия. Сюжет обладает внушительной целостностью, нить повествования непрерывна, а ход событий подчиняется законам логики. Герои, их мотивации и эмоциональный фон раскрыты настолько глубоко, что зритель невольно начинает сопереживать их судьбам. Компьютерная графика, безусловно, имеет свои недостатки, но не вносит фатального ущерба целостности произведения. В целом, "Дюна" от Джона Харрисона – достойная экранизация, которая, несомненно, понравится поклонникам научной фантастики и космической оперы, а также любителям сложных и динамичных сюжетов.
"Дюна" Фрэнка Герберта – это поистине монументальное литературное произведение, обладающее непревзойденной силой и глубиной. Хотя последующие работы, написанные самим Гербертом, не достигают той же высоты, они все же обладают внушительной художественной ценностью. После его кончины цикл был продолжен другими авторами, однако эти произведения заметно уступают по масштабу и оригинальности. В 1984 году мир увидел экранизацию, созданную режиссером Дэвидом Линчем. Несмотря на талантливого постановщика, фильм оставил противоречивые впечатления. Помню, как в юности я был очарован романом, а затем, с любопытством, посмотрел ленту Линча. К счастью, я познакомился с книгой прежде, чем увидел ее кинематографическую интерпретацию – это позволило мне избежать разочарования, которое нередко испытывают зрители, впервые увидевшие экранизацию без предварительного знакомства с первоисточником. С течением времени роман "Дюна" перечитывался не единожды, и изначальное желание увидеть его великолепное воплощение на экране постепенно угасло. В жизни, как это часто бывает, стремление к чему-либо хорошему, увы, обрывается неудачей. Однако, когда приходит принятие неизбежности неисполнения желаний, открывается новое понимание. Жизнь – это парадоксальная и часто ироничная реальность. К счастью, существуют книги, которые удачно переносят свои образы и атмосферу на экран. И дело здесь не столько в различиях в интерпретации, хотя это и играет роль, сколько в том, что многие создатели кино искренне верят: успешное произведение само себя рекламирует. Мир, герои, захватывающая сюжетная канва – и зрители потянутся в кинотеатры. Однако речь не об этой экранизации – она отличается. Она заметно уступает оригиналу, как по содержанию, так и, что особенно важно, по духу. Если бы я не читал роман, я бы, несомненно, обратился к нему после просмотра фильма. Перенести на экран столь сложный и многослойный мир фантастики – задача крайне нетривиальная, однако создателям этой экранизации удалось это сделать поистине великолепно. За это им огромная благодарность. Некоторые критики высказывают мнение, что фильму не помешал бы более масштабный бюджет. Однако, рисковать, испытывая удачу, не стоит – сколько прекрасных произведений было искалечено в погоне за званием "блокбастера"! Смотрите и читайте, или делайте наоборот. Наслаждение можно почерпнуть и из книги, и из фильма, они предлагают разные грани одной и той же истории, обогащая восприятие и вызывая новые эмоции.
Затерянный в бескрайних просторах космоса, планета Дюна, или Арракис, как её прозвали колонизаторы, предстает перед взором суровой и неприветливой картиной. Бесплодные пески, простирающиеся до самого горизонта, формируют ландшафт, лишенный какой-либо растительности, за исключением редких, выносливых растений, приспособленных к экстремальным условиям. И, словно древние боги, под этой безграничной пустыней обитают гигантские песчаные черви – существа колоссальных размеров, чье появление сеет панику и разрушение. Лишь небольшая часть территории была покорена человечеством, превращена в крошечный оазис, хрупкий и уязвимый перед лицом могущества природы. В это место, окутанное тайнами и опасностями, прибывает герцог Лито Атрейдес, вместе со своей супругой, Джессикой, и сыном, Полом. Официально – по назначению на важную административную должность, но на деле – в изгнание, в качестве пешки в сложной политической игре. Первое время все кажется благополучным, но за фасадом спокойствия зреет коварный заговор. Неминуемо разразится трагедия: Дом Атрейдес, процветающий и уважаемый, падет жертвой безжалостной расправы. Клан Харконненов, воплощение беспринципности и жестокости, без колебаний уничтожит его, стирая с лица Дюны. В этом переплетении интриг и борьбы, Пол, обретающий в народе прозвище Муад’Диб, проявит свою истинную сущность. Он встанет на защиту угнетенного населения, возглавит движение сопротивления и, в конечном итоге, возвысится до роли духовного лидера, мессии, несущего надежду на освобождение. Впоследствии его имя будет прославлено титулом Квисатц Хадерахом – "Он, кто сидит на воде", символ могущества и пророческого дара. Создание кинематографической адаптации монументального романа Фрэнка Герберта представляло собой чрезвычайно сложную задачу. Первая попытка, предпринятая Дэвидом Линчем в 1984 году, оказалась компромиссом, скорее выражением авторского видения, чем точной передачей духа первоисточника, спешно облетевшим, как метеор. Более близким к оригиналу можно считать трехсерийный цикл, созданный Джоном Харрисоном, который сумел уловить атмосферу и глубокий философский смысл произведения. Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение, созданное Алеком Ньюманом. Он сумел воплотить на экране образ Муад’Диба, продемонстрировав его эволюцию, взросление и становление настоящего лидера. Наблюдать за постепенной трансформацией юноши в могущественного вождя, способного не только противостоять врагам, но и наносить сокрушительные удары, является одной из самых впечатляющих сторон сериала – прогрессия и глубина, с которыми это показано, вызывает восхищение. Музыкальное сопровождение усиливает драматизм происходящего, подчеркивая внутренний мир героя и сложность его пути.
Не стоит ожидать от этой киноадаптации новаторской графики или новаторских решений в декорациях – местами их лаконичность может показаться даже несколько резкой и бросаться в глаза. Однако, невозможно пренебречь тем фактом, что целая плеяда людей сформировалась, возможно, не столько под влиянием печатных изданий знаменитой серии «Хроники Дюны» (первое из которых носит идентичное название с экранизируемым сериалом), сколько благодаря увлечению культовой видеоигрой Dune II: The Battle For Arrakis. Поэтому, аудитория, способная откликнуться на этот сериал, несомненно, будет обширна. Наиболее ценной особенностью этой кинематографической интерпретации является почти безукоризненное следование первоисточнику, воссоздавая на экране сюжетные линии с поразительной точностью. Это особенно приятно, поскольку поклонники книг и предыдущих адаптаций не раз сталкивались с ситуациями, когда повествование отклонялось от намеченного пути или вовсе игнорировались критически важные сюжетные повороты. Подобные отклонения способны разочаровать даже самых преданных фанатов. Эта экранизация с удивительной достоверностью передает атмосферу, созданную гением Фрэнка Герберта, и я не увижу в этом ничего предосудительного, если порекомендую её не только верным последователям «Дюны», но и всем ценителям научной фантастики. Влияние «Дюны» на последующие произведения жанра неоспоримо велико, и справедливо можно утверждать, что из этой саги “растут корни” вселенной Warhammer – сложной, многогранной и захватывающей. Поэтому, призываю: погрузитесь в этот мир, наслаждайтесь каждой сценой, ищите скрытые аналогии и параллели – вас ждет путешествие, которое не оставит вас равнодушными. Взгляните на этот сериал как на портал, ведущий к пониманию не только научно-фантастического мира, но и глубоких философских вопросов, которые он ставит.
Сказать, что фильм воодушевляет своей полной преданностью первоисточнику – не преувеличение. Конечно, неизбежны незначительные отклонения от литературного текста, ведь дословная, стопроцентная адаптация романа – задача, граничащая с невозможным. Фильму, безусловно, не хватает масштабного финансирования, что находит отражение в скромности декораций и не совсем правдоподобной, словно искусственно рассыпанной, фактуре песка. Однако, нельзя не отметить, что съемочная группа приложила максимум усилий, чтобы максимально приблизиться к задумке, а визуальные эффекты, особенно детализация инопланетной фауны, например, впечатляюще реалистичны. Суть «Дюны», как и ее глубинная философия, заключатся не в романтических переживаниях или религиозных догмах, а в безжалостной политике. Именно она, как зловещая тень, лежит в основе всего происходящего на Арракисе. Создателям удалось мастерски передать всю палитру политических интриг – алчность, разъедающую человеческие души, гниль коррупции, ненависть, подпитывающая вражду, и предательство, разрушающее даже самые крепкие союзы. Все эти атрибуты, пронизывающие общество, предстают перед зрителем во всей своей неприглядной красе, доказывая, что власть и ресурсы – движущие силы, определяющие судьбы целых планет. Лишь впоследствии, на фоне этой сложной политической паутины, проступают и темы любви, и религиозные мотивы, не являющиеся первичными, а лишь вторичными, отголосками основных конфликтов. В конечном итоге, это весьма увлекательный фильм, который способен увлечь зрителя в мир, созданный гением Фрэнка Герберта, несмотря на определенные производственные ограничения, которые не смогли полностью заслонить его художественную ценность и масштабность замысла.