В круговороте развлекательного контента, моё внимание неизменно возвращается к отечественному кинематографу, особенно к детективному жанру. В юные годы я с удовольствием погружалась в продолжительные телевизионные эпопеи, однако в последнее время мой выбор склоняется к более лаконичным историям, позволяющим избежать затяжных ожиданий и быстро получить разрешение ключевых сюжетных узлов. Недавно я открыла для себя мини-сериал "Инквизитор", появившийся на экранах пару лет назад, и должна признать, что мои ожидания были оправданы.
Сериал продемонстрировал себя как весьма достойный образец, умело удерживающий зрителя в состоянии напряжения. Повествование выстроено таким образом, что истинная личность убийцы остается под завесой тайны практически до финальных титров последнего эпизода. Эта продуманная интрига, этот элемент неопределенности, полностью удовлетворили мои эстетические запросы.
Действие разворачивается в тихом, отрешенном от суеты больших городов поселении, где начинают происходить необъяснимые убийства. Каждое преступление отличается особой жестокостью и невообразимой изощренностью, что указывает на психическую нестабильность и патологические наклонности преступника. Понятно, что за этими злодеяниями стоит один и тот же человек, чье сознание находится в состоянии глубокой дисфункции. Но что самое главное – почему жертвами становятся именно представители финансовой элиты, влиятельные фигуры, обладающие ресурсами и авторитетом? Этот вопрос становится краеугольным камнем расследования, которому отдаются следователи.
В ходе работы над делом, герои, по обыкновению, присвоили убийце негласное прозвище – ИНКВИЗИТОР. Это название, как нельзя лучше, отражает характер преступлений: каждое из них напоминает публичную, показательную казнь, исполненную с излишней жестокостью и цинизмом.
Одну из ключевых ролей исполнила Виктория Исакова, актриса, вызывающая у меня симпатию. Однако, в данном конкретном проекте, её игра показалась несколько надуманной, даже пафосной. Созданный ею образ, казался гипертрофированно надменным, не допускающим даже намека на близость и доступность. Эта неправдоподобность, к сожалению, несколько омрачила общее впечатление. В остальном же, я нашла немало достоинств в этом мини-сериале.
Визуальная составляющая картины выдержана в несколько приглушенной, сдержанной палитре. Несмотря на то, что изображение цветное, не возникает ощущения притягательной, детализированной картинки. По всей видимости, создатели сделали ставку на содержание, на сам сюжет, на его драматическую глубину, а не на создание особого, атмосферного визуального ряда, на пейзажные зарисовки или изысканные декорации. В итоге, "Инквизитор" – это напряженный детектив, который удерживает внимание благодаря непредсказуемости, но лишен изысканной визуальной эстетики.
Безусловно, центральным достоинством этого сериала, на мой взгляд, является непринужденность, с которой авторы расстаются со своими персонажами. Эта отстраненность, эта готовность отправить в небытие созданных ими существ, кажется не просто допустимой, но даже необходимой для поддержания определенной атмосферы. С легкостью, граничащей с безразличием, они низводят до гибели тех, кто населяет их вымышленный мир – образы, зачастую лишенные глубины, чьи действия кажутся предопределенными и не вызывающие особенного сочувствия. Умирают они тоже без сопротивления, словно марионетки, застывая в неестественных позах, с откинутыми назад головами. Один из кандидатов на роль исполняющего роль смерти закрывает им глаза, и повествование, подобно неумолимому механизму, движется дальше, от одного безжизненного тела к другому.
Особого внимания заслуживает вымышленная страна, ставшая декорациями для разворачивающихся событий. Она словно сплетена из фрагментов различных географических и культурных ландшафтов – ощущается влияние Латинской Америки, но совершенно отсутствует узнаваемость России. И, безусловно, необходимо отметить развенчание террористических методов и идеологии Доминиканского ордена, ознаменовавшее окончание повествования. По сути, справедливость восторжествовала, однако послевкусия от увиденного оставляют определенный осадок, заставляя задуматься о последствиях и цене победы.
Игра актеров, к сожалению, не отличается выдающимся мастерством. Актеры, наделенные привлекательной внешностью, демонстрируют всеобщую красоту, комики пытаются развлечь зрителя, а остальные, застывшие в неестественных гримасах, судорожно пытаются создать видимость актерской игры. Особенно болезненным кажется наблюдение за тем, как исполнитель роли пытается изобразить школьника – фрагменты, вызывающие неловкость, даже у меня, как у зрителя.
В целом, сериал можно оценить на твердую тройку, без явных восторгов и разочарований. Ему не хватает насыщенности сюжета, чтобы полностью заполнить запланированный хронометраж, и авторам пришлось прибегать к дополнительным элементам: флэшбеки, музыкальные паузы, вставки с, казалось бы, совершенно нелогичными событиями, например, безуспешная попытка героини сбежать из психиатрической лечебницы. Вопрос, зачем зрителю показывать подобное, остается открытым, поскольку не способствует развитию основных сюжетных линий и, скорее, отвлекает от общего восприятия произведения. Возникает ощущение, что попытка расширить хронометраж обошлась авторам слишком дорогой ценой, превратив просмотр в сборную солянку из разрозненных сцен.