Сериал Неопалимая купина (2013)/Horící ker онлайн

Неопалимая купина (2013)
IMDB
7.80
КиноПоиск
7.03

На фоне суровой чешской зимы, в январе 1969 года, Чехию потряс трагический и загадочный акт самосожжения Яна Палаха. Это событие стало отправной точкой для волны слухов и спекуляций, расколовших общество на непримиримые лагеря. В воздухе сгустилась атмосфера недоверия и взаимных обвинений, где правда казалась призрачной и ускользающей. Среди хаоса домыслов и откровенной дезинформации, одна фигура особенно выделилась – Вильям Новый, чьи необоснованные заявления о применении некой технологии, некоего "холодного огня", лишь усугубляли напряженность и порождали еще больше вопросов. Его слова, не имеющие под собой никаких фактических оснований, казались попыткой отвести подозрения от истинных виновников и запутать следствие. В то же время, семья Яна Палаха, скорбящая по утраченной жизни и стремящаяся к возмездию, не собиралась мириться с ложью и предвзятостью. Они жаждали справедливости и стремились добиться объективного расследования произошедшего, чтобы истина о смерти Яна Палаха вышла на свет. Именно в этот сложный и тревожный период в дело вступила Дагмар Бурэшова – опытный и принципиальный адвокат, готовая бросить вызов системе и защищать тех, кто оказался в беззащитной позиции. Она, движимая чувством долга и убежденная в необходимости защиты прав погибшего и его близких, подготовила и подала исковое заявление, направленное на восстановление чести и достоинства Яна Палаха, а также на отстаивание интересов его родных и близких, потерявших самое дорогое. Этот шаг стал символом борьбы за правду в эпоху политических интриг и цензуры, и обозначил начало долгого и трудного пути к справедливости....

Оригинал
Horící ker
Страна
Чехия
Жанр
драмы, исторические
Год
2013
Режиссер
Агнешка Холланд
В ролях
Татьяна Паугофова, Ярослава Покорна, Петр Стач, Войтех Котек, Patrik Dergel, Мартин Губа, Игорь Барес, Адриан Ястрабан, Ян Бударж, Иван Троян
Рецензии
## "Неопалимая купина": Эхо Пражской весны сквозь призму зрелого творчества Агнешки Холланд Возможно, с выходом "Неопалимой кустов" мы становимся свидетелями возвращения Агнешки Холланд к наиболее значимым, глубоким темам её творчества, отдаленно напоминающим её работы семидесятых годов. Образование в знаменитой Пражской ФАМУ и последующая работа над сериалом, пронизанным библейскими мотивами, закономерно предвосхитили появление этого масштабного и впечатляющего произведения. Уже само название – "Неопалимая купина" – провоцирует на размышления и заставляет задуматься о множестве вопросов. С первого взгляда кажется, что Холланд не просто создала сериал, а, по сути, реализует концепцию многосоставного, четырехчасового полотна, посвященного Яну Палаху. Зрителю предстоит прожить вместе с главным героем эти трагические часы, наблюдать за его поступками, которые сложно однозначно назвать отчаянными, и размышлять о психологических и социальных мотивах, побудивших к ним двадцатилетнего студента исторического факультета. Палах, в знак протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию, совершает акт самосожжения на площади Вацлава, навсегда запечатлевшись в памяти как символ чешской молодежи, уставшей от подавления и лишенной возможности свободно выражать свою гражданскую позицию. Сюжет развивается неспешно, погружая зрителя в атмосферу суровых судебных процессов и напряженных интеллектуальных дискуссий. Лента Агнешки Холланд, удивительным образом совпадающей по возрасту с самим Палахом, исследует глубоко укоренившийся в обществе страх и конформизм, разъедающий души людей, подтачивающий их совесть, доводя до истощения и полной трансформации личности. Прослеживается психологический момент, актуальный для того времени: вынужденное согласие с сотрудничеством с доминирующим режимом. Эти мучительные переживания, напоминающие трагические события, показанные в фильме "Признание", обнажают механизм организации покаянных процессов, характерный для периода сталинизма в Чехословакии. "Неопалимая купина" подкрепляет догадки о грядущем возрождении "Пражской весны". Фильм констатирует факт, что люди не только покидают родные земли, но и проводят здесь десятилетия, сталкиваясь с разрушением своей моральной основы. Репрессии, санкционированные Москвой, усваиваются соотечественниками, стремящимися к карьерному росту и получению благ, часто в ущерб собственным принципам. В интонациях своего повествования Агнешка Холланд, очевидно, была свидетельницей той эпохи. Уже в 1971 году в Польше знали о зарождающихся протестных настроениях в других восточноевропейских социалистических государствах. Эти настроения влились в течение «кинематографа морального беспокойства», к которому Холланд причастна, будучи соавтором сценария картины Анджея Вайды «Без обезболивания». Она активно сочувствовала деятелям и участникам «Солидарности» и до своего вынужденного переезда в Западную Европу и США находилась в самом сердце художественного сообщества, придерживающегося четко выраженной гражданской позиции. Только получив возможность снять то, что ранее было запрещено, Холланд смогла раскрыть болезненные и важные темы, осудить преследования коммунистов, гонения католической церкви и протестные настроения паствы. К 1989 году отношение к реабилитации в Чехословакии кардинально изменилось – она стала неотъемлемой частью решительных перемен. Не потребовалось даже сорока лет, как Моисею, чтобы привести народ через пустыню в надежде на светлое будущее. Мини-сериал "Неопалимая купина", вышедший к сорок четвертой годовщине трагического акта самосожжения Палаха на площади, представляет собой не просто документальную реконструкцию, а проникнутый искренностью и правдивостью художественный образ. Зрителя ожидают душераздирающие кадры, показывающие вырытые могилы и погибших студентов. Это Чехословакия, с ее уникальной атмосферой и трагической историей, которая захватывает воображение современного зрителя. Шестидесятичетырехлетняя Агнешка Холланд, как зрелый и мудрый мастер, открывает глаза на то, что было скрыто за железным занавесом. Она пытается исцелить зрителей, словно хирург, проводя операцию на душе без наркоза, заставляя осознать, что то, что казалось далеким и абстрактным, на самом деле – близко и актуально для каждого. Это высококачественный сериал, который преподнесет истину, лишенную прикрас. Невероятно эмоциональные моменты затронут самые сокровенные уголки души. Герои глубоки и многогранны, а каждое изображение выполнено с мастерством, граничащим с гениальностью. Перед нами – глубокая, сложная, но невероятно честная картина, которую должен увидеть каждый.
Первый фильм Агнешки Холланд, довелось мне оценить недавно, и впечатление оказалось поистине завораживающим. Нельзя не признать мастерство режиссера – тонкое и деликатное повествование пронизано женской эмпатией, акцентирует внимание на детской беззащитности и нюансах человеческих взаимоотношений, которые нередко ускользают от взгляда. Тем не менее, мне представляется, что реальность того времени, вероятно, была куда более суровой и трагичной, нежели изображено на экране. По всей видимости, личный опыт Холланд, приобретенный в Польше, где она столкнулась с подобными явлениями, сформировал гармоничную, если так можно выразиться, структуру повествования. Хотя, стоит отметить, что Польша в те годы, пожалуй, обладала большей степенью свободы, по крайней мере, в сравнении с другими странами Варшавского договора. Нельзя не учитывать, что режиссер родилась в 1948 году, как и многие студенты, ставшие героями этой истории. Ее субъективные переживания, связанные с социализмом, без сомнения, нашли отражение в этих трех полнометражных картинах, объединенных общей тематикой. Назвать это сериалом было бы неверно, скорее это телефильм, созданный в лучших традициях британского телевидения, хотя, безусловно, он не следует британской стилистике – это, скорее, качественное среднеевропейское кино. В отдельных эпизодах даже проскальзывают моменты, напоминающие произведения Франца Кафки, пронизанные ощущением абсурда и безысходности. Неосознанно, но отчетливо я ощущаю параллели с современной украинской действительностью, ведь сейчас я нахожусь именно здесь. Так же, как Чехословакия когда-то находилась под внешним управлением, наша страна сегодня переживает аналогичную ситуацию. Государство функционирует в жесткой зависимости от спецслужб различных государств. И, как всегда, обычные люди балансируют на грани, становясь жертвами политических интриг и махинаций. Если раньше угроза исходила с востока, то сейчас она исходит с совершенно другого континента. Безусловно, рекомендовать к просмотру стоит. Впечатляет воссозданная атмосфера эпохи, созданная с использованием американских средств HBO. Несомненно, заметно, что съемки не проводились в Праге, давно ставшей туристической Меккой. Но обнаруживается, что в начале XXI века в Чехии все еще существуют городки, где, кажется, мало что изменилось за последние полвека… Эти места практически не отличаются от того, что мы привыкли называть «бывшим совей». P.S. Не могу не испытывать искреннего интереса к судьбе следователя полиции, который, вместе со своей семьей, якобы отправился в отпуск в Австрию. Надеюсь, что у этого вымышленного героя, имеющего, по всей видимости, несколько прототипов, все сложилось благополучно в этой стране. В конце концов, так хочется верить, что даже в самых мрачных обстоятельствах человеческая справедливость и надежда могут найти свой путь.