Сериал Ставка больше, чем жизнь/Stawka wieksza niz zycie онлайн

Ставка больше, чем жизнь
IMDB
7.70
КиноПоиск
7.83

Над Европой нависла тяжесть Второй мировой войны. 1941 год ознаменовался неумолимым расширением территорий, поглощенных агрессией фашистской Германии. Среди миллионов, оказавшихся в жерновах этого жестокого конфликта, был и польский воин Станислав Колицкий. Ему посчастливилось избежать участи узника немецкого концлагеря, совершив дерзкий и рискованный побег, ставший символом несгибаемой воли к свободе. Когда измученный, но решительный беглец достиг советской границы и переступил ее, ему была предложена судьбоносная миссия – стать невидимым стражем, шпионом, готовым внести свой вклад в грядущее освобождение родной Польши от ига фашизма. Приняв это предложение с чувством долга и решимостью, Станислав Колицкий погрузился в сложнейшую и всеобъемлющую подготовку, предназначенную для закалки бойца в искусный разведчик. Обучение было изнурительным и требовало не только физической стойкости, но и глубокого понимания психологии противника, отточенного мастерства маскировки и умения работать в условиях полной неопределенности. Овладев всеми необходимыми навыками, прошедший спецподготовку Колицкий получил новые документы и был внедрен во вражеский тыл. Теперь он представал перед миром под личиной Ганса Клосса – офицера немецкой армии, безупречно чинного и пользующегося доверием среди сослуживцев. Этот новый образ, тщательно выстроенный и отточенный до мельчайших деталей, должен был стать его щитом и оружием в опасной игре. Судьба распорядилась так, что бывшему польскому солдату, ставшему советским разведчиком, предстояло пройти через горнило испытаний, где на каждом шагу таилась угроза разоблачения. Сможет ли он, удержавшись на грани риска, достойно справиться с возложенной на него миссией, сохраняя секретность своей истинной личности и внося свой вклад в победу над фашистским захватчиком? Его история – это сага о самопожертвовании, мужестве и отваге, развернувшаяся в мрачные времена глобальной войны....

Оригинал
Stawka wieksza niz zycie
Страна
Польша
Жанр
боевики, исторические
Год
1967
Режиссер
Януш Моргенштерн Рышард Плуциньский Анджей Кониц
В ролях
Станислав Микульский, Эмиль Каревич, Бронислав Павлик, Густав Люткевич, Северин Бутрым, Мечислав Стоор, Кшиштоф Хамец, Лешек Хердеген, Аугуст Ковальчик, Йоланта Зыкун
Рецензии
## Отголоски прошлого: размышления о сериале "Ставка больше, чем жизнь" Недавно, уделив драгоценные дни отпуска, я погрузился в просмотр культового польского сериала "Ставка больше, чем жизнь". Прежде чем продолжить, позвольте внести небольшое уточнение: знаменитое название, ставшее крылатым слоганом, на самом деле ни разу не прозвучало в диалогах или титрах. Ирония судьбы, но впервые я столкнулся с этим сериалом в детстве, когда мне было семь или восемь лет. Тогда он был невероятно популярен, однако юный зритель не мог оценить всей глубины и мастерства, проявленных в этом произведении. Мой интерес был обусловлен исключительно симпатией к главному герою, изящному и харизматичному Клоссу-Махульскому, чья актерская игра, даже в юном возрасте, покорила мое воображение. С годами, переосмысливая увиденное, я пришел к глубочайшему восхищению этим персонажем и, безусловно, самим польским кинематографистом. Такая устойчивость и актуальность через десятилетия – неоспоримое свидетельство его художественной ценности и бессмертия. Нельзя отрицать, что польская, наряду с венгерской, киноиндустрия в свое время оказала колоссальное влияние на советское киноискусство, продемонстрировав новые подходы к построению многосерийных проектов. Наши кинематографисты, словно оторванные от мировых тенденций «железным занавесом», поначалу испытывали трудности в создании столь качественных и увлекательных историй. Польские и другие европейские мастера, вдохновленные примером американского и западноевропейского кино, успешно удовлетворяли растущий спрос на сложные и динамичные телеповести. Действительно, мы, в свою очередь, переняли у поляков многие секреты успеха, отточив мастерство создания захватывающих многосерийных картин. О чем же идет речь? Прежде всего, это оптимальная продолжительность эпизодов, не превышающая часа. Затем – принцип самостоятельного, законченного сюжета в каждой серии, что обеспечивает динамичность и интерес зрителя. Немаловажна и предельная динамичность повествования, не сказывающаяся на глубине актерской игры и драматической составляющей. И, наконец, запоминающаяся музыкальная заставка, являющаяся своеобразной визитной карточкой сериала и создающая неповторимую атмосферу (в случае с "Ставкой" это новаторская увертюра Ежи Матушкевича, звучание которой буквально вырывало людей из повседневной рутины и направляло к экранам телевизоров). Поэтому, отечественные картины того времени, хотя и обладающие глубоким содержанием и драматизмом ("Щит и меч", "Майор Вихрь", "Сатурн"), справедливо не считались настоящими сериалами, а классифицировались как "многосерийные художественные фильмы". И лишь в 1973 году на советском телевидении появился настоящий сериал – "Семнадцать мгновений весны". Признаюсь, я немного увлекся лекцией, а должен был написать отзыв. Вернемся к "Ставке". Меня всегда поражала стремительность съемочного процесса. И при этом – удивительное качество! Обратите внимание на безупречную студийную озвучку, виртуозную операторскую работу, впечатляющую игру актеров и захватывающий сюжет. Как же талантливо и упорно трудились поляки, чтобы воплотить этот шедевр в жизнь! Что особенно примечательно в "Ставке"... Разнообразие женских образов! Красавицы с неповторимыми прическами, поражающие своей красотой и стилем, не всегда соответствующие духу сороковых годов. Одна из героинь, к примеру, предстает в джинсовой рубашке, что добавляет картине нотку нетипичной легкости и современности. Клосс, оказавшись в столь прекрасном окружении, не теряется ни на йоту – он с легкостью мог бы составить конкуренцию самому Джеймсу Бонду! Интересный момент: советские военные, оказавшие помощь Янеку, сбежавшему из концлагеря, и которому, по идее, должны были быть адресованы задания, появляются лишь в первой серии, после чего все действия полностью переходят к полякам, даже к концу войны. Как тогда, в народе, шутили: "Это о том, как поляки выиграли войну". Действительно, Гитлер быстро захватил Польшу, но поляки сражались до последнего, продолжая партизанскую борьбу на своей территории вплоть до 1945 года. Сегодня мы все знаем, что поляки были отважными и достойными вояками.
Безусловно, фильм представляет собой значимое явление в отечественной кинематографии, вызывающее неподдельный интерес у широкой аудитории. Практически невозможно переоценить любовь зрителей к кинематографическим произведениям, посвященным Великой Отечественной войне, особенно к историям, повествующим о подвигах разведчиков. Вспомнить только всенародную славу, окутавшую образ легендарного Штирлица – достаточно одного упоминания, чтобы вызвать теплые чувства и ностальгию. Несмотря на то, что «Ставка выше жизни» не является плодом российского, а вернее, советского кинематографа, этот факт не умаляет её художественной ценности. Наши страны на тот период времени делили тесные и плодотворные отношения, что позволяло осуществлять совместные проекты. Важно также учитывать время выхода картины на экраны – далёкие 60-е годы, когда после окончания кровопролитной войны прошло лишь несколько лет. Подобные экранизации вызывали искренний отклик у зрителей, и сегодня, спустя десятилетия, фильм не утратил своей актуальности и по-прежнему остается весьма смотрибельным. Однако, при пересмотре картины сквозь призму современных знаний, начинают проявляться многочисленные исторические неточности. Для тех, кто не обладает глубокими познаниями в истории, эти несоответствия могут остаться незамеченными. Но для человека, знакомого с деталями эпохи, они бросаются в глаза, словно осколки разбитого зеркала. Нельзя исключать предположение, что эти исторические вольности были допущены намеренно. Возможно, создатели стремились придать повествованию большей художественности, помня о том, что перед ними не документальная хроника, а художественный вымысел. Не стоит забывать и о влиянии идеологии и цензуры, которые существовали в те годы. Возможно, детали не имели принципиального значения, главное было донести до зрителя четкий посыл – показать абсолютную бесчеловечность нацистов и непоколебимый героизм советских солдат. Что, в целом, безусловно, удавалось. Не вызывает ясности вопрос о происхождении главного героя, о его предшествующем опыте работы в разведке и о том, к какому именно ведомству он принадлежал до того, как был направлен в тыл врага. В фильме упоминается лишь то, что он из советской разведки, однако необходимо помнить о многообразии разведывательных структур, существовавших в Советском Союзе. Это и НКВД, и военная контрразведка, и целая сеть специализированных управлений. Для обычного зрителя разница может показаться незначительной, но профессионалам это представляется принципиальным вопросом. Нельзя обойти вниманием и деликатный вопрос о сотрудничестве Польши и Советского Союза, который фигурирует в сюжете. Главный герой – поляк, и этот факт вызывает ряд вопросов, а по крайней мере, некоторую долю сомнения. Исторические отношения между нашими странами были сложными и противоречивыми. Польша до самого конца не знала, на чьей стороне окажется в грядущей войне – на стороне Германии или на стороне Советского Союза. Поэтому, разумно предположить, что обмен ценнейшими кадрами был бы крайне затруднительным и нецелесообразным. Особый интерес вызывают образы женщин-офицеров СС, которые, к сожалению, часто встречаются в кинематографе, и данная картина не является исключением. Реальность такова, что представительницы прекрасного пола практически не служили в карательных отрядах. В исключительных случаях их допускали на должности секретарш или связисток, и то только в первые годы Второй Мировой войны, когда ощущался дефицит мужчин. Более распространено было привлечение женщин к охране концлагерей и тюрем для уголовников. Свою жестокость в этих учреждениях женщины проявили в такой мере, что многие мужчины по сравнению с ними покажутся ангелами во плоти. Однако, на руководящих должностях в СС женщин не было и быть не могло. Поэтому, заявление героини о том, что она служит в СС с 1937 года, представляется натянутым и нереалистичным. Безусловно, существуют и другие исторические ляпы, однако повторюсь, картина от этого не становится хуже. Её достоинства перевешивают недостатки, и она заслуживает внимания и зрительского интереса. Фильм по-прежнему актуален и способен вызывать сильные эмоции, оставаясь памятником эпохи и значимым вкладом в отечественный кинематограф.
Попытка оценить польское кинематографическое искусство в целом представляется мне затруднительной. Объем просмотренных мною картин не позволяет вынести категоричные суждения, не позволяя отнести его ни к ряду неудачных, ни к образцам безупречного мастерства. Бесспорно, он не обладает той глобальной популярностью, что и кинематографические шедевры Голливуда, но в последнее время все чаще встречаются случаи его демонстрации на экранах различных стран мира. Недавно мне довелось познакомиться с мини-сериалом "Ставка больше чем жизнь", и уже после просмотра первых эпизодов я был убежден, что польскому кинематографу суждено занять достойное место на мировой арене. Первое, что захватывает дух и моментально привлекает внимание – это безупречно выстроенный, глубоко проработанный сюжет, который завораживает своей непредсказуемостью. История рассказывает о польском заключенном немецкого концлагеря, совершившем дерзкий побег, сопровождаемый устрашением охранника. Его путь лежит к советской границе, где, как это и следовало ожидать, он попадает в руки представителей Красной Армии, которые стремятся установить его личность и мотивы. Вскоре поляка вербуют и назначают на роль разведчика, скрывающегося под маской немецкого офицера Ганса Клосса, поразительно напоминающего его внешностью. В первых же эпизодах мини-сериала поляк успешно внедряется в тыл врага, передавая жизненно важную информацию советскому командованию через сеть надежных помощников. Однако его маскировка раскрывается, но благодаря сообразительности и актерскому мастерству он имитирует собственную кончину и вновь появляется на арене в образе Ганса Клосса. Каждая последующая серия представляет собой самодостаточный сюжетный поворот, объединенный лишь общей канвой – драматическими годами войны, охватывающими весь период от начала до окончания кровопролитного конфликта. По моему мнению, сюжетная линия отличается новаторским подходом, являясь значительным отступлением от привычного повествования, характерного для советских фильмов о Великой Отечественной войне. Нельзя не отметить исключительный актерский состав! Несмотря на скромное количество участников, ключевые роли исполнили Станислав Микульский, воплотивший на экране образ Ганса Клосса, и Эмиль Караевич, блестяще представивший Германа Брюннера. Остальные актеры, хоть и появляются эпизодически, оставляют заметный след в общем восприятии. Должен признать, что игра Станислава Микульского стала для меня настоящим сюрпризом! Удивительно, что, несмотря на почтенный возраст (ему далеко за восемьдесят лет), он продолжает активно сниматься. Его внешнее сходство с молодым Гансом Клоссом поистине поразительно. Вероятно, можно сказать, что годы не влияют на его талант и мастерство. В заключение хочу отметить: этот мини-сериал – это выдающаяся работа, обладающая захватывающим сюжетом, создающая невероятную атмосферу и представляющая запоминающихся героев. Браво польским режиссёрам за создание столь значимого произведения!